kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » О нас » Макарова Алла Викторовна » К семейным истокам

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




К семейным истокам

Меня всегда интересовала история моей страны вообще и история моей семьи, в частности, старинное житье моих предков, большей частью мне неизвестных. С детства у меня на слуху были названия деревень Сухмень, Яровая, Лопатки, Калашная, Батырева, Чулошная, Казенная, Половинка Курганской области (Территориальная подчиненность деревень указана по современному административно-территориальному делению).

Время шло, вопросы исследования своей родословной не занимали сколь-нибудь большого места в моей жизни, казалось вполне достаточно того, что мне уже известно, да и времени особо не было.  Серьезно я стала задумываться об этом, будучи уже на пенсии и имея  не только детей и внуков, но и правнука. Стало невыразимо больно от того, что и с моим уходом из этого мира, мои потомки вообще не будут ничего знать о своих пращурах, у которых была большая и сложная жизнь, которая прошла на фоне истории нашей многострадальной, но очень жизнестойкой страны – России.  С2010 г. начались мои поиски, и наука, называемая «генеалогия», прочно вошла  в круг моих постоянных интересов.

Изначально мне было известно немного. Моя мама – Федорова Ирина Алексеевна родилась в 1914 г. в деревне Яровая Половинского района Курганской области. Ее родители были крестьяне, и длительное время там проживали.  Отец – Федоров Алексей Захарович родом из деревни Сухмень Половинского района, осиротел еще в раннем детстве, мать Федорова Пелагея Семеновна (в девичестве Чебыкина) родилась  в1894 г. тоже в д. Яровой. В семье было  пятеро детей, но четверо из них умерли в раннем детстве, в живых осталась только моя мама – старшая из детей. После переезда в г. Курган в начале 1930-х годов дед работал бригадиром пути на ст. Курган.  В1942 г. во время работы был смертельно травмирован поездом. Бабушка немного работала нянечкой в детских яслях ст. Курган, а потом занималась домашним хозяйством. В Кургане семья проживала на разных съемных квартирах, а позднее из старых шпал, выписанных дедом на работе, он построил небольшой домик (комната и кухня) в Северном поселке города. Дом стоял на углу улиц Отдыха и Калинина и имел соответственно нумерацию № 40 и № 15. В этом доме прошло и мое детство,  и раннее детство моей старшей дочери Тани.

Мать Пелагеи Семеновны (моя прабабушка) Мария Петровна Чебыкина (в девичестве Разживина), проживала вместе со своим мужем (моим прадедом) – Семеном Иосифовичем Чебыкиным тоже в д. Яровой. Родом же Семен Чебыкин был из села Лопатинского Лебяжьевского района Курганской области.  У Марии Петровны была старшая сестра Татьяна Петровна, дочь которой – Параскева Клементьевна (в замужестве Маракуева) жила в г. Кургане в семье своего сына Владимира Александровича Маракуева на ул. Заводской.  Две ее дочери Фаина Александровна (в замужестве Хованская) и Евгения Александровна (в замужестве Чернышева) проживали со своими семьями в г. Москва.

У деда – Алексея Захаровича Федорова была старшая сестра – Лукерья Захаровна (в замужестве Худякова), проживала в г. Кургане  по ул. Омской. Дочь Лукерьи Захаровны – Мария Тимофеевна (в замужестве Власенко) жила в г. Коканде (Узбекистан), а сын Василий Тимофеевич Худяков – в г. Кургане по ул. Вагонной, работал маляром на ж.д. ТЭЦ.

Вот и все чем я располагала,  начиная свою родословную:  небольшой информацией о шести прямых предках и восьми родственниках, из которых на начало моих исследований в живых уже никого не было. Были мне известны и шесть фамилий, которые носили мои предки: Федоровы, Чебыкины, Разживины, Климовы, Маракуевы, Худяковы.

Мне очень хотелось узнать как можно больше предков и их подробные биографические данные. Установить хронологические рамки поселения в Сибири предков по материнской линии, места их выхода в Сибирь, места и время проживания в Зауралье, установить предков по отцовской линии (Петрозаводск, Ленинград, Петергоф), восстановить военную биографию моих родителей. Конечной целью моих исследований было определено составление моей полной родословной и жизнеописание предков в контексте исторических событий, происходивших в стране. На сегодняшний день я еще далека до завершения исследований (если это вообще возможно), много «белых пятен» требуют своего раскрытия , но я хочу поделиться частью найденных мною сведений, вдруг это поможет кому-то еще восстановить утраченные в веках родовые связи.

Поскольку я понятия не имела о том, с чего начать и где добывать информацию, я начала посещать заседания Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищева, изучила массу литературы по методике генеалогических исследований и истории Курганской области в библиотеках г. Кургана, Санкт- Петербурга, в Интернет-ресурсах.

Только после получения теоретических основ о предмете можно было обратиться к архивным источникам.

Конечно, меня интересовала, прежде всего, история деревень Сухмень и Яровая, где жили Федоровы, Разживины) и с. Лопатинского – родины моего прадеда Чебыкина Семена.

Зауральские деревни моих предков

Первые мои исследования начались по материнской линии и касались территориально современных Половинского и Лебяжьевского районов Курганской области. Указанные деревни ранее входили в состав Курганского округа Тобольской губернии, а волостное подчинение менялось: Кривинская, Куреинская, Башкирская, Лопатинская волости.

Интересная информация была получена мною из труда Н.О.Осипова «Экономический быт государственных крестьян Курганского округа»,   СПб.1894 г.

Осипов, так описывает округ: «Курганский округ принадлежит к числу самых западных местностей Тобольской губернии и граничит с запада с Пермской и Оренбургской губерниями почти на протяжении 200 верст, с севера примыкает к Ялуторовскому округу, с востока к Ишимскому и с юга к той части Акмолинской области, которая называется «землей сибирского линейного казачьего войска; западная часть южной границы  на протяжении не более 20 верст примыкает к землям оренбургского казачьего войска… Курганский округ лежит на тех же широтах как Уфа, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Витебск, Ковно и Кенигсберг. Естественных границ Курганский округ почти не имеет: от земель Пермской губернии, Акмолинской области и округов Ялуторовского и Ишимского он отделяется границами искусственными; только незначительная часть оренбургской границы не более 60 верст образуется извилистым течением р. Тобол с запада и течением правого ее притока р. Алабуги – с юга».

Современный Половинский район является южным районом Курганской области. Первым поселением на территории района была слобода Башкирская, основанная в начале ХIХ века (точной даты не установлено) казаками экспедиции Набокова, которая вела военные действия против кочевых племен.

Деревня Сухмень

В1811 г. появилось поселение со странным названием – Сухмень. По Осипову д. Сухмень находится в восточном приозерном районе Курганского округа. А что означает это слово?

Слово «сухмень» упоминается еще в Патриаршей (Никоновской) летописи под 994 г.: «Того же лета бысть сухмень велика и знойно добре» (1). Известна крестьянская пословица: «Суглинка в мокредь не вспашешь, вязнет, а в сухмень не подымешь, слипается» (2). И русская литература не обошла его своим вниманием. М.Е.Салтыков-Щедрин: «Круглое  лето около земли ходят (о дождях – А.М.), а все хлеба нет. Сряду три года — то вымокнет, то сухмень высушит, то градом побьет (3)…». И.С. Тургенев: «Там места привольные, речные, гнездо наше; а здесь теснота, сухмень» (4),  И.А.Бунин: «Толчется сеткой мошкара, Шафранный свет над полем реет — И, значит, завтра вновь жара. И вновь сухмень. А хлеб уж зреет» (5). Ясно, что речь идет о сухой и знойной погоде, отсутствии дождя – суши, а также о почве, сухом безводном месте. Толковые словари единодушно дают три значения: 1 – сухая, пересохшая почва (суходол), 2 – очень сухая без дождей погода (засуха), 3 – очень сухой, горячий ветер. Ефремова (автор одного из словарей), конкретизируя первое значение называет сухменем сухое безводное место  (6).

У современных сухменцев существует местная легенда о том, что первые поселенцы соорудили свои жилища на сухом месте между двух озер, но некогда здесь было одно озеро, которое стало мелеть. Образовалось два озера, а между ними сухое место – "сухой мень", сухмень. Это озеро Сухмень и дало название деревне. Местные краеведы считают допустимой такую версию, связанную с топонимикой села и считают, что его название часто себя оправдывает. «Когда в соседних деревнях льет дождь, в Сухмене «погремит небосвод, похмурится темными тучами, но уронит лишь скупые капли небесной влаги. А то и вовсе сухо, "сухмень", сухменская погода» (7).

Списки населенных мест Тобольской губернии за разные годы содержат о Сухмене следующие сведения.

1868-1869 гг. Деревня Сухменская расположена при оз. Сухмень по правую сторону торгового тракта из Кургана в Петропавловск на расстоянии 130 верст от окружного г.Кургана, и 53 верст от с. Лебяжьевского, где находился квартальный 3-его участка. Деревня эта казенная, общественных учреждений в ней нет. Число жителей составляет 432 чел., проживающих в 104 дворах (8).

1893 г. Деревня Сухмень относится к Лопатинской волости, в ней 67 дворов с общим числом жителей  897 чел. обоего пола (9).

1895 г. – в д.Сухмень 17 ветряных мельниц с годовым размолом на 100 руб. Пахотная земля отстоит от деревни в ½ версты в одной окружной меже. Население  исключительно хлебопашцы, оброчных статей в деревне нет, деревня несет расходы на духовенство – 8 рублей 57 копеек, на пастуха – 85 рублей, на школу 2 рубля 45 копеек, на ямщика 82 рубля 18 и 3/4 копейки, всего 178 рублей 21,5 копейки в год. В деревне 123 двора с населением 962 души из них коренного населения: мужского – 443 души, женского – 454, ссыльного мужского – 40, женского – 25 человек. Были в деревне и мастеровые люди: 1 плотник, 1 сапожник, 2 кузнеца, 1 портной. Грамотных 38 человек или 3,8%, не было ни одного окончившего курс народного училища. Воинскую повинность отбывали 14 человек, имелись 14 отставных нижних чинов. Православных проживало 600 человек, принадлежащих приходу Богородице-Казанской церкви села Лопатинского, отстоящей в 12 верстах от Сухменя. Также в деревне проживало много раскольников – 362 человека (10)  (кстати, местные жители до сих пор называют западную часть села – «двоеданский край», имеется отдельное «двоеданское» кладбище (11) – А.М.).

1903 г. – деревня расположена на расстоянии 112 верст от г. Кургана, 12 в от с. Лопатинского. Видимо происходило расширение и вследствие этого смещение в сторону Кургана. В деревне имелся хлебо-запасный магазин (12).

Численность жителей д. Сухмень

Годы

Кол-во дворов

Кол-во жителей

В т.ч. муж.п.

Женс. пола

Источник

1811

5

    х

23

 х

ГБУТОТ ф.154 оп.8 д.321

1812

5

    х

26

 х

Там же

1821

7

  67

39

28

ГБУТОТ ф.156 оп.9 д.931

1857-1858

 

255

 

 

ГАКО ф.245 оп.1

д. 1179

1868-69 г

104

432

218

214

Список1871 г.

1893

123

897

443

454

Список1894 г.

1895

123

962

 

 

Обзор1895 г.

1897

 

889

457

432

ГБУТОТ ф.417 оп.2 д.1590

1903

134

1170

842

428

Список1903 г.

1921

350

2173

1017

1156

ГАКО,ф.158,оп.1 д.хр. 47

                 

 

Из таблицы видно, что население деревни все время интенсивно росло. Этому способствовал не только естественный прирост, но и переселенческая политика Российского правительства. В ХIХ в. здесь осело много переселенцев из Воронежской, Саратовской, Курской, Рязанской губерний, не говоря уже о внутренних переселенцах – выходцах из разных мест Тобольской губернии. Сухменские краеведы считают возможным наличие переселенцев из Пермской губернии, о чем говорит название примитивной сохи – "пермянка". Именно "пермянки" и "рогуши" были основными орудиями для обработки земли (13). Это вполне вероятно, ведь всю историю народонаселения нашей страны можно представить как череду переселений; так, в 17 веке при первоначальном освоении территории современной Курганской области было много переселенцев с Урала, куда те попадали с Поморья, Предуралья, с Перми и т.д., а впоследствии эти старожилы осваивали уже более южные территории.  Это, конечно, казаки и большей частью государственные крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством, отбывающие повинности, и платящие в казну подати.

Сведения о первых поселенцах д. Сухмень  были найдены в Ревизской сказке Кривинской волости Курганского округа за1812 г. Ревизия  в д. Сухмень  проводилась в марте1812 г., переписывалось только мужское население – податные души. Подписана сказка волостным головой Семеном Колбиным. В сказке говорится, что на это место в1811 г. самовольно заселились пять семей, (которые и были переписаны в ревизию) в т.ч. из Черемуховской волости: семья Грибанова Ефима Григорьевича 28 лет с сыновьями Григорием 6 лет и Данилой – 5 лет; и семья из д. Спорной Шихалева Никиты Никифоровича - 32 лет с  детьми Дмитрием 11 лет, Афанасием 9 лет, Тимофеем 7 лет, Парфилием 6 лет, а также  братом Егором 24 лет с годовалым сыном Афанасием. Две семьи были  из Смолинской волости: из д. Галкиной – Третьякова Афанасия Васильевича 54 лет с детьми Петром 34 лет, Андреем 13 лет и внуками – детьми Петра Григорием 13 лет и Андреем 1 года; а из д. Патронной семья Тарасова Евсея Семеновича 47 лет с сыновьями Василием 25 лет, Павлом 24 лет, Михайлой 10 лет и внуками – сыном Василия Федором 2 лет сыном Павла Николаем 4 лет. Из д. Копаевской Сычевской волости переселилась семья  Федора Антоновича Базанова 34 лет с сыновьями Яковом – 9 лет, Меркулой – 7 лет, Иваном – 4 лет и Аристархом –1 г. (14).

В1821 г. в д. Сухменской проживало 39 душ м.п. и 28 женского, всего 67 человек. Это были семьи Петуниных, Шихалевых, Третьяковых, Банниковых, Самариных, Базановых. Все они в то время были прихожанами Покровской церкви с. Шкодского (15).

В первой половине ХIХ в. в южных волостях Курганского округа, в частности в Кривинской и Куреинской, проводились различного рода межевые и землеустроительные работы, так называемое «приведение в известность земель». Это было обусловлено необходимостью изыскивать свободные участки для новых переселенцев из «Расеи», которые значительно стали прибывать в Зауралье во второй половине ХIХ в.

Курганский округ межевался 4 раза, каждый раз старые съемки признавались неверными – и каждый раз дело начиналось с пересъемки уже снятых на план волостей. Н.О.Осипов отмечает, что «только в1839 г. прекратилась эта безурядица и межевание было поставлено в условия, которые гарантировали окончательное решение дела (16).

Земли д. Сухменской были смежными с землями некоторых деревень Куреинской волости, поэтому при снятии на план земель деревень Яровой, Чулошной и Батыревой в мае-июне1836 г., Семипалатинский окружной землемер Федоров направлял повестки крестьянам  д. Сухмень о выборе одного поверенного и двух понятых для присутствия и свидетельствования правильности проводимых работ. Поверенным от Сухменя был избран Матвей Криволапов (в другом месте Кривоногов), по его неграмотности за него расписывался казак Никита Потанин, понятыми – Евсей Тарасов и Петр Третьяков, те самые, что были первопоселенцами деревни. Избирали поверенного и понятых крестьяне: Тихон Носков, Петр Третьяков, Прокопий и Афанасий Банниковы, Платон, Кирилл и Василий Самарины, Никита Изотов, Афанасий и Матвей Шихалевы, Антон Степанов, Михаил Неустроев Аристарх Ананьин, Ефим Пшенищников, Василий и Михаил Тарасовы  (еще одна фамилия – неразборчиво) (17).

В 1887 году в деревне был произведен передел (натуральная ревизия) на наличные души. Принятие надела по числу  душ не было обязательным, поэтому по выражению Н.О.Осипова «были малолеты по 20 лет», которые отказывались от земли. Пашню измеряли два земельных доверенных в присутствии нескольких понятых. В пашню позволялось замерять и степь, но с тем условием, чтобы присутствовавшие при замере степи домохозяева эти нераспаханные земли принимали на свои души как земли  второго сорта. В первый же сорт  зачислялись «высокие   дубровные земли» (18).

Прежний передел был по мнению Осипова «очень неправильным». «Домохозяева сидели «кусками», одни в середине дубрав, т.е. на самых лучших местах, другие «по бокам», т.е. «на свесах «спусках с грив – местах сравнительно с первыми худших; теперь дубровные пашни нарезали лентами, перпендикулярными к оси грив, так что в каждой ленте были и высокие и низкие (собственно спуски). Ширина  лент была пропорциональна числу душ каждого домохозяина; старому владельцу участка предоставлялось право  выбрать любой спуск, т.к. лента на вершине гривы разделялась на  две части. Ни «надорожки», ни жеребьевки не было (19).

Во время своих исследований Н.О.Осипов мысленно с планом в руках обходил всю Окружную межу волости и расспрашивал крестьян о внутренней ситуации. «После таких расспросов» - пишет он, «изумлению крестьян в особенности молодых, не имеющих и понятия о землемерных работах, не было пределов. «Да, брат», - обыкновенно заключали они, обращаясь друг к другу,  «в планту все прописано, вся земля в виду; все объявляется: и где сенокошение, и где колки (перелески), и где пахота, и где  грана (межа). Землю, видно не утаишь, в карман не спрячешь». Убедившись, что в планах правильно показаны границы и ситуация их владений, крестьяне обыкновенно думали, что на планах показана и таксация угодий; это обстоятельство имело весьма серьезное значение при опросе «стариков» о качестве их земель: зная что «в планту все прописано» в большинстве случаев они не решались давать слишком неправильные сведения относительно этого предмета особенно если предупреждались, что дача их будет осмотрена в натуре» (20).

Сухменские крестьяне, как и их соседи, сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, лен, выращивали на масло коноплю. Занимались рыбной ловлей,  скотоводством и охотой.

Согласно Ревизской сказки д. Сухменской от 7 июня1858 г. в ней проживали семьи: Шихалевых, Самариных, Кайгародцевых, Пичугиных, Костоусовых, Пшеничниковых, Носковых, Банниковых, Кривоноговых, Федоровых, Матвеевых, Ананьиных, Мяготиных, Филипповых, Михалевых, Печенкиных, Савельевых, Быковых, Третьяковых, Васильевых, Тарасовых, Аршуковых, Боботковых, Балашевых, Кононовых, Алпеевых, Петуниных, Чекушиных, Белозерцовых, Булгаковых, Гавриловых.

В1897 г. в Российской империи проводилась Всеобщая перепись населения. Д.Сухмень входила в 7-ой счетный, 11-ый переписной  и 3-ий полицейский участки. Согласно этой переписи здесь проживали: Носковы (13 семей), Шихалевы (11с.), Пшеничниковы (11с.), Кайгародцевы (19с.), Алпеевы (10), Пичугины(9), Тарасовы(7), Федоровы (6), Банниковы (5с.), Третьяковы (5с.), Самарины (5), Быковы (4), Печенкины (3), Булдаковы (2), Плотниковы (1), Филипповы (2), Канциберовы, Савельевы (2), Черных (2), Петунины (2), Кононовы (2), Пушкаревы (2) Барабановы (2), а также семьи  Ананьиных, Домрачевых, Коваленковых, Михалевых, Денисенко, Серебренниковых, Ефремовых, Матвеевых, Мяготиных, Ставских, Костоусовых, Кузоватовых, Белозерцовых, Пахомовых, Шатиловых , Артемьевых, Копытовых, Поповых, Петровых, Грошевых, Христиановых, Горменских, Русинских, Костиных, Эглик, Колодзинских, Кулешовых, Рощенко, Мертвецовых, Тур, Дорошенко, Утенковых, Житковых, Васильевых, Зворелевых, Кочешевых, Опариных, Бобровых, Гаврюк, Симаковых, Пантелеевых, Шишкиных, Ковалевых, Леонтьевых, Голубевых, Коломеец, Касиновых, Кропивиных. Проводил перепись священник Константин Серебренников. В сводной ведомости было указано, что все семьи крестьянские, приписано к деревне 889 человек, в т.ч.457 м.п. и 432 ж.п. , постоянно живущих 772 чел. (369 м.п. и 403 ж.), в наличии же оказалось 738 чел. (348 м.п. и 390 ж.п.). Как оказалось, все Федоровы и некоторые из Кайгародцевых имели родственные отношения с моим дедом – Федоровым Алексеем Захаровичем.

Самым первым документом о моих родных, заставившим дрогнуть от волнения мое сердце, оказался найденный мною в  ГАКО, в  материалах Богородице-Казанской церкви с. Лопатинского  брачный обыск  от 11 ноября  1909 г. о желающих вступить в брак, касающийся моего деда, Алексея Захаровича, из д. Сухмень и моей бабушки, Чебыкиной Пелагеи Семеновны, из д. Яровой. Из этого документа я узнала, что бабушка была не 1894, а 1893 г.р.; что дед родился 15 марта (ст.ст.) 1890 г., в брак они вступили дед Алексей в возрасте 19 лет, бабушка - 16 лет, оба были неграмотными и за них по их личной просьбе расписались крестьянин села Лопатинского Алексей Исаев Романов и крестьянин деревни Яровой Матвей Романов Романов; что поручителями по жениху: выступали крестьяне Тимофей Ефимиев Худяков из дер. Батыревой и крестьянин Прокопий Сергиев Константинов из дер. Яровой, а по невесте – крестьяне деревни Сухменской Алексей Иосифов Кайгародцев и деревни Яровой Матвей Романов Романов, что производили обыск: священнослужители священник Всеволод Константинов и псаломщик Михаил Константинов Тереберин (21).

1

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Лопатки.

2

3

Федоров  Алексей Захарович

Федорова (Чебыкина) Пелагея Семеновна

 

Позже я установила, что родоначальником рода Федоровых был посельщик из 9-ой партии д. Камышной, приписанной к слободе Лебяжьей – крестьянин Прокопий Федоров (ок.1738 г.р.),  имевший 10 детей. В Камышной семья проживала  с 1773 г. Сын Прокопия – Иван (ок.1776 г.р.), прадед Алексея, был женат на крестьянской дочери из с. Моревского, Южаковой Ирине Ивановне, у них было девять детей. Вот Иван Прокопьевич с семьей и переехал в 1820 г. из д. Камышной,  уже Арлагульской волости,  в д. Сухмень. В 1839 г. в Сухмене родился отец Алексея Захар Никифорович. Судьба не очень жаловала Захара. Он был женат трижды. Первая жена – солдатская дочь  Марфа Самуиловна Иванова (1839 г.р.) из д.  Головной  Кривинской волости Курганского округа умерла в возрасте 40 лет.  От этого брака было 7 детей. Став вдовцом, 41-летний  Захар женился на 25-летней Елене Матвеевне Кайгародцевой – крестьянской дочери  Матвея Петровича и Афанасии Логиновны Кайгородцевых из д. Сухмень, но через два года после свадьбы Елена Матвеевна тоже умерла, вскоре после рождения в1881 г. дочери Гликерии, той самой Лукерьи Захаровны (в замужестве Худяковой) – бабы Луши, о которой мне было известно и которую я знала лично.

Матерью Алексея стала третья жена Захара – Васса Потаповна Осипова – 24-х летняя молодая крестьянская вдова Осипова Лаврентия Петровича из д. Требушинной Кривинской волости. Захар был старше ее на 20 лет. Родилась Васса Потаповна в д. Островной Кривинской волости, в семье государственных крестьян Потапа Афанасьевича Мостовских (ок.1822 г.р.) и Ефимии Игнатьевны (в девичестве Ивановой),1825 г.р., урож.  д. Головной Кривинской волости.

Род Мостовских ведет свое начало от Мостовских Зиновия (ок.1660 г.р) – выходца из Поморья (район Соли Вычегодской), - оброчного крестьянина слободы Иковской Тобольского уезда (современная д. Иковское Белозерского района Курганской области). Сын Зиновия Никита (1703 г.р.) служил в беломестных драгунах в д. Русаковой Иковской слободы, ок.1770 г. переехал в д. Щучью, приписанную также к слободе Иковской (позднее Моревской волости), где и умер в1778 г. У него было четверо сыновей. Сын Никиты Федор (ок.1717 г.р.), переселился позже  в д. Скатинскую слободы Иковской, имел шестерых детей. Внук Никиты – Матвей (ок.1740 г.р.), сын Федора, проживал сначала в д. Щучьей, а в1795 г. самовольно переселился с семьей в д. Островную. В семье Матвея было девять детей, в т.ч. Афанасий – дед Вассы Потаповны. Афанасий был женат дважды: первым браком на крестьянской дочери Евдокии Мартыновне Толоконниковой (1776 г.– ум.1805 г.) из д. Кривиной Падеринской волости, От  брака имел  пятерых детей. Второй женой Афанасия была крестьянка из д. Мало-Криво Кривинской волости – Евдокия Павловна Анисимова  (1770 г.р.). От этого брака родилось еще семеро детей, в т.ч. и Потап Афанасьевич (1825 г.р.) - отец Вассы (моей прабабушки). Пока мною установлено более 150 родственников из рода Мостовских и более 120 из рода Федоровых.

Деревни Яровая

Во всех ранее изученных мною источниках говорилось о том, что образование д. Яровой точно не установлено, примерно же датируется  20 - 30-ми годами 19 в., очевидно после постройки новой Пресногорьковской пограничной линии крепостей, в результате чего стало возможным безопасное поселение крестьян - землепашцев на южные присоединенные к Российской империи степные районы Зауралья.

Недавно мне удалось обнаружить в Тобольском архиве «Дело о строительстве новой деревянной Троицкой церкви Кабаньей крепости Курганского ведомства», в котором указана дата образования д. Яровой –1820 г. и перечислены все ее жители поименно с указанием возраста, как и жители деревень Сухменской, Батыревой, Чулошной и Половинной по состоянию на1821 г. Интересно, что деревня носит название  «Долгих или Юровая» (22). В ней проживает 27 семей общей численностью 198 чел., в т.ч. 97 – м.п. и 101 ж.п. Это семьи Лукмановых, Булдаковых, Тарасовых, Ивановых, Разживиных, Палкиных, Третьяковых, Немчиновых, Рубиновых, Лаврентьевых, Васильевых, Давыдовых, Аверкиевых, Вантиловых? ,Комаровых, Пономаревых, Немировых, Комарских, Сизиковых, Поповых, Ананьиных, Лушниковых, Белозерцовых, еще фамилии четырех семей написаны неразборчиво.

В дореволюционных печатных источниках сообщается, что д. Яровая  расположена при озере Яровом, по правую сторону торгового тракта, начинавшегося от с. Моревского и шедшего через г. Курган до станицы Пресновской и далее до г. Петропавловска. Расстояние от д.Яровой до окружного города Кургана 130 верст (23), а до с. Лебяжьевского, где в1868 г. находился квартальный 3-его участка Курганского округа – 68 верст.(24)  до г. Петропавловска – 190 верст, а до с. Куреинского 44 версты (25).

В1836 г. семипалатинский окружной землемер Федоров, «приводя в известность» земли, занимаемые крестьянами д. Яровой, записал в Полевом журнале: «д. Яровая Омской области Петропавловского округа Куреинской волости лежит при оз. Яровом. В деревне согласно 8-ой народной переписи (1834 г. – А.М.) 60 крестьянских дворов, 165 душ мужского пола и 175 женского, налицо же с убывшими и прибывшими 168 душ м.п. и 180 д. ж.п. (26). «Озеро Яровое, на котором стоит  деревня в 3 аршина глубиной.  В оном озере ловится рыба для домового расхода – караси. Вода в озере годна к употреблению. Грунт земли в местах произрастающих березовым и дровяным лесом суглинистый, почему крестьяне и производят хлебопашество между леса, а на степи пашню не распахивают по неурожаю хлеба. Но крестьяне д. Яровой не имея у себя лесных мест возделывают а то сдают для возделывания полей под хлебопашество в Тобольскую губернию Курганский округ расстоянием от мест своих жительств от 12 до 18 верст. Крестьяне деревни (как и д. Батыревой и Чулошной) поселены большей частью из разных округов Тобольской губернии. Крестьяне большей частью занимаются хлебопашеством, хлеб сбывают на линию для отправления во внешние округа Омской области, и скотоводством, скот передают казакам для прогона в Российские губернии… Посев хлебов производят рожь, ярицу, пшеницу, овес, ячмень, просо, горох, семя конопли и лен. Из огородных овощей – репу, морковь, капусту, свеклу, редьку, бобы, картофель, укроп, лук, чеснок, огурцы, мак. Из хлебных посевов преимущественно урожается рожь, а прочие посевы посредственные. Сенные же покосы по изобилии в мелком дровяном лесу хорошие» (27). «Лесу годного для строения не имеется. В мелких лесах и на степи звери: волки, зайцы, торбаганы, горностаи, из птиц орлы, журавли, гуси, лебеди, авдюшки, пигалки, зуйки, гагары, утки, выпи, вороны, галки, сороки, воробьи, кулики, филины, тетерева, куропатки, репки, грачи, голуби»… «В деревне Яровой шесть ветряных мельниц. Каждая мельница об одном постов… Женщины, кроме полевой и домашней работы, занимаются тканием холста для быта домашнего… Ярмарок в деревне не бывает». Землемер делает интересную приписку в Полевом журнале о том, что в дачах, занимаемых крестьянами деревень Чулошная, Яровая  и Батырева им «найден бугор древних жителей, именуемый бугром Шляпиным по случаю тому, что фигура оного подобна шляпе или шапке» (28) (Орфография и стилистика оригинала сохранены – А.М.).

В1849 г. в связи с проведением новых межевых работ волостные правления представляли Тобольскому окружному землемеру Завьялову сведения о числе душ, состоявших в д. Яровой. Староста Уткин указал, что в деревне 62 двора, по 8-ой ревизии значилось 160 душ м.п. и 170 д.ж.п., отставных солдат – 4 д.м.п. и 5 ж.п., причисленных поселенцев нет. После 8-ой ревизии родилось 100 душ м.п. и 120 ж.п., а умерло в этот же период 31 д.м.п. и 45 ж.п., налицо 232 д.м.п. и 250 ж.п.(29).

По результатам межевания  было произведено подробное  исчисление земель д. Яровой. В ее владении оказалось: степи мало удобной к пашне – 4434 десятины 1430  саженей,(30) сенокосу – 114 десятин 1400 саженей и 6 десятин 1800 саженей, лесу дровяного - 121 десятина 800 саженей, березового: 1800 саж., 1 дес. 1800 саж., 3 дес. 1900 саж., 6 дес. 700 саж. Под солонцами – 19 десятин 1200 саж., удобной земли 4650 дес. 2330 саж. по 10 десятин на душу (31).

Природа не баловала земледельцев. Если учитывать, что земля и озеро были ос- новными источниками существования крестьян, то становится ясным почему они часто меняли  свое место жительства. Расположение деревни Яровой почти на границе с современным Казахстаном говорит само за себя. «Из озера питаемся и подати платим» - говорили исследователю Осипову Н.О. крестьяне д. Яровой. В середине 40-х годов Х1Х в. озеро Яровое, как и озера Батырево, Скрябино, Казенное, Долгое, совершенно высохло, так что на днищах их косили сено.(32)   Многие  жители деревни Яровой покинули ее.

В1854 г. на общей сходке крестьян д. Яровой ст.чертежником Антиповым проводился перенадел оставшихся в деревне жителей землей, высвободившейся в результате выселения 93 душ. На оставшиеся души пришлось уже по 18 и ¾ дес (33).

В1887 г. д.Яровая  произвела новый передел земли  на все наличные души, кроме тех, кто на день приговора проживал в ней менее 5 лет. В первый сорт зачислялась  дубравная земля , а вся остальная  во второй. Осипов отмечал небрежное отношение к разделу пашни между домохозяинами, крестьяне мало придавали значения точности и правильности передела пахотных земель, т.к. хлебопашество велось  только для собственного продовольствия,  а денежные доходы извлекались в основном из рыбной ловли и частично  из коневодства. Многие крестьяне даже не распахивали свои наделы. Население деревни в этот период стало совсем немногочисленным – всего  73 надельные души (34).

Процедура  проведения таких работ достаточно полно отражена в материалах ф.245 «Тобольская казенная палата. Тобольское губернское управление земледелия и государственных имуществ», хранящихся в ГАКО. Так, например  Дело об отводе земель  крестьянам д.Яровой, Батыревой и Чулошной» за1836 г. (35).

Работы проводились в мае-июне1836 г. Первоначально Семипалатинский окружной землемер Федоров направил отношение в Петропавловский земский суд с просьбой направить депутата для присутствия при съемке земель. Земский суд известил Землемера  о  направлении депутата Игнатьева. Затем Землемер направил повестки крестьянам  тех деревень, чьи земли были сопредельны с землями деревень Яровой, Чулошной и Батыревой, а именно д. Хлуповой, Башкирской, Половинной, Фипповской, Успенской, Воздвиженской, Сухменской. В повестках он уведомлял крестьян о предстоящем снятии земель на план и предписывал от каждой деревни выбрать поверенных со всеми  соответствующими полномочиями, а также прислать людей честных и благородных в понятые. Повестки эти объявлялись крестьянам, о чем на обороте повесток делались их собственноручные подписи, либо по просьбе неграмотных подпись кого-либо из умеющих писать. После этого крестьяне давали поверенным доверенности. Так, крестьянами дер. Яровой, Батыревой и Чулошной общая доверенность была дана крестьянину д.Яровой Якову Никитину. От д. Яровой доверенность выдавали крестьяне: «Поличка Слизиков, Иван Михайлов, Тимофей Третьяков, Харитон Будиков, Микита Комаров, Степан Коробейников, Силантий Тихонов, Осип Романов, Николай Немиров,…Шихалев, Егор Во… (далее неразборчиво), Егор Кузьмин и все прочие по безграмотности и личной прозьбе расписался крестьянин деревни Родион Боботков».

Поверенный давал присягу в том, что «земли всякие угодья отводить буду по самой сущей справедливости», понятые тоже давали присягу, настолько примечательную по содержанию, что я приведу ее полностью с сохранением редакции источника: «Я ниже имянованный обещаюсь и клянусь всемогущим Богом  пред Святым  его Евангелием в том. Что в деле сем к которому я призван свидетельствовать имею показать сущую правду со всею ясностию сколько в том  поистинно знаю, ни мало из всего того ни под каким видом не утаивая и никому никак ни наровя ни для дружбы ни для вражды ни для страха ни для подарков ни какой либо корысти и как я перед Богом и судом его страшным ответ в том дать должен; в заключении же сей моей клятвы целую Слово и Крест Спасителя моего. Аминь».

По работам составлялись акты, в которых указывалось напр. «Работы начались 19 мая и продолжались по 24 мая в 6 часов пополуночи». После каждого дня работ поверенный подписывал полевой журнал, где свидетельствовал что «земли сняты ромбическими линиями и вся внутренняя ситуация как удобных так и неудобных мест снята». После полного выполнения работ землемер заполнял Экономический журнал, где приводил  сведения о каждой деревне, о числе ее жителей, их занятиях и т.п.

Н.О.Осипов, описывая  озеро Яровое, при котором стояла деревня и озера в ближних деревнях, высохшие во время большой засухи до такой степени, что на их днищах косили сено, отметил интересный факт, «несмотря на видимое отсутствие проточных вод, которые бы соединяли высохшие озера с другими, имевшими в то время рыбу, рыба вновь появлялась в озерах, как только они наполнялись водой (вот как живуч карась! – А.М.). Осипов отмечал факт  величайшего благоразумия, с которым крестьяне пользовались своим рыбным богатством. Они не позволяли ловить рыбу неводом, а только удочками, поскольку от ловли неводом рыба переводилась. Крестьяне несколько раз пробовали регулировать право рыбной ловли на своих озерах и для уравнения домохозяев вводили даже оброчную плату, рассчитывали ее по числу удочек и по времени лова, но впоследствии, как пишет Осипов, оставили эту разверстку, потому что «греха много было» и решили что «божья пазуха велика – на всех хватит» (36). От Осипова Н.О. узнаем, что не все гладко было в отношениях между крестьянами соседних деревень. Он пишет: «Озеро Яровое находится в даче д.Яровой и потому всецело ей принадлежит, следовательно соседние деревни не имеют права ловить в нем рыбы, и действительно, яровляне несколько лет брали с казенцев ( жителей д. Казенной, находившейся на расстоянии двух верст от д. Яровой – А.М.) оброк за право рыбной ловли в оз.Яровом. Ловля рыбы удочками производится здесь при помощи горбунцов – особого водного насекомого, которое употребляется в виде наживки или приманки для рыбы; эти горбунцы водятся далеко не во всех озерах. В даче д.Яровой таких озер нет, а в даче д. Казенной таких озер два – Долгое и Питное. Проплатив яровлянам несколько лет оброк за право рыбной ловли, казенцы, наконец-то сообразили, что оба эти озера, в которых рыбы нет, но зато есть много горбунцов, также могут служить им как оброчная статья, и стали требовать с яровлян платы за право ловли горбунцов. Яровляне сначала смеялись, как это можно требовать плату за ловлю «гада», но когда казенцы действительно не пустили их ловить горбунцов, то яровляне решили не брать с казенцев оброк за ужение рыбы. Так горбунцы и выручили Казенную – озера Долгое и Питное оказались у них оброчными статьями» (37).

Выгоды от рыбной ловли были так велики, что крестьяне занимались хлебопашеством  по выражению Осипова «худенько», только лишь бы хватило на собственное пропитание.

По сведениям 1892-93 г.г. в д. Яровой, относящейся уже к Лопатинской волости, осталось всего 30 дворов, в которых проживало 99 душ мужского пола и 103 женского, всего 202 человека (38).

В1895 г. по заданию властей проводилось изучение экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа, по результатам которого был составлен «Обзор»… согласно которому  в Яровой так же числится  30 дворов, коренного населения - 99 чел. м.п. и 103 ж.п.; ссыльных 11 д.м.п. и 9 д.ж.п. всего 222 души. Пахотная земля (черный грунт) отстоит от деревни в одной версте в одной окружной меже. Жители кроме землепашества никаким другим ремеслом не занимаются. В деревне две ветряные мельницы с годовым размолотом на 10 рублей. Жители деревни православные, относятся к приходу Лопатинской церкви, находящейся в 30-ти верстах. Среди жителей – 1 кузнец, 4 отставных нижних чина, 8 человек отбывают воинскую повинность. Грамотных - 9 человек, что составляет 4%. Оброчных статей нет. Деревня расходует на духовенство 1р.68 коп., на пастуха – 30 руб., на школу – 48 коп., на ямщика - 6 р. 20 коп. – всего 48 руб. 36 коп. (39). Из приведенного видно, что у жителей было много скота, если они платили пастуху такие большие деньги, хотя возможно это объяснялось и трудностью его «службы», степи-то вокруг были огромные, тут не полежишь – уйдет скотина, не найдешь! Пастух был очень уважаемым человеком.

Численность жителей д. Яровой

Годы

Кол-во дворов

Кол-во жителей

В т.ч. муж.п.

Женс. пола

Источник

1821

27

198

97

101

ГБУТОТ ф.И-156 оп.9 д.931

1834 г.

60

340

165

175

ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1469

1836

60

348

168

180

Там же

1849

62

482

232

250

ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1468

1854

 

93

 

 

Там же

1868-1869

22

92

45

47

Список1871 г.

1893

30

202

99

103

Список1894 г.

1895

30

222

110

112

Обзор1895 г.

1903

39

219

117

102

Список1903 г.

1921   

72

434

 

 

ГАКО,ф.158,оп.1 д.хр. 47

                 

 

Деревня Яровая часто меняла свою административно-территориальную подчиненность. Вот некоторые сведения об этом:

1829 - 1830 гг., она включалась в Петропавловский уезд Омской области, а ее жители в приход Троицкой церкви станицы  Кабановской. Предположительно и в периоды с 1841; 1850-1858; 1866-1870; 1875-1876 гг.

1858 - 1878 гг. Яровая значится в  Куреинской волости Петропавловского уезда Омской области, а ее  жители – в приходе Троицкой церкви с. Куреинского.

С 1878 по1913 г.г. и с 1916 по1917 г.г. – входит в Лопатинскую волость Курганского округа и приход Богородице Казанской церкви с. Лопатинского.

С 1914 по1921 г.г. – в составе Батыревской волости, приход Покровской церкви с. Батырево, построенной  и освященной в1911 г. (40).

Надо иметь в виду, что жители часто сами выбирали себе церковь, которую посещали, поэтому часто встречаются записи о тех или иных прихожанах в церковных книгах не тех приходов, куда была приписана деревня. Так, несмотря на то, что официально Яровая не входила в приход Свято-Троицкой церкви с. Половинного, мою маму, родившуюся в д. Яровой, где проживали ее родители, крестили именно в церкви с. Половинного, о чем сохранилась запись в  метрической книге за1914 г. (41).

О моих предках

В архивных материалах ф.245 в ГАКО среди крестьян этой дер. Яровой, присутствовавших на сходке в1854 г., я обнаружила своего пращура – Ивана Разживина (42), а в материалах Дела об образовании Лопатинской волости Курганского округа за1880 г. среди крестьян д. Яровой указаны также Петр Разживин, Яков Разживин, Евсей Разживин, Михей Разживин (43). Петр Разживин оказался дедом моей бабушки Пелагеи, а Иван Разживин ее прадедом.

Более полную информацию о моих предках Разживиных дала Всеобщая перепись населения Российской империи1897 г. Дер. Яровая Яровинского сельского общества Лопатинской волости Курганского округа Тобольской губернии входила в 11-ый переписной участок, 5-ый отчетный участок и 3-ий полицейский. К деревне было приписано 215 жителей, в т.ч.114 м.п. и 101 ж.п. По результатам переписи, которую производил Константин Худяков,  было установлено, что постоянно в деревне проживает94 л. м.п. и 92 ж.п., в наличии на момент переписи оказалось83 м.п. и 98 ж.п. 44). Среди жителей было восемь семей Разживиных, одна из которых состояла из моих прямых предков. Это семья Разживина Петра Ивановича – вдовца 65 лет, из государственных крестьян, русского, православного вероисповедания, неграмотного, домохозяина, основным занятием которого было хлебопашество. Семья проживала в собственном деревянном доме крытом дерном и состояла из 5 человек: дочери хозяина Марии Петровны 33 лет, зятя Чебыкина Семена  Осиповиа 35 лет – мужа Марии Петровны, их дочери – 3-х летней Пелагеи (моя бабушка – А.М.). Вместе с ними проживала свояченица Петра Ивановича –  Тутова (по мужу)  Евдокия Захаровна 63 лет, родная сестра его умершей жены, ранее проживавшая в д. Батыревой. Перепись также зафиксировала пребывающих временно у Разживиных проезжих жителей – Родионова Василия Андреевича 29 лет из казаков, приписанного к ст. Пресновской  Петропавловского уезда Акмолинской области и крестьянина  д. Воздвиженской Куреинской волости Родионова  Капитона  Денисовича 36 лет (45).   Моя бабушка часто рассказывала мне, что у них в доме в д. Яровой часто останавливались проезжие люди, всем находился приют и еда.

Разживины переселились в Куреинскую волость (так указано в ревизской сказке Моревской волости за1834 г. (46), а  возможно и сразу в дер. Яровую)  в1824 гиз дер. Долговской Моревской волости Курганского округа. Дер. Долговская была вновь заведена в период между 5-ой (1795 г.) и 6 ревизией (1812 г.), около 1802 - 1805 гг. А в д. Долговскую они переселились самовольно из д. Колодешной (Колодцы) Сычевской волости Курганского округа, вновь заведенной в1788 г. (47). В1796 г. по Указу  Тобольской Казенной Палаты  д. Колодцы была отчислена  в   Моревскую волость (48). К большому сожалению не удалось установить местонахождение деревень Колодцы и Долговская. Существующие Списки населенных мест Тобольской губернии Курганского округа их не содержат, исчезли с лица земли эти деревни, как и великое множество других! Зато в указанном выше Деле о строительстве Троицкой церкви станицы Кабаньей нашлись важные уточнения. Оказалось, что семья Якова Разживина  переселилась в Яровую вовсе не в1824 г., а в1820 ги, скорее всего опять же самовольно, т.е. с самого зарождения деревни, а Указ Казенной Палаты от1824 г. лишь юридически закрепил это переселение. Становится понятным и название деревни «Долгих», ведь Разживины, как и многие ее жители в т.ч. – Палкины, Волошины, Третьяковы, Немчиновы Давыдовы, Богатыревы, Молошниковы, Пономаревы, Немировы, Сизиковы, Поповы, Ананьины, Лушниковы, Белозерцовы переселились из д. Долговской. Название Яровая (Яровская) было дано официально, но жители на свой лад называли ее Юровской. Примечательно, что семьи Разживиных, Палкиных, Молошниковых, Давыдовых, Булдаковых Пономаревых, Богатыревых, Волошиных вместе сначала переселились из д. Колодешной Сычевской волости, позже Моревской волости, во вновь заведенную в Моревской волости д. Долговскую, а затем уже в д.Яровую.

Откуда пришли Разживины на Курганскую землю пока мне неизвестно. Ведомости Покровской церкви с. Шкодского (49)  содержат сведения о жителях  деревня Колодешная (Колодцы) Сычевской волости – прихожанах этой церкви.  Первые сведения о Разживиных датируются1788 г., практически с основания этой деревни. В Колодешной зафиксирована всего одна семья  Разживиных: Якова Тимофеевича Разживина – 46 лет, с женой – «Мариамной  (Матроной) Кондратьевой» - 31 года и детьми: Пантелеем – трех лет, Евдокией – пяти лет, Степанидой (Стефанидой) – двух лет и годовалой Дарьей (50). В Колодешной у Разживиных  родились еще трое сыновей – Ефим – ок.1788 г., Иван ок.1790 г., Евдоким в1793 г. (51). С большой долей вероятности можно утверждать, что именно Яков Тимофеевич Разживин (ок.1742 г.р.) является родоначальником всех Разживиных, не считая, конечно Тимофея Разживина, о котором мне пока ничего найти не удалось. Итак, мои предки Разживины прожили  с 1788 по1802 г.г.  в д. Колодешной Сычевской, а с1796 г. Моревской волости; с 1802 по1824 г.г. в д. Долговской  Моревской волости и с1820 г. в Куреинской волости, д. Яровая.

По сведениям Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в д. Яровой, в семье Петра Ивановича Разживина проживал со своей женой и дочерью его зять – Чебыкин Семен Осипович (Иосифович), русский, православного вероисповедания, родившийся в с. Лопатинском в 1861 г. При дальнейших поисках я узнала, что Семен Чебыкин был незаконнорожденным сыном Чебыкиной (в девичестве Дудкиной) Параскевы Кирилловн (1827 г.р.). Отец его неизвестен, отчество дано по умершему от чахотки в 1857 г. мужу его матери Чебыкину Осипу (Иосифу) Ивановичу (1822 г.р.). В деревню Яровую Семен Чебыкин переехал из с. Лопатинского после венчания 17 апреля (ст.ст.) 1885 г. в Богородице-Казанской церкви с. Лопатинского с Разживиной Марией Петровной. При венчании поручителями по жениху были Климент Васильевич Чебыкин и Никита Иосифович Чебыкин из д. Лопатки, по невесте: Терентий Иванович Разживин и Петр Семенович Козлов из д. Яровой (52). Климент Васильевич Чебыкин был мужем старшей сестры Марии Петровны – Татьяны (1863 г.р.), которая в 1883 г. в Лопатинской церкви венчалась с ним – 40-летним  вдовцом после первого брака (53)[1]. Эти Чебыкины проживали в с.Лопатинском и были родителями Парасковьи Клементьевны Чебыкиной (в замужестве Маракуевой). Никита Чебыкин – родной брат Семена по матери.

В д. Яровую после венчания в1909 г. переехал из д. Сухмень  мой дед Алексей Захарович Федоров, где и  проживал в семье своего тестя Чебыкина Семена Иосифовича.

15 апреля (по новому ст.)1914 г. в д. Яровой у Федоровых родилась старшая дочь Ирина (моя мама – А.М.), переехавшая в начале 30-х годов с родителями в г. Курган, где прожила большую и интересную жизнь и скончалась в2000 г. Еще четверо детей Алексея и Пелагеи – Степан, Александра, Елизавета и Егор умерли в детстве от тифа.

4

Жители д. Яровой. В 1-м ряду слева направо: Федорова Пелагея Семеновн с дочерью Ириной. Фото 1916 г.

Возможно на помещенной выше фотографии изображен  кто-то из родственников Федоровых, Разживиных, Чебыкиных,  о чем мне  неизвестно, как не известно было и маме. Предположительно фото сделано у стены дома, в котором проживали еще Чебыкины. По словам мамы,   дом был сложен из очень толстых бревен.  По рассказам Тихоновой Антонины Дмитриевны, землячки Федоровых, родившейся и долгое время прожившей в д. Яровой этот дом так и назывался «Чебыкин дом» и в нем в советское время  располагался завод по изготовлению брынзы.

 По словам мамы,  дед Алексей был очень спокойным и  добродушным, любил поиграть с мужиками в деревенские игры, а бабушка – очень любила качаться на качелях и всегда просила, чтобы дед  ее посильнее раскачивал, чтобы повыше взлетать. Дед ее очень любил и баловал как ребенка. В Яровой Алексей был признан середняком. Жили в большом деревянном доме, доставшемся бабушке от ее отца – Чебыкина Семена. Возможно,  фото как раз снято на фоне этого дома. В семье была лошадь, много гусей, садили огород  с огромным огуречником,  было много репы, капусты, а вот о помидорах не имели никакого понятия. Питались в основном рыбой, благо озеро Яровое  давало ее в избытке. Мама и бабушка часто вспоминала об огромных карасях, которых вылавливал дед и которые до конца  жизни были их любимой  едой. Бабушка сама вязала сети, ткала холсты и была отменной стряпухой, лучше ее блинов и  пирогов не стряпал никто.  Увлеченность рыбной ловлей деда и бабушки была настолько  велика, что даже при переезде в Курган, пожалуй единственное, что они привезли с собой, не считая мелкой утвари и домотканой одежды , была деревянная лодка с веслами. Правда, бабушка рассказывала мне, что в озере в Северном поселке, недалеко от которого дед потом построил собственный дом,  тоже водились караси, которых они ловили, плавая  по этому озеру на лодке. Потом озеро постепенно  стало превращаться в болото, а сейчас оно почти засыпано и на нем построены многоэтажки.

5

На фото: Жители д. Яровой, в 1 ряду (справа налево) дети: Антонина, Александр, Николай Тихоновы, во втором  ряду (справа налево) их сестра – Полина Дмитриевна  Тихонова, стоит – Федорова Ирина Алексеевна. Фото 1931 г. из семейного альбома Тихоновой А.Д.

Тихоновы были из казачьего рода  и издавна проживали в д. Яровой по-соседству с Чебыкиными – Федоровыми.  Наши семьи  до сих пор связывает многолетняя дружба. К сожалению многие из них уже покинули этот мир, но в живых осталась Антонина Дмитриевна Тихонова (1930 г.р.) и потомки их рода.

А мои поиски продолжаются…

 

Источники:

1. Википедия. Климат России.

2. Там же.

3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Путем-дорогою.

4. И.С.Тургенев. Касьян с Красивой Мечи.

5. И.А.Бунин. Донник.

6. Толковые словари Ожегова, Ушакова, Ефремовой Сборник толковых словарей .http://slovarsbor.ru/w/сухмень/.

7. Страницы истории села Сухмень. Банникова Н.А. учитель истории руководитель краеведческого кружка «Истоки» МОУ « Сухменская средняя общеобразовательная школа». Оф.сайт школы http://suhmenshkola.ucoz.ru.

8. Список населенных мест Тобольской губернии1871 г. № 1630.

9.Статистический справочник Российской империи –Волости и населенные места вып.10ю Тобольская губерния. СПб,1894 г.

10. Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской губернии. Сост. Исправники Трофимов  и Гусаковский. Курган. 1895г.

11. Оф.сайт Сухменской  школы http://suhmenshkola.ucoz.ru.

12. Список населенных мест 1903 г.

13. Оф.сайт Сухменской  школы http://suhmenshkola.ucoz.ru.

14. ГБУТОТ ф.154 оп.8 д.321 л.д.99об-100.

15. ГБУТОТ ф.И-156  оп.9 ед.хр.931  л.д.25.

16. Н.О. Осипов. Экономический быт государственных крестьян Курганского округа    т. 2  Типография В.Безобразова и комп. С.Петербург1894 г. с.9.

17. ГАКО, ф. 245 оп.1 ед. хр.1469.

18. Н.О. Осипов.  Указ.соч.

19. Там же.

20. Там же.

21. ГАКО, ф. 101 оп.1 д.74 л.д.84.

22.  ГБУТОТ ф.И-156 оп.9 д.931 «Дело о строительстве новой деревянной Троицкой церкви Кабаньей крепости Курганского ведомства».

23. Верста - старинная русская мера длины , наз. путевой , равна 500 саженям и соответственно 1066,78 м. Сажень = 3 аршинам = 2.13 м(http://ороссии.соm/ mesur.htm).

24. Список населенных мест Тобольской губернии1871 г. с.    № 1628.

25. ГАКО ф.245 оп.1 д. 1469.

26. Там же.

27. Там же, л. 72-73.

28. Там же.

29. ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1468.

30. Десятина составляла 2400 кв. саженей и была =10888,56 кв.м. Квадратная сажень равнялась 4,552 кв.м. (http://www.porhof-uezd.narod.ru/measures.html).

31. ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1468.

32. Н.О. Осипов.  Указ. соч.

33.  ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1468,  л. 84.

34.  Там же.

35.  ГАКО, ф.245, опись 1 Д. 1469.

36.  Н.О. Осипов. Указ.соч.

37. Там же.

38. Статистика  Российской империи ХХУ11. Волости и населенные места.1893 г. вып.10. Тобольская губерния. Изд. Центрального  статистического комитета МВД. С.Петербург1894 г. с.48 № 167.

39. Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской губернии. Сост. Исправники Трофимов  и Гусаковский. Курган.1895 г., с.337.

40.  http://www.kurgangen.org/religion/christian-church/b/#.

41.  ГАКО, ф. 235 оп.4 ед.хр. 199  л. 26 об.

42. ГАКО ф. 245 оп.1 ед.хр. 1468,  л. 84.

43.  ГАКО, ф.245 оп.1 ед.хр.1179, л.108.

44. ГБУТОТ ф. 417 оп.2 д. 1592.

45. Там же № 8.

46. ГБУТОТ  ф.154 оп.8 д.512.

47. ГБУТОТ ф.154 оп.8.д.216 л.96-99 ; ГАКО ф. Селеткова д. 127 , л. 7.

48. ГБУТОТ  ф. 154 оп.8 д.323 л.41 об.Рев.сказка Моревской волости 1812 г.

49.  ГАКО ф.235 оп.1,ед.хр.46.

50. ГАКО, ф.235 оп.1 д.66 л.68 об.

51. ГАКО ф.235 оп.1,ед.хр. 91 – Ведомости (метрические записи и духовные росписи) Покровской церкви с. Шкодского  л.60).

52. ГАКО ф. 101 оп.1 д.35 л.д.18об., запись № 24.

53. ГАКО, ф.101 оп.1 д.29 л.д.137.

Макарова А.В. – член Зауральского генеалогического общества им.П.А.Свищева.

г. Курган – г. С.Петербург, 2011-2015 гг.



[1] ГАКО, ф.101 оп.1 д.29 л.д.137



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites