kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Зауралье в Великой Отечественной войне » Бабушкина Ольга. ЮЖНОЕ ЗАУРАЛЬЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Хрестоматия » 7. Народное образование

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




7. Народное образование

В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране была прервана. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежности. В трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой Отечественной войны решалась и в Зауралье. Это объяснялось тем, что на территорию Курганской области были перебазированы заводы, военные госпитали и другие различные учреждения. Вместе с заводами переезжали рабочие со своими семьями, среди которых было много детей школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших родителей. Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками. Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. Так, 26 июля1941 г. в железнодорожной школе №28 г. Кургана был развернут госпиталь № 444, который просуществовал до 30 декабря 1942 года. В августе1941 г. в курганской школе № 11 развернут госпиталь № 1130, который 21 марта1943 г. был передислоцирован в Каргаполье. В здании бывшей женской гимназии на улице Куйбышева в г. Кургане был развернут госпиталь № 3976. Всего семь школьных зданий г. Кургана были переданы для размещения раненых бойцов и для других нужд. В г. Шадринске не по назначению использовались пять школьных зданий. Из-за недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены.

В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и районах создавались штабы всеобуча. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков.

По данным1943 г. в системе образования функционировали 1520 школ со 130,4 тысячи учащихся. Кроме того, в области работали 14 средних специальных учебных заведений и два вуза. Обучением и воспитанием дошкольников занимались 157 детских дошкольных учреждений, которые посещали 6 тысяч детей, в среднем на одно такое учреждение приходилось по 38 детей.

В годы войны были внесены существенные изменения не только в организацию учебного процесса школ, но и в содержание. В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на русский язык, литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября1941 г. в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших классов, а в 1942/43 учебном году введен новый предмет – военное дело. Во всех средних школах Кургана и Шадринска были составлены единые планы массово-оборонной и физкультурной работы. Стали функционировать группы самозащиты. Учебные занятия дополнялись внеклассной оборонной работой. Основной формой были кружки противовоздушной и химической обороны, ворошиловский стрелок, гражданской санитарной обороны. В крупных средних школах Зауралья работали пулеметные кружки и штыкового боя. Для активизации военно-патриотического воспитания ввели оборонные дни, во время которых учащиеся сдавали нормы на значки БГТО, ГСО, ПВХО, посещали раненых в госпиталях.

В 1943/44 учебном году был осуществлен переход школ на пятибалльную систему оценок знания и поведения учащихся. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины школьников. Этому способствовало введение в1944 г. «Правил для учащихся». В 1944/45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс семилетней школы и переводные экзамены в 4-6-х и 8-9-х классах. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от16 июля1943 г. «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году» в неполных средних школах республиканских, краевых и областных центров вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек. В Кургане начали работу 2 женских и 2 мужских школы. В помещении бывшей 12-й школы открылась мужская средняя школа, в 10-й – мужская неполная средняя школа. Женские средняя и неполная средняя школы открылись в помещениях 15-й и 11-й школ. Однако это решение не дало какого-либо улучшения в учебно-воспитательной работе, а в ряде случаев ухудшило положение с дисциплиной, особенно в школах для мальчиков. Из-за протестов со стороны педагогов, родителей и советской общественности в1954 г. решение о раздельном обучении мальчиков и девочек было отменено.

Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства. Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ).

Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное участие в сельскохозяйственных работах. Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и продуктовых посылок воинам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, собирали средства в Фонд обороны страны.

Большую роль в совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелейшие времена издавались для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре1944 г. состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.

В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров. Сотни тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на оккупированной территории. В1942 г. число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое по сравнению с довоенным периодом. Нехватка учителей приводила к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавались. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. В1943 г. была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы и был учрежден почетный знак «Отличник народного образования». Стали восстанавливаться педагогические вузы и училища, возросла численность студентов заочных отделений педагогических вузов. В1944 г. из Курганской области в порядке реэвакуации выбыло 500 педагогов. К началу 1944/45 учебного года через курсы были подготовлены 355 учителей начальных классов и 301 преподаватель 5-7 классов, что не покрывало потребностей. Дополнительно требовалось учителей начальных классов – 486, учителей 5-7 классов - 420, учителей 8-10 классов – 226 человек.

Кроме количественной проблемы педагогических кадров достаточно остро стояла проблема повышения квалификации уже работающих в школах области учителей. Большой вклад в работу по повышению квалификации работников народного образования внес созданный в1943 г. Курганский областной институт усовершенствования учителей. С момента образования по1953 г. институт возглавлял выпускник Ленинградского педагогического института им. Герцена, опытный педагог И.И. Варавко.

В сентябре1943 г. в Курганской области начал действовать Курганский педагогический институт, организованный на базе Шадринского учительского института. В его состав входили 3 факультета: исторический, физико-математический, русского языка и литературы. При этом учительский институт был сохранен. Первоначально Курганский пединститут размещался в Шадринске. Позже он был переведен в г. Курган. 11 декабря1943 г. на основании распоряжения СНК СССР № 2312-р  в Шадринске был открыт педагогический институт с контингентом приема в текущем учебном году 240 человек. Кроме педагогических, в Курганской области был создан сельскохозяйственный институт на базе эвакуированного Полтавского сельхозинститута. К 1943 г. в сельхозинституте работали 2 факультета: агрономический и зоотехнический. К занятиям в 1943-1944 учебном году приступили 174 студента.

 

ДОКУМЕНТЫ

Из циркулярного письма Управления по дошкольному воспитанию Наркомпроса РСФСР крайоблоно, наркомпросам АССР, дошкольным секторам и отделам о проведении в детских садах мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья детей

14 июля1941 г.

В настоящее время перед органами народного образования и руководящими дошкольными работниками стоит чрезвычайно важная и ответственная задача – организовать безотказный прием в детские сады детей мобилизованных и обеспечить надлежащую готовность каждого детского сада к ПВХО, охрану жизни и здоровья детей.

Уходя на фронт, отцы должны быть совершенно спокойны за своих малышей. Матери, работая на оборону страны, должны знать, что их дети окружены вниманием и заботой.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача работать как можно лучше, проявлять максимум заботы о каждом ребенке, содействуя тем самым повышению производительности труда матери – работницы и колхозницы.

В соответствии с указаниями тов. Сталина «надо, прежде всего, понять всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешиться от благодушия и беспечности». […].

В целях осуществления указанных задач Управление по дошкольному воспитанию Наркомпроса РСФСР […] предлагает:

1. Обеспечить прием в детские сады детей мобилизованных. Организовать прием таким образом, чтобы дети направлялись в детские сады без промедления и волокиты, и чтобы ни одно заявление о приеме в детский сад ребенка мобилизованного не осталось неудовлетворительным.

Желательно установить в райвоенкоматах дежурства представителей отделов народного образования с тем, чтобы мобилизованный мог немедленно получить для своего ребенка направление в детский сад.

В случае необходимости расширить количество ночных групп в детских садах для обслуживания детей, матери которых работают в вечернюю или в ночную смены, и дети остаются безнадзорными. […].

Одновременно совместно с активом райгорсоветов подыскивать помещения для открытия новых детских садов и по возможности приспосабливать их для детей.

2. Организуя прием детей в существующие и новые детские сады, предупредить возможность возникновения инфекционных заболеваний и тем более эпидемий, для чего самое серьезное внимание обратить на санитарно-профилактические меры: медицинский осмотр детей, стрижка волос, кипячение белья, дезинфекция помещений, если оно ранее было занято каким-либо учреждением и прочее.

3. Укомплектовать кадрами воспитателей новые детские сады и группы.

На заведывание новыми учреждениями выдвигать опытных воспитателей, способных руководить детским садом; обеспечить для них инструктаж по административно-хозяйственным вопросам и работе детского сада в новых условиях.

В качестве воспитателей во вновь организуемые группы и детские сады привлечь окончивших дошкольные педучилища, курсы, ранее работавших квалифицированных воспитателей, жен мобилизованных, имеющих среднее образование, студентов пединститутов, учащихся  9-10 классов средней школы. […].

Для новых воспитателей, не имеющих специальной подготовки, организовать инструктаж и практикум в лучших детских садах.

Методическим кабинетам организовать для новых воспитателей практические занятия с различными материалами по разучиванию песен, игр, плясок, консультации по вопросам воспитательной работы.

4. Оказать помощь органам земельного управления в организации колхозных детских площадок к уборочным работам; привлечь учащихся педучилищ, выехавших на каникулы в колхозы, а также учащихся старших классов средней школы к работе с детьми; если потребуется, организовать дополнительную подготовку кадров из числа матерей – колхозниц через практикумы в садах районов. Приказом заведующего облоно обязать районо обеспечить систематическое медицинское руководство детплощадками.

5. Организовать и быстро провести проверку готовности детских садов к ПВХО […]. Проверку провести в тесном контакте и совместно с райгорсоветами, обеспечив дополнительные мероприятия по охране жизни детей, а также охране здания и имущества детского сада […].

Выполняя указания тов. Сталина «немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад», коллективы детских садов, если потребуется, должны личными силами, не гнушаясь никакой работы, обеспечить полную готовность своего детского сада, создать надежную защиту для детей на случай угрожаемого положения в данной местности.

6. […] Каждый педагог должен уметь сделать перевязку, положить компресс, остановить кровотечение, наложить повязку, шину, принять меры в случае ожога, отравления, перегревания и т.п.

Зав. детскими садами и воспитателям установить самый тщательный надзор за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно изолировать детей с недомоганием и повышенной температурой. Особое внимание в летних условиях уделить профилактике желудочно-кишечных заболеваний […]. Подачу детского питания к столу допускать только после пробы его заведующим детским садом или его заместителем. […].

Отделам народного образования привлекать к административной ответственности заведующих и воспитателей, нарушающих правила МПВО, охраны жизни и здоровья детей.

7. […] Дети должны быть заняты разнообразными играми и занятиями, каждый ребенок должен видеть внимание и ласку со стороны воспитателя, жизнь в детских садах должна протекать организованно и спокойно. […].

Необходимо удовлетворять естественный интерес старших детей к происходящим событиям, разъяснив им в доступной форме о нападении фашистов на Советский Союз, о  героической борьбе нашей Красной армии. […].

Каждая заведующая детским садом должна вменить в обязанность воспитателям регулярно писать письма от детей на фронт.[…]

В военной обстановке каждый учитель, воспитатель является одновременно и политпросветработником. Необходимо систематически вести агитационную работу, в частности всеми мерами бороться со всякого рода слухами, с проявлением паники. […].

Начальник Управления по дошкольному воспитанию НКП РСФСР,
член Коллегии                                                                         Волкова

ГАКО. Ф.Р-800. Оп.1. Д.19. Л. 93 – 96. Заверенная копия. Машинопись.

 

Циркулярное письмо Челябинского облоно об изменении плана открытия новых школ в области  в условиях военного времени

21 июля1941 г.

В связи с обстановкой, вызванной военным временем, намеченный план открытия новых неполных средних школ и средних школ в жизнь не проводить. Новых неполных средних школ и средних школ не открывать. Примите меры к полной реализации плана развертывания интернатов при школах, к организации ремонта теплой одежды и обуви учащихся, к организации подвоза.

 

Заведующий облоно                                                          Дудкин

ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1. Д. 19. Л. 100. Копия. Машинопись.

 

Письмо Курганского гороно районным отделам народного образования с предложением о создании  тимуровских команд

Не ранее 22 июля1941 г.

На основе Постановления обкома ВКП (б) от 22 июля1941 г. № 60 «Об организации и работе тимуровских команд в военное время» гороно предлагает Вам организовать тимуровские команды.

В тимуровские команды должны быть вовлечены как можно шире учащиеся школ, пионеры, комсомольцы и остальные школьники.

К непосредственному руководству тимуровскими командами привлечь пионервожатых и учителей, в тех школах, где пионервожатых нет – организацию и руководство тимуровскими командами возложить на учителей, комсомольцев, знакомых с пионерской работой.

Основной задачей тимуровских команд должны быть: помощь семьям красноармейцев, работа на полях, сбор металлолома, сбор лекарственных трав, помощь военкоматам в обслуживании призывных пунктов и др.

Старшие ребята тимуровских команд в организованных кружках могут изучать автомашины, трактор, комбайн и другие сельскохозяйственные машины, чтобы в нужный момент заменить взрослых, ушедших на фронт.

Тимуровские команды – это внешкольная работа применительно к условиям военного времени, поэтому надо отделам народного образования быстро включиться в работу комсомольских организаций по реализации решения Обкома ВЛКСМ и начать работу тимуровских команд немедленно.

О проделанной работе сообщить к 10 августа1941 г.

ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1. Д.19. Л.104. Подлинник. Рукопись.

 

Распоряжение № 459 исполкома Челябинского областного Совета депутатов трудящихся «О размещении Полтавского сельскохозяйственного института»

30 сентября1941 г.

Исполнительный комитет Челябинского областного Совета депутатов трудящихся распоряжается:

1. Согласно указанию эвакосовета разместить Полтавский сельхозинститут в г. Кургане.

2. Предложить председателю исполкома Курганского городского Совета депутатов трудящихся тов. Гевенову:

а) предоставить институту возможность использовать здания школы № 11 по ул. Горького дом № 167 для учебных занятий в 3-ю смену и размещения лабораторного имущества;

б) закрепить за институтом 2 здания по ул. Куйбышева дом № 103 и по ул. Береговой дом № 49, необходимые для размещения профессорско-преподавательского состава и студентов института.

Зам. председателя  исполкома Челябинского областного Совета депутатов
трудящихся                                                                        И. Гольдберг

За секретаря исполкома Челябинского областного Совета депутатов
трудящихся                                                                      М. Ковригина

ГАКО.Ф.Р465.Оп.2.Д.104.Л.60. Заверенная копия. Машинопись. 

Условия конкурса среди школ и детских садов г. Кургана на лучшее оформление работ на тему «Великая Отечественная война в детском творчестве»

Не позднее 25 апреля1942 г.

Курганский городской отдел народного образования объявляет конкурс среди средних школ, неполных средних школ, начальных школ и детских садов города на лучшее оформление работ, отражающих тему «Великая Отечественная война в детском творчестве».

Участвовать в конкурсе имеют право все учащиеся школ города и дети детских садов. На конкурс можно представлять тексты и композиции песен, повести, рассказы, рисунки учащихся на оборонные темы.

Для рассмотрения материалов, представленных на конкурс, создается жюри из 7 человек: председатель А.М. Полякова, члены Н.М. Семенчик, В.Ф. Юнкина, Е.И. Могутова, А.З. Баженова, З.П. Гиганова и представитель газеты «Красный Курган».

Результаты конкурса будут объявлены в газете «Красный Курган». Лучшие произведения будут напечатаны там же. Срок подачи материалов на конкурс устанавливается с 25 по 30 апреля 1942 года. Сдаются  материалы в Курганский городской отдел народного образования.

ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 25. Л. 93 – 93 об. Копия. Рукопись.

 

Из циркулярного письма Курганского облоно «О подготовке и использовании учащихся школ на сельхозработах в колхозах и совхозах и на пришкольных участках в 1943 г.»

Не ранее 8 апреля1943 г.

Борьба за высокий урожай в1943 г.  – первостепенная задача всего населения нашей Родины в условиях решающего момента Отечественной войны с фашистской Германией.

По государственному плану развития сельского хозяйства в1943 г., утвержденному Совнаркомом СССР и ЦК ВКП (б), Курганская область занимает важное место в борьбе за высокий военный урожай1943 г.

В связи с этим возрастает наша ответственность за организацию помощи школ колхозам, совхозам области в проведении сельскохозяйственных работ.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР и на основе решения облисполкома от 8 апреля1943 г. Курганский облоно предлагает вам немедленно начать подготовку школ к летним работам:

1. Провести в школах медицинский осмотр учащихся и сформировать школьные отряды, назначив руководителей – учителей на весь период проведения сельскохозяйственных работ, возложив на них ответственность за подготовку учащихся к выходу на поля. Срок к 15 апреля1943 г.

2. Провести раскрепление школьных отрядов по колхозам и совхозам района к 15 апреля1943 г.

3. Организовать в школах ремонт рабочей одежды и обуви учащихся, как на дому, так и в пришкольных мастерских бытового обслуживания.

4. Довести до учителей и школьных отрядов необходимые агротехнические сведения (учитывая работу на полях, огородах, на животноводческой ферме и т.д.) и ознакомить каждого школьника с нормами выработки и порядка начисления и оплаты трудодней.

5. Провести готовность колхозов и совхозов к приему школьников (общежитие, организация 3-разового питания, баня, починка обуви и одежды на месте).

6. По средним школам и неполным средним школам выделить наиболее подготовленных учащихся старших классов для работы в яслях и на детских площадках. Обеспечить изготовление игрушек для малышей.

7. Обеспечить организацию политико-воспитательной и культурно-массовой работы в полевых условиях, как со школьными отрядами, так и с колхозниками, возложив ответственность за проведение ее на учителей (читка газет и художественной литературы, помощь избам-читальням в выпуске боевых листков, стенгазет, проведение бесед, лекций, организация детской художественной самодеятельности). Привлечь к выполнению этой работы учащихся старших классов, освобожденных врачом от физического труда на полях.

8. Обеспечить бригады школьников библиотечками – передвижками из фондов районной и школьных библиотек, возложив ответственность за сохранение книг на учителей.

9. Утвердить план посева на пришкольных участках каждой школы с учетом обеспечения школ горячими завтраками в течение предстоящего учебного года. Закончить в школах сбор семян и верхушек картофеля и удобрений до 20 апреля1943 г.

Организуйте широкое социалистическое соревнование школ на лучшую подготовку и участие в сельскохозяйственных работах в1943 г. […].

Заведующий облоно                                                                                                         Фирсов

Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 41. Л. 125, 125 об, 126. Заверенная копия. Рукопись.

 

Из докладной записки исполняющего обязанности начальника Курганского областного управления трудовых резервов Афанасьева начальнику Управления школ ФЗО Главного управления трудовых резервов при СНК СССР Чудиновскому о перспективах развития школ ФЗО в Курганской области

25 апреля1943 г.

В соответствии с приказом начальника Главного управления трудовых резервов в Курганской области организовано областное управление трудовых резервов.

На сегодня в Курганской области школ ФЗО не имеется. Новая область исключительно сельскохозяйственная с очень малым числом промышленных предприятий, тем не менее, на базе некоторых из них могут быть открыты школы ФЗО, а именно:

1. г. Курган – на базе горкомхоза на 200 чел. с профессиями – плотники, каменщики, штукатуры, маляры и слесари-сантехники.

Имеется просьба об открытии в г. Кургане школы ФЗО, причем последняя может быть открыта при условии предоставления горисполкомом или горкомхозом помещения под общежитие.[…].

Необходимо отметить, что в связи с организацией области в г. Кургане как областном городе будут производиться строительные работы, сооружение водопровода и т.д.

2. г. Курган  - на базе завода № 709 минометного наркомата на 200 чел. с профессиями – токари, слесари.

Имеется просьба об открытии школы ФЗО на его базе.[…]

Необходим приказ наркома минометного вооружения о строительстве заводом помещения под общежитие ФЗО.

3. г. Шадринск – на базе завода № 815 наркомата боеприпасов на 200 чел. с профессиями – плотники, каменщики, штукатуры, маляры.

Имеется просьба завода об открытии школы ФЗО на его базе, т. к. в текущем году завод производит большие строительные работы по расширению завода.[…].

4. ст. Макушино Южно-Уральской железной дороги - на базе зерносовхоза и МТС на 200 чел. с профессиями – трактористы, слесари, комбайнеры.[…]

Помещения под общежитие по мнению третьего секретаря обкома ВКП(б) могут быть предоставлены.[…]

Комплектование контингента школ ФЗО произвести за счет молодежи Курганской области.

Таким образом, общий контингент проектируемых школ ФЗО по Курганской области может быть равен 1000 чел.

И.о. начальника Курганского областного управления трудовых резервов          Афанасьев

ГАКО. Ф. Р-936. ОП.1. Д.8. Л. 55, 55 об. Заверенная копия. Машинопись.

 

Заметка в газете «Красный Курган» о раздельном обучении мальчиков и девочек в школе

На основании постановления Совнаркома Союза ССР с нового учебного года в неполных средних и средних школах республиканских, краевых и областных центров вводится раздельное обучение мальчиков и девочек.

В г. Кургане будут работать 2 женских и 2 мужских школы. В помещении бывшей 12-й школы открывается мужская средняя школа, в 10-й – мужская неполная средняя школа. Женские средняя и неполная средние школы будут открыты в помещениях 15-й и 11-й школ. Педагогический персонал почти полностью подобран.

Красный Курган. - 1943. - 14 августа. - № 112. - С.2.

 

Постановление бюро Курганского обкома ВКП(б) «Об организации педагогического института»

15 сентября1943 г.

1. Ввиду крайнего недостатка в педагогических кадрах и необходимости подготовки квалифицированных кадров учителей для неполных средних и средних школ области просить ЦК ВКП(б) разрешить организовать в г. Кургане с 1 октября1943 г. Курганский педагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим, русского языка и литературы. Пединститут организовать на базе Шадринского учительского института с сохранением учительского института при пединституте.

2. Временно разместить пединститут в г. Шадринске с последующим переводом в г. Курган. Принять к сведению заявление секретаря Шадринского горкома ВКП(б) тов. Бояршинова [о том], что пединститут учебными помещениями, общежитиями для студентов, квартирами для профессорско-преподавательского состава, помещением для столовой института полностью обеспечен.

3. Всю работу по организации пединститута возложить на директора Шадринского учительского института тов. Сиротенко, обязав его обеспечить ремонт переданного пединституту учебного здания, общежитий, столовой; завоз для института топлива, уборку и сохранение урожая с подсобного хозяйства института.

4. Просить Наркомпрос РСФСР командировать на работу в Курганский педагогический институт заместителя директора института по научной и учебной части, а также заведующих кафедрами исторического, физико-математического и литературного факультетов.

ГАОПДКО. Ф. 166. Оп. 1. Д. 91. Л. 15-16. Копия. Машинопись.

 

Распоряжение № 2312-р Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об открытии  Шадринского педагогического института»

25 ноября1943 г.

В соответствии с распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 21 ноября1943 г. № 22285-р разрешить Наркомпросу РСФСР открыть с 11 декабря1943 г. в г. Шадринске Курганской области Шадринский педагогический институт с контингентом приема в текущем учебном году 240 человек. Финансирование института в 1943г. отнести за счет сметы Наркомпроса.

Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР                         Г. Перов

ГАКО. Ф. Р-1541. Оп. 2. Д. 10. Л. 198.

 

Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР № 1017 «О работе школ в Курганской области»

31 декабря1943 г.

Совет Народных Комиссаров РСФСР отмечает, что Курганский облисполком не уделяет должного внимания вопросам работы школ.

В результате этого на 1 декабря1943 г. только по 1-4 классам не охвачено обучением более 6 тыс. детей.

В отдельных классах школ не преподаются математика, физика, история. Методическая работа с учителями организована плохо, начинающие учителя не получают необходимой методической помощи и фактически в ряде случаев предоставлены сами себе.

Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:

1. Обязать Курганский облисполком:

а) обеспечить до 15 января1944 г. вовлечение в школу всех детей, подлежащих обучению, и принять меры к недопущению впредь отсева учащихся из школ;

б) учесть до 15 января1944 г. всех учителей, работающих не по специальности и возвратить их на работу в школы;

в) обеспечить преподавание в школах всех предметов, предусмотренных учебным планом;

г) изготовить в I квартале1944 г. на предприятиях местного подчинения для детей школьного возраста – 3 тыс. пар валяной обуви, 500 полушубков, 3 тыс. пар теплых чулок и носков;

д) обеспечить изготовление до 1 сентября1944 г. 1 тыс. ученических парт, 500 классных досок, 500 учительских столов и 1 тыс. стульев;

е) организовать до 1 марта1944 г. при детских домах и школьных интернатах 30 столярных, 15 слесарных, 15 швейных, 10 сапожных и 5 трикотажных мастерских.

2. Обязать Наркомпрос РСФСР и Курганский облисполком организовать с 1 сентября1944 г. школьное педагогическое училище в пос. Юдино с контингентом приема 90 человек и дошкольное педагогическое училище в г. Шадринске с контингентом приема 90 человек.

3. Обязать Наркомпрос РСФСР:

а) оставить в Курганской области для распределения по школам весь выпуск 1943-1944 учебного года Шадринского учительского института и педагогических училищ Курганской области;

б) направить до 15 января1944 г. на работу в Курганскую область: директора института усовершенствования учителей, заместителя заведующего облоно по военному обучению и заместителя облоно по политпросветработе;

в) выделить в I квартале1944 г. дополнительно для Курганской области 110 тыс. учебников;

г) скомплектовать и отправить в I квартале1944 г. в Курганскую область для института усовершенствования учителей одну методическую библиотеку на 3 тыс. книг и дополнительно отгрузить учебно-наглядных пособий на сумму 50 тыс. руб.;

д) предусмотреть в плане на1944 г. выделение Курганскому облоно печатной бумаги 2 т, картона 0,5 т, коленкора и марли 1 тыс. м для издания методических пособий;

е) для оказания помощи в организации методической работы командировать в январе1944 г. в Курганскую область 3-х научных работников.

4. Обязать КОГИЗ и Центросоюз отгрузить до 15 февраля1944 г. в курганскую область 550 тыс. тетрадей, 150 тыс. карандашей и 350 тыс. ученических перьев.

5. Предложить Госплану РСФСР предусмотреть в плане на1944 г. строительство школы на 400 мест и 2-х детских садов на 200 мест.

6. Обязать Наркомфин РСФСР предусмотреть в бюджете Курганской области на1944 г. 100 тыс. руб. на подсобные хозяйства детских домов и 50 тыс. руб. на подсобные хозяйства при педагогических училищах.

Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР                                       А. Косыгин

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров РСФСР                       А. Болдырев

ГАКО. Ф. Р-1541. Оп. 2. Д. 9. Л. 222-223. Заверенная копия.

 

Письмо первого секретаря Курганского обкома ВКП(б) П.А. Тетюшева Наркому просвещения РСФСР В.П. Потемкину с просьбой о выделении учебных пособий для школ области

25 июля1944 г.

В Курганской области имеется 1400 начальных, 245 семилетних и 56 средних школ. В подавляющем большинстве школ области отсутствует учебно-материальная база для нормальной учебно-воспитательной работы школ. В школах, как правило, нет учебного оборудования, особенно по таким дисциплинам, как физика, химия, биология; отсутствуют учебно-наглядные пособия по истории, географии, математике, для начальных классов. Большая часть семилетних школ открыта за последние годы, и эти школы никакими пособиями и книгами не снабжались. Школьные библиотеки не пополнялись более 3 лет, в библиотеках нет книг (особенно классиков), в связи с чем во многих школах не проводится внеклассное чтение, тормозится прохождение учебных программ и проведение воспитательной работы.

В целях создания минимальных условий для учебно-воспитательной работы школ, прошу Вас:

1. Выделить Курганскому облоно вагон учебно-наглядных пособий и учебного оборудования кабинетов.

2. Направить для школ по одной библиотеке на каждую школу художественной литературы (классиков) в количестве: для начальных школ – 1400 библиотек по 20 книг в каждой; для семилетних школ – 245 библиотек по 100 книг в каждой; для средних школ – 56 [библиотек по] 200 [книг в каждой]. Всего 63 тыс. книг.

3. Выделить средним и семилетним школам 1000 листов ватманской бумаги (по 3 листа на школу) и столько же акварельной или других красок.

Секретарь Курганского обкома ВКП(б)                                          П. Тетюшев

ГАОПДКО. Ф. 166. Оп. 2. Д. 154. Л. 65. Копия. Машинопись.

 

Из доклада Курганского гороно об итогах работы школ г. Кургана за 1944-1945 учебный год

Не ранее мая1945 г.

Страна наша закончила кровопролитную войну против гитлеровской Германии. Из этой войны наша Родина вышла еще более крепкой и могучей. В дни великой борьбы, великих испытаний для всего народа поставлены были большие задачи и перед учительством. Много творческой энергии требовалось от учителей, чтобы разрешать эти задачи. В реализации их помогала всем нам сталинская забота о школе. Ярким проявлением этой заботы является постановление Совнаркома о мероприятиях по улучшению качества обучения в школе от 21 июня 1944 года. Историческое решение поставило школу на правильные рельсы борьбы за высокие знания учащихся.

Истек год. В дни, когда страна праздновала победу над фашизмом, учителя и учащиеся держали отчет перед народом. Государственные экзамены показали достижения, которых добилась школа, и вскрыли недостатки.

Несмотря на трудное военное время, многие учителя добились хороших результатов. Есть такие учителя, которыми мы можем гордиться – это отмеченные высокими правительственными наградами:

Матрена Матвеевна Емантаева

Анна Ивановна Сединкина

Евдокия Марковна [фамилия отстствует]

Любовь Васильевна Крючкова и многие другие.

Но есть учителя, которые работают плохо. Поэтому в целом работу школ никак нельзя назвать удовлетворительной. Недостаточен уровень знаний учащихся.

Анализируя работу школ за прошлый учебный год, прежде всего, нужно остановиться на всеобуче.

ВСЕОБУЧ. Всех детей школьного возраста мы обязаны охватить обучением в школе. Сталинский закон о всеобуче должен быть незыблем. В истекшем году это бесспорное положение в курганских школах было нарушено. 86 человек детей школьного возраста не обучалось в школе.

Это явное нарушение закона о всеобуче не вызывало тревоги и соответствующих активных мероприятий со стороны руководителей школ, учителей. Нередко можно слышать: «Ну, что особенного, если у нас не посещает школу один – два ребенка, ведь это единицы». При чем  - забывают, что из единиц в масштабе страны составляют десятки и сотни тысяч неграмотных. Это срывает выполнение народно – хозяйственного плана.

Забота и тревога за обучение всех детей в школе должны пронизывать всю работу руководителей школы. Безусловно, мало проявляли заботу учительство школ № 7, № 9, если там до конца года было по 8 – 12 человек детей неохваченных обучением.[…]

Важно оказать материальную помощь ребенку, не обучающемуся из-за необеспеченности. Помощь оказана немалая.

Выдано учащимся за год:

                                                    Бесплатно             Платно

валенок                                        278                           567 [пар]

ботинок                                        46                            714 [пар]

мануфактуры                              400                           600 [шт.]

платьев                                         36                            170  [шт.]                          

Мясокомбинат одел 7 человек, трикотажная фабрика 3-х.[…]

В закончившемся учебном году школы города имели все условия к тому, чтобы обеспечить хорошее качество обучения. В августе и сентябре1944 г. гороно были возвращены 3 школьных здания, что помогло ликвидировать продолжавшиеся в течение всей войны трехсменные занятия (в школах № 5 и № 11). Правда, занятиям мешала некоторая скученность, да школа № 11 не имела кабинетов.

Перед началом учебного года все школы провели качественный ремонт. Топливо на весь учебный год к 1 сентября не вывезли, но в течение всей зимы запас пополнялся, и не было ни в одной школе ни одного такого дня, когда из-за отсутствия дров школа не отапливалась. Освещены электричеством все школы города, а на пригородные школы регулярно выдавался керосин.

Классной мебели во всех школах достаточно. Обстановка учительских бедна. […].

На воспитание ученика влияет не только твердый внутренний распорядок школы, не только педагог в процессе обучения, воспитательную силу воздействия ученика мы видим в хорошо украшенном классе, коридоре, библиотеке. Со вкусом украшенный класс, цветы на окнах, уютный коридор приучают учащихся к порядку, воспитывая в них культуру. Каждая школа должна иметь план оформления всей школы, тщательно разработанный, продуманный.

Нельзя допустить в школе портретов без рамок, некрасивых плакатов, безвкусных картин, темных панелей. Нельзя допускать обилие различных материалов, загромождающих стены. […].

Кабинеты физики, химии не оборудованы. далеко недостаточно наглядных пособий и по другим предметам. […].

Школы № 11 и № 12 получили с заводов №№ 707, 709, 603 и учреждений города много предметов. Кабинеты значительно пополнились, появилась возможность проводить многие лабораторные работы. […].

Обеспеченность учебниками в прошлом году была только 50% к потребности учащихся. […].

Итоги экзаменов по городу показали, что учителя улучшили свою работу, добились значительных результатов в качественной подготовке учащихся. Повысилась грамотность учащихся. 10-е классы держали экзамены по русскому языку без двоек, в 4-х и 7-х классах двоек было только 8%. Улучшились математические навыки.

Число положительных оценок в результате испытаний в 1940 – 1941 гг. было 65%, в 1942 – 1943 гг. – 71%, в прошлом году – 78%, а в результате нынешних экзаменов – 87%, в том числе 66% пятерок и четверок.

Выше стали навыки устной речи учащихся. […].

Наиболее характерным достижением истекшего года является знание учениками современности. Ученики большинства учителей не просто знают материал программы, но и увязываю его с событиями в нашей стране и за границей.

При подведении итогов экзаменов следует отметить выдающуюся работу всех преподавателей 10-х классов средних школ. […].

Экзамены вскрыли и ряд основательных недочетов, которые говорят о том, что качество обучения в школе отстает от требований предъявленных партией и правительством. […].

Перешли в следующие классы и окончили школу только 66% учащихся Кургана. […].

Объясняют курганские учителя такую недоброкачественную подготовку учеников строгостью требований. Это верно. Требования в Кургане строгие. […].

Казалось бы, в Кургане с подготовкой учителей все должно быть благополучно, но дело далеко не так. Из учителей начальных классов 15, а из учителей старших классов 24 человека не имеют соответствующего образования. […].

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

[…].

Хорошо проводились в ряде школ лекции, беседы, тематические вечера, читки на темы Отечественной войны, исторические, литературные и общенаучные.

Работа кружков в прошлом году в семилетках и средних школах шла хорошо.[…] Например, географический кружок – школа № 10, физический – школа № 12, литературно-драматический 11-ая и 12-ая школы. Особо следует отметить кружок сказочников начальной школы № 8. В нем было 32 ученика, прослушано 25 сказок. Все сказки кружковцы разучивали и рассказывали потом в младших классах. […].

Самым слабым участком работы школы является плохая организация внеклассного чтения. Это отмечено инспектором Наркомпроса при проверке курганских школ. Многие ученики ничего не читают. […].

Полякова

Шиншин

Ф. Р-800. Оп.1. Д. 55. Л. 2 – 28. Копия. Машинопись.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites