kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » О нас » Киборт Зинаида Ивановна » ВЕРА ПРАДЕДОВ НАШИХ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ВЕРА ПРАДЕДОВ НАШИХ

На первый взгляд эта тема религиозного плана, но в нашем роду не было священнослужителей, все – крестьяне. Предки по материнской линии – ИСТОМИНЫ. Эта фамилия упоминается в переписи Льва Поскочина: «...слобода Мехонская, Ивашко Омельянов сын Истомин, сказал: родился он в Важском уезде Слободского стану в деревне Бреднево, жил за Великим Государем во крестьянах. В Сибирь пришёл и живёт в Мехонской слободе со РПД году.  У него дети Якунька 6 лет, Ивашко 3 лет» (1). Записи эти относятся ориентировочно к 1678-1688 годам. То же и по линии отца.  В переписи Л. Поскочина от 1720 года имеется запись, что, Архангельского Шадринского города деревни Ершовой солдатский сын Пётр Иванов сын ГОРШКОВ 15 лет, брат Яков 10 лет, живут на подворье у деда своего, крестьянина Петра Савина Горшкова, в деревне Ершовой (2). По рассказам родителей и родственников все, кого они помнят, крестьянствовали.

Я и не предполагала, что когда-нибудь коснусь в своих поисках вопросов о вере. В теперешней моей работе нет философских рассуждений о наличии или отсутствии Бога. Просто я постаралась больше узнать о жизни моих предков.  Пришлось искать материалы о тех церквях, храмах, которые каким-либо образом были связаны с моими предками, а позднее и с жизнью моих детей и внуков.

Всё началось с того, что при работе в Шадринском архиве над своей родословной встретились мне документы, которые, как мне казалось, не имели отношения к моей теме. Со школьных лет нас учили, что религия это мракобесие и что одним из важнейших мероприятий советской власти было изъятие церковных ценностей. И вдруг я увидела этот документ. Ради любопытства стала с ним знакомиться и оставила для себя записи. Года через два, работая в Государственном архиве общественно-политической документации Курганской области, увидела отчёты о работе клубов безбожников. Я вспомнила, как нам преподносилось, что удачным методом борьбы с религией была организация клубов безбожников в городе и на селе. И снова ради любопытства я стала читать эти документы и делать некоторые выписки. Вспомнились рассказы родственников о тех временах и событиях.  Мои школьные годы незримо соединились с жизнью предков. Возникла мысль соединить истинные события в жизни моих дедушек и бабушек с тем, что нам преподносила советская пропаганда. В результате получился материал, который я назвала «Вера прадедов наших».

Как же складывались отношения с церковью у моих предков?

Христианская вера была основным стержнем, определяющим всю их жизнь. Семья Истоминых жила в с. Макарово, что в 10 верстах от г. Шадринска. В 1709 году в селе была начата постройка деревянного храма во имя священномученика Власия. Освящен храм 26 января 1715 года. В таком виде он простоял 106 лет.  В 1821 году 28 мая заложен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Позднее храм расширялся и благоустраивался. По рассказам моей мамы Агафии Николаевны Горшковой (Истоминой) и моей крёстной Матрёны Николаевны Недосеко (Истоминой) на Власия в село Макарово съезжалось много народу. Приезжали в гости семьями из ближайших сёл и деревень. В церкви проходила большая служба. Это был престольный праздник. В семье Истоминых соблюдались все религиозные праздники. Прадед, Семен Денисович, был набожным человеком. У него был хороший голос, и прадед пел в церковном хоре на клиросе. Все дети были воспитаны в христианской вере. В самых трудных, исключительных случаях обращались за помощью к Богу. По рассказам моей мамы её брат Игнатий в возрасте 8 лет катался на реке Барнёвке по тонкому льду и провалился в полынью.  Вытащили его быстро, привели домой, растёрли, напоили горячим чаем и уложили на русскую печь прогреваться.  Утром Игнашка уже не встал с постели, у него был жар. Ребёнок никого не узнавал, ничего не ел, только пил воду. Домашнее лечение не помогало. Привезли фельдшера, но и он ничего утешительного сказать не мог. Мальчишка должен был умереть. Его матери Надежде Ивановне (моей бабушке) кто-то посоветовал сходить в церковь, помолиться о его выздоровлении и дать обет, что, если сын поправится, она сходит на богомолье в Верхотурье. Мне было непонятно, почему надо идти в Верхотурье, если рядом находится г.Шадринск и там есть Храм? Пришлось искать ответ в специальной литературе.

Оказывается, Верхотурье (Свердловская обл.) является центром уральского православия. В Верхотурском Свято-Никольском мужском монастыре хранятся мощи праведного Симеона. Он был сыном знатных родителей, но оставил богатство, почести и уехал за 50 вёрст от Верхотурья в с.Меркушино. Здесь он жил у крестьян, портняжил, удил рыбу. Местных крестьян Симеон учил заповедям Христа. Похоронили его у церкви в с.Меркушино. Через 50 лет гроб праведника стал подниматься из земли и появился поверх могилы. В гробу были нетленные останки. Они обладали целительной силой. Вода из гробницы и масло из лампады над ней творят чудеса исцеления и сегодня (3). В наши дни организуются специальные поездки в Верхотурье. Моя бабушка Надежда Ивановна последовала данному ей совету, дала обет в церкви. Через день к ребёнку вернулось сознание, он попросил есть. С этого дня Игнашка начал выздоравливать. На следующий год после завершения посевных работ бабушка с группой паломников сходила на богомолье в Верхотурье и вернулась через две недели. Сын поправился. Игнатий вырос крепким парнем.  Он – участник ВОВ 1941-1945 годов, награждён орденами и медалями. Прожил 92 года.

В жизни семьи Истоминых происходили и драматические события. Нарушение церковных правил приводило к трагическим последствиям. Вот пример. Брат моего деда Николая Семёновича Истомина – Алексей после службы в армии решил остаться жить в тех краях, где проходил службу. Его мать (моя прабабушка) заказала в церкви отпевание Алексея. Существует поверье, что человек вернётся домой, где бы он ни был, если его при жизни отпеть. Алексей действительно вернулся домой, даже успел жениться. Но жизнь его оказалась короткой. Следующей весной во время полевых работ у него заболел живот. Лечили в поле квасом с солью. Через два дня повезли в Шадринскую больницу. У Алексея оказался аппендицит. Сделали операцию, но спасти его не удалось. Родственники потом обвиняли его мать, что отпевание Алексея при жизни послужило причиной его гибели. По церковным законам живого человека отпевать нельзя. Существуют Высшие Духовные Законы, которые человеку ни изменить, ни преступить не дано!

Наше поколение воспитывалось в духе материализма и атеизма. Под воздействием литературы и кино сложилось представление, что священнослужители обманывали неграмотный народ, занимались проведением различных религиозных праздников и принимали пожертвования от населения в пользу церкви. О значении религии в духовной жизни не говорилось или давалась отрицательная оценка.

Знакомство с архивными документами позволило несколько по иному взглянуть на эти проблемы уже в связи с жизнью моих предков. Кроме безоговорочного почитания служителей религиозного культа, население предъявляло им и свои требования. Это для меня было полнейшей неожиданностью. Так в первом документе, который меня очень удивил, речь шла о расследовании жалоб крестьян с. Макарово Шадринского уезда на неправильные поборы при выполнении христианских треб духовенством Троицкой церкви, расположенной в с. Макарово. Происходило это 18мая 1855 г. В числе крестьян, жителей самого села, дававших показания, указан Ларион Иванов Истомин это (как потом оказалось) мой прапрапрадед. Этот документ открыл новые взаимоотношения между мирянами и отдельными представителями священнослужителей.

По рассказам родственников семья священника села Макарово была проводником культуры в быту. Вот что поведала моя крёстная Матрёна Николаевна Недосеко (Истомина). Её дядя Алексей (которого потом отпоют при жизни), служа в армии, приехал домой в отпуск и привёз семена томатов. В то время эту культуру в Зауралье ещё не знали. Весной посеяли семена на старую огуречную гряду.  Урожай был хороший, но помидоры не успели созреть, все были зелёными.  Конечно, никому новый овощ не понравился.  Начали скармливать помидоры свиньям. И вот тут пришла на помощь матушка (жена священника). Она рассказала, как дозаривать помидоры, как солить на зиму. Научила выращивать рассаду. Этим её помощь не ограничилась. Рассказывали, что у своего дома она высаживала много цветов. Дала она цветочную рассаду и старшей маминой сестре Марии Николаевне Фуфалдиной (Истоминой). И впервые на крестьянской усадьбе под окнами расцвели декоративные культуры. Матушка начала раздавать семена и рассаду цветов молодым женщинам, чтобы и они украшали свои дворы. С тех пор у мамы и у всех моих тётушек под окнами росли цветы. И в суровом климате Забайкалья, где обосновались семьи Истоминых после 1932 года (после раскулачивания), хорошо удавались однолетники. В основном это были астры. Львиный зев выращивали дома как горшечную культуру. Как рассказала мне крёстная, и в наши дни в селе Макарово во дворах растут различные декоративные культуры.

Добрые семена, посеянные матушкой в селе Макарово, дали хорошие всходы.

Со школьных лет мы знали, что религия это опиум для народа, а советская власть освободила народ от религиозных пут. Как же происходило это освобождение? В Шадринскую летопись 20-го века внесено одно из таких событий.  Заключалось оно в том, что 22 апреля 1922г. проходило заседание Шадринской уездной комиссии помощи голодающим и Шадринской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей. В совещании приняли участие священнослужители всех церквей г. Шадринска. Резолюция призывает верующее население г.Шадринска провести в жизнь декрет Совнаркома об изъятии церковных ценностей. Резолюцию подписали: председатель собрания Слукин, председатель помгол Шубин, председатель комиссии по изъятию ценностей церквей В. Орлов и представители восьми церквей города (4).

Вот один из примеров, как выполнялась эта резолюция. Она непосредственно отразилась на жизни Троицкой церкви с. Макарово. Моей маме было 10 лет, когда стали закрывать церкви и проводить изъятия ценностей. Она рассказывает, что из церковного пристроя, где хранилось имущество церковное, начали выносить иконы, свёртки, посуду. Вокруг собрался народ. Кто ругался, кто плакал и крестился. Ребятишки бегали вокруг и просили какие-нибудь игрушки. Маме дали китайский фонарик. Он был бумажный ярко раскрашен. Его дома поместили в передний угол и хранили пока он не рассыпался от времени. Из рассказов родственников, свидетелей тех событий, создаётся впечатление, что власть на местах не знала, что же делать с изъятыми ценностями. Например, из-за церковной утвари в сельсовете с. Макарово произошёл разлад. Председатель сельсовета предложил все ценности продать и на эти деньги купить сельскохозяйственную технику. Некоторые предлагали всё изъятое раздать населению. Но всё-таки устроили торги. Созвали население деревень, относящихся к приходу, и устроили аукцион. Что было приобретено на вырученные деньги мне не известно. Резолюция комиссии была выполнена. Имущество церкви разграбили. О некоторых деталях по изъятию ценностей я знаю только потому, что мой дед Николай Семёнович Истомин был председателем сельского совета в с. Макарово. Дома было много разговоров, споров. Приходили к деду и жители села, говорили на эти темы. Дети, естественно, слышали разговоры. Мне об этом рассказала мама Агафия Николаевна Горшкова (Истомина). Она была свидетелем тех событий.

Изъятием церковных ценностей борьба с религией не закончилась. Наступали более тяжёлые времена. После 1917 года вопросы государственного устройства решались с помощью насилия. В декабре 1917 года образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Во все концы страны направлены комиссии. Это были люди, безоговорочно выполнявшие распоряжения центра. Им дали очень широкие полномочия, вплоть до расстрела на месте без суда и следствия. Политические репрессии проводились в период с 1920-50г. В 1937 г. был издан приказ, по которому в каждой области утверждался лимит репрессируемых по 1-ой и 2-й категориям. По 1-й категории арестовывались и расстреливались по решению троек. Вторая категория – арест и заключение в лагерь или тюрьму на 8-10 лет. Массовые аресты были в 1939-41-44 г. За последующие годы до 1953 (год смерти Сталина) приговорено к расстрелу более 12 тыс. человек. В 1932 г. арестовали моего деда по линии матери Истомина Николая Семёновича, но через 6 мес. освободили. Среди репрессированных были и священнослужители. С 1954 г. началась работа по реабилитации невинно репрессированных и к 1993 г. она в основном была завершена (5).

В книге «Осуждены по 58-й» «КНИГА ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ» числится по Шадринскому району 9 священнослужителей.

1. ЗАДОРИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ, род. 1884г. с. Сухринское Шадринского р-на, русский беспартийный, священник Ячменёвской церкви Шадринского р-на. Арестован 22 .01 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. Коллегией ОГПУ 22. 04. 1933 года приговорён к 3-м годам лишения свободы условно.

2. КИСЕЛЁВ КИРИЛЛ АЛЕКСЕЕВИЧ, 1876 года рождения, д. Карачняка Челябинского округа, рус. б/п, монах в д. Малая Погорелка Шадринского р-на. Арестован 16.09.1929 по обвинению в антисоветской агитации. Коллегией ОГПУ 20.11.1929 приговорён по статье 58-10 к 3-м годам лишения свободы.

3. МАТЮШИН СЕМЁН АЛЕКСЕЕВИЧ, род. в 1869 году в с. Тонгзуино Уфимской губернии, рус. б/п Служитель религиозного культа в с. Макарово Шадринского р-на. Арестован 19.12.1936 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Особым Совещанием НКВД СССР 21.05.1937 приговорен по статье 58-10,11 к 5 годам ссылки в Северную область.

4. НИКИТИН АФИМ МАКАРОВИЧ, родился в 1863 г. с. Коврига Шадринского р-на, рус, б/п, наставник религиозной общины в с. Коврига. Арестован 28.03.1929 по обвинению в антисоветской агитации. Коллегией ОГПУ 07.06.1929 приговорён по ст.58-10 к 3 годам ссылки в Казахстан.

5. СОТНИКОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ, род. в 1879 г. в с. Бугаево Далматовского р-на, рус, б/п, служитель культа в с. Макарово Шадринского р-на. Арестован 20.03.1933 по обвинению в антисоветской агитации. Коллегией ОГПУ 04.06.1933 срок предварительного заключения зачтён в наказание, из-под стражи освобождён.

6. СТАХИЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 1875 г. рождения, с. Красномыльское Шадринского р-на, рус. б/п священник религиозного культа в с.Красномыльское. Арестован 15.12.1937 по обвинению в антисоветской агитации Тройкой УН КВД по Челябинской обл. 27.12.1937 приговорён к ВМН (высшая мера наказания). Расстрелян 09.02.1938г.

7. ТЮЛЕБАЕВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, род. 1882г. в с. Замараевское Шадринского р-на, рус, б/п, священник единоверческой церкви в с. Погадайское Шадринского р-на. Арестован 05.03.1933 по обвинению в антисоветской агитации, ст. 58-10, дело прекращено 17.05.1933 Повторно арестован 19.12.1936 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников.  ОС НКВД СССР 21.05.1937 приговорён по ст. 58-10,11 к 8 годам лишения свободы.

8. ЧЕКМЕЗОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, род. 1854 г. в городе Камышине, рус, б/п, священник, проживал в с. Шахматово Шадринского р-на. Арестован 15.03.1938 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников, ст. 58-2,8,11. Дело прекращено 18,12.1938.

9. ЧУЛКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, род,1874 г. в с. Бородиновское Челябинской обл, рус, б/п, служитель культа  в  с.  Нижнее-Полевское  Шадринского р-на. Арестован 19.12.1936 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников. ОС НКВД СССР 21.05.1937 приговорён по ст. 58-10,11 к 5 годам ссылки в Красноярский край.

Возраст арестованных от 49 до 84-х лет. Все они реабилитированы Курганской областной прокуратурой в период с 1981 по 1992 гг.

Одновременно с репрессиями проводилась и воспитательная работа среди населения на антирелигиозные темы. В 1925 г. выходит газета «Безбожник», разрабатывается устав Всесоюзного общества друзей этой газеты. В городах и на селе организовываются «Союзы Безбожников», они насчитывали 5,5 млн человек. Союзы безбожников были и в Шадринском р-не (6). Все заседания союза протоколируются. На каждого члена заведена регистрационная карточка (по содержанию похожа на современную анкету). В архиве имеются списки членов «Союза Безбожников», отчёты союзов по районам. В одном из союзов числится 29 человек. Возраст их от 18 до 39 лет, одному – 54 года. Беспартийных 4 человека, остальные члены РКП или ВЛКСМ, или кандидаты (7). Каждому выдавался  членский билет. Работа «Союза Безбожников» планировалась партийными органами. Например: есть письмо №8254 от о3.04.1925 из Уральского обкома РКП(б) Шадринскому окружкому РКП(б) «О проведении годовщины Ленских событий». Меня заинтересовало это письмо, так как я до 18 лет жила на приисках в Бодайбинском р-не Иркутской области, где произошёл расстрел Ленских рабочих 17 апреля 1912 года. В годы Советской власти в этот день в районе проводились митинги.

По указанному циркуляру рекомендовалось проводить клубные вечера с политическими докладами, инсценировками. В сельских местностях, ввиду совпадения дня годовщины Ленских событий с кануном Пасхи и, во избежание перегрузки деревенских политпросветучреждений, рекомендуется день Ленских событий проводить лишь там, где может быть обеспечено проведение обеих компаний (8). В отчётах о работе клубов безбожников указывается в каком селе какие церковные праздники заменены революционными.

Из приведённых примеров видно, что антирелигиозная работа велась широким фронтом.

В годы гонения на религию в домах верующих не было икон. Они были спрятаны. Первый раз я увидела икону, когда мне было 8 лет. Баба Надя (которая ходила на богомолье в Верхотурье) искала что-то в сундуке и из него неожиданно выпала икона. Я подняла её и спросила у бабушки, что это такое. Впервые услышала слово икона. Бабушка строго наказала мне никому об этом не рассказывать. На мой вопрос, почему нельзя об этом говорить, она ответила, что придут и заберут. Я не  поняла – икону заберут или бабушку, но переспрашивать не стала.

По распоряжению НКВД в стране начали закрывать церкви. Вот несколько цифр. В России в 1917 году действовало 57 духовных семинарий, около 1025 монастырей, более 57 тыс. храмов. К концу 30-х годов на её территории не было ни одной духовной семинарии, ни одного действующего монастыря. Открытыми оставались всего несколько сот храмов (9). В 1929 году почти все церкви г. Шадринска были закрыты. Я родилась 19 января 1932 года. По рассказам родственников в то время действовала только Никольская церковь. Поскольку крещение уже запрещалось, меня крестили в этой церкви крадучись. Заранее договорились со священником о проведении этого таинства. Ни родня, ни знакомые не знали, что меня окрестили.

Никольская церковь была основана в 1788г. После её закрытия в здании храма располагалось общежитие агропедтехникума. В 40-е – 50-е годы там находился автомеханический техникум. В этом техникуме учился младший брат моего отца Анатолий Васильевич Горшков. В 1991г. храм был передан верующим. Начались восстановительные работы. Первая служба во имя Николая-Чудотворца состоялась 19.12.1991г.

В церковь я впервые попала в 1942 г. в возрасте 10 лет. Это было в г.Бодайбо Иркутской обл. и связано со второй моей бабушкой Анной Семёновной Горшковой (Мочаловой), матерью моего отца. Летом я приехала к ней в гости, и она однажды взяла меня с собой. Мы зашли в церковь. Всё было необычно. Шла служба. Церковь небольшая, везде зажжены восковые свечи (электричества не давали). Пахло ладаном и воском. Бабушка поставила меня в сторонке и наказала никуда не уходить. Сама она занималась какими-то делами в церкви, несла какую-то службу. Прошло 20-30 минут, пока она вернулась. Трудно оценить те первые впечатления. Я слушала, но слов не понимала. Видела, что приходят люди, ставят свечи, кто-то уходит, кто-то молится.

Дома у бабушки на специальной полочке стояли иконы. Бабушка молилась, ни от кого не прячась. Когда я спросила, почему она не прячет иконы и молится, она ответила следующее: «А я никого не боюсь, у меня сыновья на фронте. Если мне и рот завяжут, я в уме буду молиться за их спасение». Этот разговор состоялся в 1942г. После войны бабушка вместе с младшим сыном Анатолием переехала в г. Шадринск. Но и здесь до конца своих дней выполняла какую-то работу при церкви. У бабушки Анны я впервые увидела Библию на старославянском языке. Было мне тогда 22 года. Читать не могла, так как буквы были  незнакомы. Бабушка  пробовала  научить меня чтению. С трудом я одолела 4 страницы. Всё казалось странным – и написание букв и слова.

Как-то во время разговора бабушка сказала: «Вот попомни, внучка, лет через 50 люди повернутся к Богу.  А если не повернутся, то все погинем» (Так и  сказала: погинем, а не погибнем). Говорила она не о себе, а о Человечестве. Разговор этот происходил в 1954 г. Анна Семёновна оказалась права, но ошиблась в сроках. Возрождение христианства началось раньше.

1p  

Анна Семеновна Горшкова (1892-1975гг.) «Если люди не повернутся к Богу, то все погибнем». Шадринск, 1965г.

Бабушка сохранила старые иконы и одна из них перешла ко мне. Это оказалась икона Божьей Матери Иверская. На правой щеке Богородицы видна красная полоса. По своему незнанию я решила, что кто-то когда-то запачкал икону красной краской, но чистить не решилась. Оставила всё, как есть. Я ничего не знала об этой иконе. Сведения о ней нашел в Интернете мой зять Виктор Михайлович Мелехин (1959г.р.).

Оказывается, на иконе изображена рана на лике Богоматери. Первое известие об этой иконе относится к 9-му веку, когда по приказу властей в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию христианские иконы. Легенда повествует о том, что некая благочестивая вдова хранила у себя в доме образ Богоматери. Об этом стало известно властям. Пришли воины, чтобы отобрать икону. Один из воинов ударил икону копьём, и из лика Пречистой потекла кровь.  Помолившись образу, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам.  Об иконе с пронзённым ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне (Греция).

В 10-м веке грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.  Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки сподобились принять чудотворную икону и построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

В 1648 году 13 октября список (копию) этой иконы встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа.

Этой иконой владели царица Мария Ильинична и  её дочь царевна Софья Алексеевна (в настоящее время икона находится в Государственном Историческом музее).

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла). С иконы, находившейся в царской семье, был сделан ещё один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители. Цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931 году снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне. В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий 2-й освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше, чем через год, они были восстановлены. В 1995 году 25 октября с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы. Благая Вратарница вернулась на главные ворота своего города (10).

Восстановлен Валдайский Иверский монастырь. При его открытии на малом молебне присутствовал Президент России В.В. Путин. Он сказал, что, восстанавливая Храмы и монастыри, государство возвращает долги Русской Православной Церкви.

И в наши дни вокруг иконы Иверской Божией Матери продолжается борьба добра со злом. Икона, находящаяся на Афоне, обильно мироточила 15 лет. Послушником при иконе и её хранителем в монастыре был ХОСЕ (ИОСИФ) МУНЬОС-КОРТЕС. Он мученически погиб 31 октября 1997 года. Икона исчезла. Как считают священнослужители в Вашингтоне, это было сатанинское убийство. В США и Европе в эту ночь сатанисты справляют свой праздник – Хэллоуин. Иосифа пытали, чтобы узнать, где он спрятал икону. Христианский мир надеется, что икона Иверской Божией Матери найдется.

Несмотря на усилия советской власти уничтожить христианскую веру, она жива. Постепенно вера прадедов наших возрождается. Мы, наши дети и внуки являемся свидетелями событий, важных для возрождения духовности в России. Если говорить о международном масштабе, то решился вопрос объединения Русской Православной Церкви и Православной Церкви Заграницей. В масштабе России – восстановлен и уже несколько лет действует главный храм России – Храм Христа Спасителя в Москве. Во всех регионах идёт восстановление и строительство церквей.

Посмотрим, что делается в нашей области.  В Зауралье, как и по всей России, идёт духовное возрождение. В Кургане возвращен верующим храм Александра Невского и там идут службы, освящен вновь построенный Богоявленский храм. В Заозёрном р-не г. Кургана действует храм в честь Равноопостольных Кирилла и Мефодия, создавших славянскую грамоту. В Частоозерье построен новый храм в честь Рождества Христова. В посёлке Красноборье Юргамышского р-на в августе 2007г. освящён вновь построенный на народные пожертвования храм-часовня Николая-Чудотворца. За основу строительства взяли часовню на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге. В Макушинском р-не в 2006 г. построен храм предпринимателем Воронцовым.

Всем зауральцам известно с. Чимеево. Это святыня нашего края. Оно основано в 1681 г. В селе действует храм, в котором находится чудотворная  икона Божьей Матери «Казанская». В июле  2002г. в с. Чимеево основан мужской монастырь. В 2004г. Казанская икона Божьей Матери села Чимеево включена в список почитаемых чудотворных икон.

Христианская вера начинает внедряться и в образовательный процесс. Так в сентябре 2006г. начала работать первая в Курганской области Православная школа во имя Святого Александра Невского.

В курганском институте повышения квалификации работников образования в июне 2007 г. впервые в истории области проведены курсы по преподаванию предмета «Основы православной культуры». С января 2007г. выходит Православная Газета – официальное издание Курганской епархии Русской Православной Церкви.

В Екатеринбурге в 2007г. прошли 4-е Симеоновские общеобразовательные чтения Уральского Федерального Округа. Цель этих ежегодных чтений прежде всего в поднятии престижа педагога, в осмыслении его роли в духовно-нравственном развитии общества и преемственности русской культуры. В чтениях приняли участие и курганские педагоги. Двое из них стали дипломантами окружного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», один получил диплом 2-й степени. В курганском областном музыкальном колледже с сентября 2007г. обучается группа студентов, которые станут не только дирижёрами хора, но и регентами, руководителями певческих коллективов православных храмов. Там же им преподаются предметы богословского цикла. Эти занятия ведёт православный священник Павел Захаров. Все студенты – жители сёл и деревень нашей области.

Когда я захожу в храм в г. Кургане, с удивлением вижу там молодых людей вместе с детьми. Они приходят в храм не на экскурсии, они ставят свечи, молятся, причащают детей. Когда-то я спросила у бабушки, почему нас в детстве не учили молиться, ничего не говорили о Боге. Она ответила, что в те годы это запрещалось. Путь к Богу у каждого свой. Вероятно, вера живёт в нас на подсознательном уровне, только мы этого не понимаем. Бывая в Москве, Ленинграде я старалась попасть на экскурсии по храмам. Побывала в Загорске в Духовной Семинарии, в Исаакиевском Соборе, в Храмах Суздаля, посмотрела семейную церковь рода Пушкиных.

Мои дети приняли крещение, будучи взрослыми. Они пришли к этому решению в возрасте 30 лет. Моей заслуги в этом нет, это их выбор. Старшая дочь Татьяна Евгеньевна Киборт (1957г.р.) крестилась в церкви с. Введенское Кетовского района Курганской области. В конце 19-го века село начало быстро богатеть и строиться. В 1894 году епископ Тобольский и Сибирский Агафангел благословил закладку Введенского храма. Строительство нового каменного храма возглавил промышленник Александр Николаевич Балакшин. Уже через 3 года в 1898 году церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы была освящена. Это был один из самых больших храмов в Зауралье. В нём сохранились уникальные фрески. После закрытия церквей в храме размещались склады гражданской обороны. За многие годы росписи на стенах были изуродованы. Не было крыши. В настоящее время храм восстановлен. Сегодня в с.Введенском проживает около 10 тыс. человек. На службу в храм приезжают из соседних сёл, деревень и из Кургана.

Младшая дочь Елена Евгеньевна Мелехина (Киборт) (1958г.р.) всей семьёй крестились в церкви пос. Смолино. Здесь была церковь во имя Святого Прокопия Устюжского, освященная в 1895 году и приписанная к Троицкому собору г. Кургана. Позднее эта церковь сгорела.  В 1963 году было принято решение облисполкома «…снести здание церкви в пос. Рябково в связи с планом реконструкции г. Кургана». Разрешили перенести в пос. Смолино крестильный дом и пристрой алтарной части. Так в Смолино появилась Свято-Духовская церковь. Внуков окрестили, но никто не заставляет их насильно соблюдать церковные правила. Это их желание.

Работа над темой о вере прадедов наших позволила заглянуть ещё на одну страничку истории моих предков.

А что же у нового поколения? Каков их путь к вере, к православию?

Рассказ моего зятя Виктора Михайловича Мелехина я поместила на этих страницах.

«Кто-то из святых отцов сказал, что каждая душа по природе – христианка.  Стремление к любви и свету заложено в нас изначально, правда, у всех в разной степени. Течение жизни несёт нас и кого-то «прибивает» к тихой пристани, а кого-то так и носит всю жизнь. Богу было угодно, чтобы наши поиски истины остановились на православной вере (а были чтения кришнаитской литературы и трансмедитации, и пр. и пр.). Говорят, если хочешь понять суть веры любой Церкви, посмотри кто у них святые. Наши русские святые оказались нам ближе по духу, значит мы ещё русские. Есть у меня товарищ, теперь священник – отец Михаил Бородин, который подтолкнул меня, наверное уже готового, к крещению. На семейном совете было решено креститься всей семьёй, то есть мы с женой Еленой и трое наших подрастающих сыновей: Алексей – 10 лет, Иван – 8 лет, Илья – 5 лет.

2fyvap  

Мелехины (слева направо): Алексей, Илья, Иван. Курган, 1996г.

Есть мнение, особенно среди протестантов, что не нужно крестить детей пока они сами не определятся в выборе своего пути. История Православия говорит об обратном. Да и народная мудрость говорит: что посеешь – то и пожнешь.  Детский ум это благодатная почва, а сеятели бывают разные.

Вот так в начале августа 1992 года мы и крестились в селе Смолино в храме Святаго Духа. Крестились, что же дальше? Дальше должно что-то меняться в человеке. Иначе, зачем всё это? Дальше труд над самим собой у каждого свой.  В храм ходили по большим церковным праздникам, пытались поститься по мере сил. В общем как многие крещённые, но не воцерковлённые. Только позже мне подсказали, что, «если записался в школу, то в неё нужно ходить, иначе ничему не научишься». Не хватало духовного руководства. Но и тут Господь управил.  Я уже упоминал об отце Михаиле (в то время просто Михаил). Мы вместе работали, дружили семьями. Он познакомил меня с отцом Александром, который был приходским священником в селе Сылва в Свердловской области.

3f  

Отец Александр. Московская обл., 2004г.

Мы поехали помочь ему в восстановлении храма, разрушенного в годы построения «светлого будущего». Отец Александр имел музыкальное образование, служил в армии водителем, пел на клиросе в московском храме, а священником стал только в 46 лет уже на Урале. Незаурядный во всём, он просто притягивал к себе людей.  Чем? Чем притягивает любящий отец, который много знает, может помочь разобраться в этой невозможно сложной жизни. Где всё просто, оказывается, - «Люби Бога своего и ближнего своего». И ещё одна малость – нужно отвергнуться себя. А иначе это не любовь получается. Так он и жил. Своих детей у них с матушкой Татьяной не было, зато было много духовных детей. Служил отец Александр в уютном деревянном храме, построенном прихожанами. Однажды он спросил, что для меня всего важней в этой жизни, и я ответил: «Семья».

«Тогда почему вы всё ещё не венчаны»? Всё, вопрос решился через месяц. Мы поехали с женой Еленой венчаться в село Сылву к отцу Александру. Нашими шаферами была чета Бородиных – Михаил и Елена. Родители Елены – эти замечательные люди, устроили нам вторую свадьбу после 15 лет совместной  жизни.

А дальше был перевод отца Александра в Подмосковье и восстановление храма в селе Никулино Подольского района. Сюда мы приезжали с сыном Ильёй и с Бородиными, и по мере сил что-то делали на восстановлении храма, трудились во славу Божию.

4f  

На восстановлении храма в с. Никулино Московская обл. (Мелехин В.М., дочь отца Михаила – Екатерина, отец Александр, будущий отец Михаил), лето 1997г.

Но главным было духовное окормление, а оно становилось реже. Вопросы рождались чаще, чем можно было получить ответ. И тогда мои друзья познакомили меня со своим духовным отцом – о.Владимиром Карелиным – настоятелем Спасо-Преображенского собора г.Шадринска.

5ya  

Отец Владимир Карелин (справа) и диакон отец Дмитрий, Свято-Преображенский собор. Шадринск, 2001г.

В то время этот храм принадлежал Зарубежной Русской Православной Церкви. Здесь пришлось столкнуться с различными взглядами на историю нашей страны среди православных. Попытался разобраться в причинах разрыва двух церквей, много читал.

Что я понял за это время? То, что споры и разногласия не делают нас и нашу Веру лучше. «Носите тяготы друг друга и тем исполните закон Христов» - так учит нас наша Церковь.

Церковь наша это больница, куда мы идём за излечением своей души, а не за осуждением таких же больных.  Расколы  внутрицерковные радуют наших противников, а их немало в последнее время. Слава Богу нашлись здоровые силы для объединения двух Церквей в 2007 году.

Михаил Бородин стал дьяконом, затем священником. Служил в Богоявленском храме и в храме Александра Невского в  г. Кургане. Начал строить Свято-Троицкий храм в пос. Энергетиков. А, когда в автомобильной аварии погиб отец Александр, отца Михаила по просьбе московских прихожан перевели на место отца Александра.  Сначала служил в г. Подольске. Теперь он восстанавливает храм Казанской Божией Матери в с. Товарищево Московской области.  У него свой приход.  Учится в духовной академии.

6pa  

Мелехин В.М. и отец Михаил Бородин. Курганской обл., село Лесниково (КСХА), храм Святого Преподобного Сергия Радонежского, крестный ход, 2004г.

Наши дети идут каждый своим путём, но надеюсь, что посеянное в детстве будет тем фундаментом, на котором будет строиться их жизнь. Поможет родительская молитва. Господь управит».

Народ российский сделал свой выбор. Постепенно после 70-летнего периода насильственного отторжения безбожием народ Зауралья снова возвращается к истокам Православной Церкви, чему мы все являемся свидетелями. Вера прадедов наших ЖИВА!

 

Автор статьи – Киборт Зинаида Ивановна, родилась в 1932 г. в д. Осеева Шадринского района Курганской обл., окончила Томский медицинский институт им. В. М. Молотова, по профессии санитарный врач, член Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищёва.

 

Список использованных источников

1. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 214, оп.5, д.26, л. 7, 1023.

2. РГАДА, ф. 214, оп. 1, д. 1617, л.647.

3. Газета «Комсомольская правда», г. Челябинск, 3-10 января 2008г. стр.4.

4. Шадринский филиал Государственного архива Курганской области (ШФ ГАКО), ф. 168, оп.7, д.5, л. 37; ф. 212, д. 156, лл. 30-35.

5. Книга Памяти жертв политических репрессий Курганской  обл. т. 1, 5.

6. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО), ф.13, оп. 1, д. 529, л.7

7. ГАОПДКО, ф. 13, оп.1, д. 530, л. 15.

8. ГАОПДКО. ф.13,  оп. 1,  д. 210, л.271, 79.

9. Православный календарь «Твой Ангел-хранитель», 2005 год, за 7 мая и 17 октября.

10. http://www.pravoslavie.ru/.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites