kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Репрессированы по 58-й » Судьба человека через призму времени

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Судьба человека через призму времени

«Судьба человека через призму времени» - так назывался семинар, который прошёл 10 марта 2017 года  на базе школы №5 города Кургана. На  встрече поколений присутствовали председатель правозащитной организации «Мемориал» Базарова Л.Н., преподаватель  истории КГУ Фельдшеров Д.А., ветераны войны и тыла, труда Лешукова Н.А., Горбачёва Н.А., учащиеся школы №5 .

Основной темой разговора стали судьбы наших земляков, испытавших на себе политические репрессии  20-30гг XX века. Политические репрессии — это целая эпоха в жизни нашей страны, горькая и страшная. С 1937 года прошло 80 лет, казалось бы нас отделает от того времени достаточный промежуток, чтобы можно было спокойно выяснить все за и против, но почему эта тема замалчивается, не приветствуется,  считается не патриотичной. Философ Карл Ясперс, в своей книге «Смысл и назначение истории» писал: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно, было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь в нежелании знать, в стремлении забыть и в неверии, что все это действительно происходило…» Свободный доступ к ранее засекреченным документам позволяет объективно  изучить и осмыслить весь путь пройденный советским обществом. В городской общественно политический архив передано на хранение 12 тысяч дел репрессированных. По словам сотрудника архива Акатьевой С.А. только в  1937 году в городе Кургане  было арестовано 2600 человек, из них  к высшей мере наказания было привлечено 733 человека.

Одним из таких дел 1937года,  было дело  Михаила Леонтьевича Шаньгина (1919-2009), Родом  из крестьянской семье в селе Чаши Каргапольского района. Окончил школу, вступил в комсомол. В 1936 году отправил свои стихи в районную газету и его пригласили работать корреспондентом, в редакции «Сталинский путь» ему пообещали дать направление пединститут, направление дали, но не в институт, а в тюрьму и лагеря, в которых он провёл 21 год. Прошёл тюрьмы и лагеря. Вернулся в 1947году с пометкой в паспорте ст.39 Положения, ему было разрешено жить недалеко от лагерей. Работал на строительных объектах, железной дороге. Участвовал в электрификации линий Курган – Челябинск и Курган – Свердловск. Строил больницы, вокзалы, школы, жилые дома. Ему присвоено звание «Почётный железнодорожник». Шаньгин описал свои дороги по лагерям и тюрьмам в своих книгах и воспоминаниях. Неизгладимый след оставила первая тюрьма – курганский тюремный замок (ныне  жилой сектор с магазинами на перекрёстке улиц Советская, Кирова, Красина, Горького) камера №22, окно выходило на улицу Кирова. Челябинск камера №8, на 13 коек, 286 человек. Попытались устроить голодовку, пели «Интернационал» ,«Широка страна моя родная» в течении 6 дней. Затем заболел ангиной, и его посчитали мёртвым, выкинув сначала на улицу, затем в больницу. В этой тюрьме умер его друг и начальник Тюменев В.А. В Магнитогорской тюрьме его соседом по камере был Борис Ручьёв, наш зауральский поэт, который ,в отличии от Шаньгина, никогда в своём творчестве не обращался к своей трагической страничке – репрессии. А вот Шаньгин в 1971 году посвятил ему такие строки:

«Как тяжко быть безвинно виноватым.

Не знать судьбе не края ни конца

Людьми или Всевышним вы прокляты

Но не найдёшь начало у кольца

Теперь, стыдясь, казённый дом сломали.

От ветров дальше выстроили вновь

Чтоб люди отроду о том не знали…».

Михаил Леонтьевич испытывал потребность в  сохранении  памяти о трагических страницах нашей истории. В Фонде 6939 опись 1 дело №6 хранится рукопись, автобиографическая повесть «Загнёта» на 175 листах от 25 января 1990. В деле №13 в очерке «Житуха» от 25.11.1995, он пишет, что нынешнее поколение может спросить – почему терпели? А так вот и терпели, бывают времена, когда дух народа падает… Знали, что даже шёпотом  высказанное недовольство стоило многих лет лагерей. И молча сносили произвол, десятилетия колхозники работали бесплатно, не имея паспортов, ни трудовых книжек. При Сталине, говорят был порядок! Да был – порядок, основанный не на уважении к закону, а на страхе перед беззаконием. В деле № 24  сохранилась переписка Шаньгина с Солженицыным.

Шаньгин писал письма, ходатайства об установлении памятника  жертвам репрессий, в  Курганскую областную и городскую администрацию с апреля 1989года,  но получал от секретаря обкома КПСС Удачина запрет. В 1995 году город выделил место – угол Советской, дом 104, где в 30-е гг. была внутренняя тюрьма НКВД.  В результате всех усилий, памятник всё-таки появился на перекрёстке улиц Советской и Комсомольской. Но совершенно не таким его видел Шаньгин. В архиве сохранилось описание. Шаньгин мечтал установить памятник высотой 3,5 метра, из бронзы, толщиной 15 см. Размах полусферы, полузвезда снаружи обвита колючей проволокой, внутри – тюремная решётка. Человек со стянутой цепью руками, стоит спиной к зрителям у зарешеченного окна. Спиной, потому что людей расстреливали в затылок. На полусфере надпись – выбитая рельефно «Жертвам политических репрессий 1917-1990» между этих слов – «подайте, Христа ради, свечу поставьте». Далее железобетонная труба, она является символом слов «мы свою жизнь не угоняли, мы её переползли как в трубе. И темно,  и в полный рост не разогнёшься. Этот памятник существует в макете, автор проекта Станислав Андреевич Голощапов.

М.Шаньгин будучи членном общественной организации жертв репрессии в Челябинске, а затем организовал общественную организацию в Кургане, несколько раз вывозил курганских жителей на памятное место – Золотая Гора. Его впечатления хранятся в деле № 20, там же есть списки, кто ездил с ним  16 июня 1990 года. Сразу после открытия этого массового захоронения в 1989 году М.Шаньгин  писал: «Да, были кости на полях сражений. До сих пор, спустя 45 лет  после войны в полях Белоруссии валяются скелеты наших солдат – без вести пропавших. Страшно об этом говорить. Но кости другие. Откуда они в Челябинске…». Тогда, 9 сентября 1989 года на Золотой Горе было найдено 360 скелетов. Присутствовали Г.Старовойтова, А.Д.Сахаров,  они поднимали проблему   возврата исторического долга «врагам народа». В 1990 году из Кургана на Золотую гору совершили поездку более 100 человек. Конечно, живые свидетели, родственники погибших на сегодняшний день находятся  в преклонном возрасте и по состоянию здоровья не могут отправиться в дальний путь, поклониться своим родным. Эстафету памяти должны подхватить молодые. «Забыть – значить рассчеловечиться»

На  основе следственных дел 1937-1938гг. ГАОПДКО, участникам встречи  учащиеся 10 класса раскрыли имена: Шаньгина Михаила Леонтьевича, Хлызова Акима Ерофеевича, Хлызова Ерофея Авдеевича, Воденникова Василия Фотеевича, Лелькеша Ивана Ивановича, Чикайло Павла Семёновича, Курочкина Владимира Ивановича.  Это люди разных профессий: корреспондент, крестьянин, сторож Чашинского  райпотребсоюза, рабочий курганского мясокомбината, председатель Чашинского райисполкома, следствие в отношении которых велось в кратчайшие сроки (например, Чикайло П.С. был арестован в 11.06.1938 по обвинению в шпионско-диверсионной деятельности. Тройкой УНКВД по Челябинской обл. 05.10.1938 приговорен к ВМН. Расстрелян 22.10.1938. Реабилитирован Военным трибуналом УралВо 09.10.1965). Лелькеш И.И.  умер  в Челябинской тюрьме, срок его следственного дела всего 3 месяца, с ареста 16.02.1938, приговор – ВМН – 15.04.1938. Умер в Челябинской тюрьме 09.05.1938. Реабилитирован 05.08.1964 Курганским облсудом. Для учащихся  Колесниковой  Дарьи и Щербининой Ольги это были исследовательские работы по изучению своих  родословных, белые пятна которой обрели цвет.

Кто-то может сказать, зачем исследовать судьбы людей, переживших репрессии? Изучая следственные дела, мы можем сами составить взгляд на эту страничку прошлого, для себя найти ответ кто прав, кто виноват, узнать новое о своей семье, почувствовать причастность к этому далёкому близкому прошлому. В следственных делах, порой встречаются такие фрагменты, указывающие  на проблемы которые существуют до сих пор.

«Память становится  отчетливой  силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на  долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память» - Д. С. Лихачев.

Учитель истории, Архипова С.А. (г.Курган).



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites