kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Репрессированы по 58-й » С » Священник из села Лопатки Афанасий Варфоломеевич Семенов

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Священник из села Лопатки Афанасий Варфоломеевич Семенов

В 1929 году в Советском Союзе началась кампания по широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. Не обошла она стороной и Курганский округ. В селах сельские советы проводят общие собрания по закрытию церквей и передаче зданий под школы, клубы и т.д. Сельскими советами составляются списки граждан с просьбой закрыть церковь, эти списки направляются в Челябинский облисполком.

На примере церкви в селе Лисье можно увидеть, как реализуются подобные просьбы.

«Постановление Президиума Челябинского Областного Исполнительного комитета. Руководствуясь постановлением ВЦИК И СНК РСФСР от 09. 04. 1929 года ст. 36 – постановляет:

1. Ходатайство президиума Лебяжьевского райисполкома от 4 апреля 1938 года (протокол №11/89) о закрытии бездействующей церкви в с. Лисье Лебяжьевского района и передачи помещения церкви под колхозный клуб, основанное на постановлении общего собрания населения Лисьевского сельсовета – утвердить.

2. Обязать Лебяжьевский райисполком о настоящем постановлении объявить населению в установленном законом порядке».

Закрываются храмы, так как церковные общины не в состоянии платить огромные налоги, во многих селах проходят аресты священнослужителей.

21 декабря 1932 года был арестован священник Богородице-Казанской церкви села Лопатки Лопатинского района (ныне Лебяжьевский район) Курганского округа Афанасий Варфоломеевич Семенов. Священником при Лопатинской церкви Семенов служил с 1924 года, с 1926 года он был также благочинным 7-го благочинного округа Курганской епархии. В состав этого округа на период 1932-1933 годов входили церкви сел: Лопатинского, Батырева, Куреинского и Хуторов.  Арестован был Афанасий Варфоломеевич по обвинению в антисоветской пропаганде, в организации срыва проводимых хозяйственно-политических компаний, создании при церкви нелегального союза «Сестричество».

Краткая биография, взятая из анкеты арестованного.

«Семенов Афанасий Варфоломеевич 35 лет, родился 15 декабря 1897 года, место рождения Уральская область Петуховский район с. Теплодубровинское. Сын священника. Социальное и имущественное положение на момент ареста – имущества нет, то же самое до 1929 года – 1 лошадь, 1 корова, посева2 га. То же самое до 1917 года – жил на иждивении отца-священника до 1919 года, учился. Отец служил священником и имел имущества: 3 лошади, 3 коровы, посева до 18 десятин постоянных батраков 1 человек, батрачек 1 человек. Не в какой партии не состоял. Состав семьи: жена Анна Николаевна 33 лет домохозяйка, сын Николай 8 лет иждивенец, дочь Надежда 6 лет иждивенец, дочь Вера 1,5 лет иждивенец. С начала войны до февральской революции учился в Тобольской духовной семинарии. Затем до 1919 года учился в Томском университете. С мая 1919 по декабрь1919 г. был на службе у Колчака дезинфектором. С декабря 1919 по 1921 год инструктор-дезинфектор в г. Томске. До 1922 года при Томском ОНО дезинфектором. С 1922 года по 1923 псаломщик. С 1923 года священник, с 1926 благочинный и в то же время священник. Занимался службой в церковном культе. Образование не законченное высшее. Сведения о прежней судимости (до Октябрьской революции и после нее) – был судим 23.12.1929 за распространение ложных сведений по 161 ст. УК, и был приговорен к штрафу 500 рублей (уплатил 375 рублей остальное отбыл принудительными работами). Категория воинского учета тылоополченец, как лишенной избирательных прав голоса. Сведения об общественной и революционной работе – не участвовал и не участвую».

В деле на обвиняемого священника Семенова всего 12 документов на 26 листах. Просматривая эти документы невольно обращаешь внимание на два документа датированные 1929 годом.  Это копия приговора по делу № 1691 и копия кассационной жалобы в Курганский окружной нарсуд по обжалованию приговора по вышеуказанному делу. Эти два документа относятся к первой судимости священника Семенова, по которой он был обязан заплатить штраф в размере 500 рублей.

Что же произошло в Лопатках в 1929 году и за какие «злодеяния» был оштрафован священник.

Дело было возбуждено Лопатинским нарсудом 11-го района Курганского округа на основании заявления бывшего начальника Адмотделения Лопатинского РИКА гражданина Л. от 15.12.1929. Л. обвиняет священника Семенова и церковный совет в полном составе в клевете и подрыве его авторитета пред вышестоящим начальством. Причиной всему явился акт, составленный Райдесятником М. в июне 1929 года. По данному акту церковному совету было предложено делать ремонт церкви (объем ремонта, и сумма затрат на ремонт в документах не фигурируют). Церковный совет отказался делать ремонт, так как у него на данный момент нет достаточных средств для его проведения. Просить о рассрочке ремонта к начальнику Адмотделения Л. явились граждане С. и Р. 14.06.1929. Но гражданин Л. в просьбе об рассрочке ремонта отказал, решение начальника было «категорическое, не допускающее никаких попыток к просьбе». После чего 16.06.1929 церковный совет был вынужден обратиться в вышестоящую организацию Окрадотдел «с жалобой – ходатайством о предоставлении рассрочки в ремонте».

А через полгода гражданин Л. обращается с заявлением в суд.

23 декабря 1929 год народный суд 11-го района Курганского округа, Уральской области в составе председательствующего нарсуда Кимлаева, членов очередных заседателей Федонцевич и Лушникова при секретаре Василенко в открытом судебном заседании рассмотрели дело № 1691 по обвинению в «клевете и подрыве авторитета» граждан села Лопатинского того же района и постановил:

Пшеничникова Ивана Филипповича 61 года: малограмотный, б/п вдов, крестьянин, середняк, член церковного совета, не судился – к штрафу 300 рублей.

Левина Ивана Степановича 68 лет: малограмотный, б/п, женат, крестьянин, бедняк, член церковного совета, не судился – к принудительным работам на 3 месяца.

Романова Алексея Исаевича 66 лет: грамотный, б/п, женат, крестьянин, кулак, индивидуал, член церковного совета, сужден в 1921 году трибуналом за зажим хлеба 1 год условно, и в 1929 году подвергался наказанию «пятикраткой»[1] – к принудительным работам на 8 месяцев (в 1930 году, на основании постановления Президиума Лопатинского РИКа от 07,02 1930 года протокол №31 о выселении из пределов Курганского округа кулака Романова с семьей в числе 5-и человек, Романова из Лопаток выселяют).

Пичугина Петра Михайловича 55 лет: грамотный, б/п, женат, крестьянин, середняк, член церковного совета, не судился – к принудительным работам на 3 месяца.

Семенова Афанасия Варфоломеевича – к штрафу 500 рублей.

Пытаясь восстановить справедливость, священник и члены церковного совета пишут кассационную жалобу в Окружной суд города Кургана. Оштрафованные пишут в своей кассационной жалобе, что наложение штрафа незаконное, что Лопатинский нарсуд «не старался разобраться и вникнуть в суть дела, а главным образом руководствовался заявлением бывшего начальника Адмотделения гражданина Л. В то время, как это заявление не соответствует действительности». В адрес Курганского окружного суда они также пишут «Настоящим почтительнейше просим Окружной нарсуд отменить приговор по делу №1691, вынесенный 23.12.29 г. нарсудом 11-го района, так как повторяем, что в нашей жалобе нет ни клеветы, ни распространения заведомо ложных измышлений, предусмотренных ст. №161 УК, а есть горькая действительность» и далее следуют подписи четырех человек (Пичугин не подписывал).

Решение Окружного суда по жалобе имело какое-либо воздействие неизвестно, в деле нет документов. Вероятно, был отрицательный ответ, так как за священником Семеновым осталась числится судимость. Сейчас, по прошествии многих лет, можно с уверенностью говорить, что это была одна из целенаправленных попыток по закрытию церкви.

А теперь, что касается уже нового, возникшего в декабре 1932 года, дела. В качестве свидетелей по нему вызывались на допрос священник села Арлагульского Фролов Евтихий Алексеевич и гражданин села Лопатки Леготов (судя по его ответам на вопросы следователя – это работник сельского совета). Их показания большого интереса не представляют, и частично будут показаны далее, в обвинительном заключении.

Хотелось остановиться на протоколе допроса третьего свидетеля гражданин села Лопатки, С. Из допроса данного свидетеля вырисовывается основная причина ареста священника. Данный протокол, он небольшой, я приведу его полностью: «1932 года декабря (число не указано) я уполномоченный Лебяжьевского Р/О ОГПУ Орлов допросил в качестве свидетеля гражданина села Лопатки Лебяжьевского района С., который по существу дела показал следующее: в период ведения компании по закрытию церкви в ноябре месяце 1932 года 27 ноября я был командирован ячейкой ВКП (б) для созыва церковного совета. Будучи в церкви в сторожке с членами церковного совета и священником церкви Семеновым Афанасием Варфоломеевичем, то последний в присутствии членов церковного совета, меня и Зав. уч-ком З. говорил: «хотел я уехать отсюда в другое место службы, но поскольку ставят вопрос о закрытии церкви я не уеду до тех пор, пока не урегулирую этого дела, 8 кампаний проводили о закрытии церкви не смогли закрыть и сейчас я этого не допущу, да и … допускать того, чтобы ссыпать хлеб в церковь – все изгадят; хлеба совсем немного, а ссыпать некуда, что для них что ли верующие строили церковь. У них хлебозаготовки, а у нас служба; церковь отделена от государства, и вы к ней не имеете права подступать. И благодаря агитации Степанова члены церковного совета категорически отказали.  Записано с моих слов верно и мною зачитано. С.».

Итак, командированный «житель села Лопатки» практически предъявил следователю ультиматум: чтобы выполнить командировочное задание и закрыть церковь, необходимо было изолировать священника Семенова. А далее уже под это решение подбирались показания свидетелей и документы, включая и документы по делу 1929 года.

Из протокола допроса священника Семенова, проводимого 21 декабря 1932 года: «В ноябре месяце 1932 года мне, предложили уплатить самообложения 1132 рубля и меня это взволновало, я в помещении сам себе сказал громко в присутствии всех: «Я не поп, который при первой неприятности готов отречься от сана, а я идейный священник и своих действий не брошу никогда в борьбе с Советской властью. Что мной в Лопатках не перенесено за 8 лет службы при Советской власти: тяжелые материальные условия, тяжесть налоговых платежей, распродажа имущества, судебные взыскания, принудительные работы еще остается поставить к стенке, но я и к этому всегда готов».

Вопрос о закрытии церкви, или использовании ее под зерносклад следователем не задавался.

Из обвинительного заключения.

«Священник Семенов с 1924 года служит при Лопатинской церкви Лебяжьевского района, благочинный – с момента перехода власти в руки Рабоче–Крестьянского Правительства, ведет борьбу с Советской Властью и антисоветскую агитацию, направленную на подрыв устоев социалистического строительства используя в этом церковь и наиболее отсталую часть верующих ему приближённых, особенно из числа а/с настроенных. Семенов своими действиями разлагал колхозы, создавал паническое настроение среди трудящихся масс, распространял слухи о падении народного хозяйства СССР, внедряя в массу форму развития народного хозяйства капиталистическим путем. Для борьбы с Советской Властью и препятствия в проведении хозяйственно-политических компаний организовывал при церкви нелегальную организацию под названием «сестричество», вел борьбу с представителями власти.

Конкретно его действия борьбы с Советской властью, антисоветские проявления характеризуются следующими фактами: «Семенов в целях классовой мести вел борьбу с Советской властью занимался срывом проводимых хозяйственно-политических компаний, организовал 25.03.1928 в селе Лопатках при церкви нелегальную организацию под названием «Сестричество», вербовал в союз «Сестричества» женщин, враждебно настроенных к Советской власти и ее мероприятиям из числа верующих. Сам Семенов руководил союзом «Сестричества» и выработал для этой организации устав.

На произведенном допросе обвиняемый Семенов по этому вопросу сказал: «Точно не помню в каком году, но примерно в 1926, 27, 28 по моей инициативе в селе Лопатках на церковном совете и общем собрании верующих проработан вопрос об организации «Сестричества». Докладчиком на заседаниях и собраниях был я. Организация «Сестричества» имела целью улучшения церковного дела т.к. этого улучшения без организации и достичь было нельзя».

Семенов путем вызова к себе священников и специальных объездов к священнослужителям давал определенные указания по борьбе с Представителями власти, например, 2-го ноября 1932 года Семенов священнику Арлагульской церкви Фролову говорил: «Вот в Арлагуле самые ядовитые враги церкви – местная власть. Вам придется с ними бороться, не поддавайтесь, а то сядут они на шею и поедут».

В 1931 году Семенов, как благочинный, объезжал все церкви своего района деятельности и давал указания священнослужителям по борьбе с Советской властью и ее мероприятиями.

Семенов церковь использует в борьбе с Советской властью, сам ведет систематическую а/с агитацию, направляя ее на срыв проводимых Советской властью и ее мероприятиями верующих. Благочинный Семенов распространяет ложные сведенья и проводит политику восстановления капиталистического строя, например, 2-го ноября говорит: «Если бы скот был на руках, то такого ущерба не было бы, а то считается «Строители», а само Государство весь скот уничтожило, как они думают жить то теперь в скором времени все должно быть иначе, весь народ разбежится из коммун и колхозов. Ведь всем видно, что единоличники живут лучше, у них лошади и коровы есть, а колхозники, как на принудиловке – день и ночь работают и им только сквозь пальцы попадает, как бы с голоду не пропали».

На проведенном допросе обвиняемый Семенов вину свою в том, что он ведет борьбу с Советской властью и проводит систематическую а/с агитацию против проводимых Партийных и Правительственных мероприятий признал, а потому: дело на благочинного – священника сына кулака-попа, лишенного избирательных прав Семенова Афанасия Варфоромеевича, как ведущего систематическую борьбу с Советской властью, занимающегося а/с агитацией направленной на срыв проводимых хозяйственно-политических компаний, распространяющего слухи о падении хозяйства СССР и провоцирующего на борьбу с Советской властью и ее мероприятиями, других организовал с этой целью союз «Сестричества» и руководил им, направить на внесудебное рассмотрение в Тройку ПП ОГПУ по Уралу для привлечения к ответственности по ст.58-10 УК».

И чтобы наши читатели представляли, что собой представляет антисоветская организация «Сестричество», приведу ее устав, который также в документах дела.

«Организация общего собрания верующих христианок-прихожанок Лопатинской Богородице-Казанской церкви, Курганской епархии, Уральской митрополии 25 марта 1928 года.

Присутствовало: 31 человек и 5 человек членов Президиума Церковно-Приходского Совета. Председательницей избрана единогласно Анна Иоаковлевна Степанова и секретарем Мария Андреевна Чебыкина.

Повестка дня:

– Доклад священника Семенова о «Сестричествах» в Русской православной церкви.

– Организация «Сестричества» при Лопатинском церковном Совете.

Доклад священника Семенова о «Сестричествах» в Русской Православной церкви. Доклад принят к сведенью и приступить к организации «Сестричества».

Принять следующий устав Лопатинского Богородице-Казанского «Сестричества» Курганской епархии.

Параграф 1. На основании определения священного Синода православной русской церкви на территории СССР с благословления митрополита всей Уралобласти Сергия в Лопатинском приходе Курганской епархии учреждается «Сестричество», каковое с благословения архиепископа имеет открыть свою деятельность.

Параграф 2. «Сестричество» есть приходская организация при церковном совете.

Параграф 3. Цели и задачи «Сестричества»: а) содействие другу в достижении спасения чрез христианское просвещение, добрую жизнь и дела христианского благотворения; б) заботы о благолепии храма / поддержание чистоты в храме, украшение храма к великим праздникам, производство насаждений в церкви, ограде и т.п.; г) забота об имуществе храма / содержания в порядке и целости ризницы, утвари и пр.

Параграф 4. В состав «Сестричества» на правах членов с правом решающего голоса могут входить полноправные прихожанки Лопатинского прихода, достигшие брачного возраста 18 лет.

Параграф 5. Члены «Сестричества», допускающие поступки, не согласные с званием женщины-христианки, по постановлению общего собрания, могут быть исключаемы из «Сестричества»

Параграф 6. Деятельность «Сестричества» протекает под общим руководством настоятеля церкви.

Параграф 7. Все дела и вопросы, подлежащие ведению «сестричества» обсуждаются на общих собраниях «Сестричества» и решаются большинством голосов.

Параграф 8. Собрания бывают очередные – раз в месяц и чрезвычайные по мере надобности. Собрания считаются состоявшимися при наличии 1/4 всех членов «Сестричества».

Параграф 9. Для проведения в жизнь своих постановлений и для ведения дел «Сестричества» общее собрание из среды своих членов избирает на один год совет «Сестричества» в составе: председательницы, ее помощницы, двух членов, казначея и секретаря.

Параграф 10. В своей деятельности «Сестричество» согласуется с приходским советом, если таковой руководится приходским уставом. В этих видах Президиум Совета «Сестричества» участвует в заседаниях приходского совета, а равно и Президиум приходского совета участвует в общих собраниях «Сестричества» - тот и другой с правом решающего голоса.

Параграф 11. Все спорные вопросы, возникающие между «Сестричеством» и приходским Советом или между настоятелем и «Сестричеством», передаются на окончательное решение благочиннического совета или на решение епископа, смотря на важность вопроса «Сестричества».

Параграф 12. Для составления материальных средств, необходимых для выполнения задач «Сестричества», сестричество может принимать добровольные пожертвования деньгами, вещами и пр., а также может с согласия настоятеля и президиума церковного совета, производить кружечные сборы за богослужение в храме.

Параграф 13. Все поступления как деньгами, так и вещами совет «Сестричества» записывает в особые тетради, скрепляя подписью настоятеля и председателя церковного совета и в тех тетрадях ведет запись расходов. По окончании месяца Совет «Сестричества» составляет документальную отчетность и предоставляет на рассмотрение общего собрания «Сестричества»

Параграф 14. Члены «Сестричества» могут иметь (желательно) головные покрывала, покроя сестер милосердия с синим крестиком и значки на груди синей материи на картоне.

Параграф 15. Устав сей может быть изменен и дополняем общим собранием членов «Сестричества», с согласия епархиального архиерея.

Параграф 16. Если по каким-либо обстоятельствам «Сестричество» прекратит свое существование, то все делопроизводство передается в церковный совет, а имущество поступает в местный приходской храм.

Избрание Совета «Сестричества». Единогласно избирается председательницей Анна Иоакимовна Степанова и подавляющим большинством избирается помощницей Васса И. Митькина, казначеем Аграфена И. Лушникова, секретарем Мария Чебыкина, членами Соломия Романовна Удинцева и Анастасия Семеновна Пшеничникова.

А) Покровительницей и руководительницей Лопатинского «Сестричества» единогласно призывается матерь Христа Спасителя нашего. Праздник «Сестричества» устанавливается в день обретения св. чудотворного образа Богоматери, именуем Казанским 8 Июля.

Б) Скрыть регистрацию желающих вступить в члены «Сестричества».

Секретарь Мария Чебыкина.

С подлинным верно:

Председательница Совета «Сестричества» Анна Степанова.

Настоятель церкви священник Семенов.1928 г. марта 25 дня».

Обвиняемый Семенов содержится под стражей с 21.12.32 в помещении при Лебяжьевском Р/О ОГПУ. С 10.02.1933 года переводится для дальнейшего содержания под стражей в Курганский КТП.

Выписка из протокола особого совещания при Коллегии ОГПУ от 16 апреля 1933 года: «Слушали дело № 3184 по обвинению Семенова Афанасия Варфоломеевича по ст.58/10 УК. Постановили: Семенова Афанасия Варфоломеевича – заключить в исправтрудлагерь, сроком на ТРИ года, сч. срок с 21.12.32. Дело сдать в архив».

Семенов Афанасий Варфоломеевич был реабилитирован Курганской областной прокуратурой 06.05.1989. Статья, по которой он подвергался аресту попадает под действие ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов».

И как воспоминание о периоде 20-30 годов прошлого века в центре села Лопатки возвышаются развалины Богородице-Казанского храма. 

dscn3913+

М. Суханов. Зауральское генеалогическое общество.

Использованы документы:

– ГАЧО, фонд Р-274, опись 3, дело 4356.

– ГАКО, фонд Р-315, опись 4, дело 15.

– ГАОПД КО, дело 1251.


[1] Штраф в пятикратном размере.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2021 Business Key Top Sites