kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История сословий » Купечество » О.Д. Постовалова . ЗАУРАЛЬСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ О КУПЦЕ КРАСНОПЕЕВЕ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




О.Д. Постовалова . ЗАУРАЛЬСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ О КУПЦЕ КРАСНОПЕЕВЕ

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009)

Среди жанров устной несказочной прозы огромный массив составляют исторические предания, основной функцией которых является освещение событий местной истории. Изучение данного фольклорного жанра осложняется разнородностью материала, поскольку история отдельного региона уникальна, и наряду с событиями, которые отразились в каждом уголке страны (Гражданская война, ВОВ и др.), существуют события, характерные только для этого края, области, населенного пункта. Отсюда и разнобой в классификациях исторических преданий у различных исследователей Например, В.П. Кругляшова распределяет уральские предания по семи группам: Сибирь и ее народности в повествованиях XV-XVII вв.; чудь; богатства уральских недр; богатыри-силачи; заводчики Демидовы; ссыльные и беглые разбойники - «вольные люди»; Ермак и Пугачев (6).

Обращаясь к общерусскому фонду исторической прозы, В.К. Соколова, в работе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов: 1) предания о борьбе с внешними врагами; 2) предания об Иване Грозном и Петре 1; 3) предания о Ермаке; 4) предания о Разине и Пугачеве; 5) разбойничьи циклы; 6) предания о кладах (4).

Систематизируя исторические предания, Н.А. Криничная выделили 9 сюжетно-тематических групп: предания о заселении и освоении края; об аборигенах определенной местности; о «панах», о кладах; о великанах, богатырях, силачах; о борьбе с внешними врагами; о разбойниках; о раскольниках; об исторических лицах (3).

У данных исследователей, несмотря на разные основания классификаций, четко выделяются предания об исторических лицах, В.К. Соколова особо подчеркивает, что все предания группируются вокруг исторического лица (5). По ее мнению, существует только небольшое количество преданий об отдельных событиях и безымянных героях. Поэтому в каждой локальной традиции бытуют предания об исторических лицах, иногда известных только в данной местности.

Обратимся к традиции устной несказочной прозы села Усть-Уйского Целинного района Курганской области. Знаменательной личностью здесь был купец Мартын Кузьмич Краснопеев.

Краснопеев Мартын Кузьмич  

Достопримечательностью станицы был купец Краснопеев Мартын Кузьмич – из разночинцев, т.е. мужиков. Суровый, строгий на вид, некрасивый. Разбогател, женившись на дочери состоятельного человека. В Становом жил богач Сысоев. У него была единственная дочь – некрасивая. Сидела в девках. Сысоев пригляделся к Краснопееву которого позвал к себе на работу – вначале так, кем-то, а потом приказчиком. Видит Сысоев – парень дельный. Да и сговорил его жениться. Хоть и некрасивая, но умная, дельная. Выделил Сысоев скота, товару, денег, и пошло дело. Человек Краснопеев был хороший, с пониманием, хваткий. Держал мельницу, лавки торговые, крупорушки. За мелочью не стоял. Хлеба много засевали, убирать рабочих рук не хватало. А Краснопеева крепко выручали киргизы, Вот накупит он красных платков с рисунком – простых, ситцевых, чаю, сахару. Это уже всегда в запасе. Начинается уборка. Киргизы выстроятся на своих двуколках за Тоболом. Мартын Кузьмич к ним. Женщинам сам повяжет платки по ихней моде, дает чаю, сахару. А киргизы на своих двуколках потянутся на его поля. К другим не идут, а все к Краснопееву: уважение чувствовали.

В деньгах людям не отказывал: потом отработают или хлебом отдадут – по 8копеек пуд. Будет новина, он скупал и торговал потом этим хлебом.

Жертвовал деньги на школу, больницу. В школьной библиотеке есть несколько книг с дарственной надписью – пожертвования Краснопеева (1, 47).

Казалось бы, местные жители не отождествляют Краснопеева с казаками, нет в нем молодецкой удали, которая так важна для казака. Напротив, подчеркиваются его деловые качества, чуждые простому служивому: Краснопеев был хороший человек, с пониманием, хваткий. Понимание его не только в деле, но и в общении с людьми, в частности, с коренными жителями. Его уважали не только русские, но и киргизы. Интересен и тот факт, что были в станице и другие богатые купцы, о которых упоминается в книге «История земли целинной». К ним, к примеру, относится купец Корсаков: «Был он богат, имел два дома» (2, 33). А также Лосевы, Новиковы и другие. Многие из них, наряду с Краснопеевым, занимались благотворительностью, помогали бедным. Однако героем народных преданий, которые бытуют и до сих пор, стал купец Мартын Кузьмич Краснопеев.

Несомненно, возникновение устных рассказов, со временем перешедших в предания, объясняется социальными причинами: Краснопеев человек из простого народа, своим трудом он добился богатства и уважения. Рассказчики подчеркивают справедливость и щедрость купца, его заботу о селе. Но если проанализировать мотивный состав произведений о купце Краснопееве, то многие мотивы, которые на первый взгляд имеют конкретно-историческое происхождение, являются архаическими. Многие из них в ходе исторического развития прочно закрепились за жанром преданий.

Во-первых, в преданиях отчетливо выделяется мотив «культурного героя». Купец Краснопеев строит на свои деньги школы и больницы. С этим мотивом связан и другой древний «универсальный и типичный для многих циклов мотив, как оставление следов своего пребывания в той или иной местности» (3, 219). Книги с дарственной надписью купца Краснопеева до сих пор существуют в школьной библиотеке.

Еще очень интересный мотив преданий о Краснопееве, который зафиксирован в древних архаических сказаниях, это мотив одаривания. О щедрости купца ходят многочисленные рассказы: «Стряпухой у Креснопеева служила ловкая кареглазая молодая казачка Мария. Небольшого роста, стройная, с красивой русой косой, приглянулась она Григорию. Через некоторое время решили соединить они свои судьбы, да денег на свадьбу маловато было. Прознал про большую любовь своих работников Краснопеев, дал не только денег на свадьбу, но и щедро одарил их, вручив породистого жеребца и коляску» (2, 29).

Н.А. Криничная в работе «Русская народная историческая проза» отмечает, что щедрость в средневековом обществе считалась «определяющим качеством, не мене существенным, чем удача. Подарок оказывался связующим звеном между вождем и подданным. Согласно древним представлениям, одариваемый наделялся вместе с подарком "удачей", которой был богат вождь, и вступал в определенную социальную связь с дарителем» (3, 211).

Таким образом, наряду с конкретно-историческими реалиями, присутствующими в преданиях о купце Краснопееве, в структуре повествования выделяются древние архаические мотивы, которые и объясняют устойчивость бытования преданий о купце Краснопееве. А образ купца «представляет собой синтез традиционного и конкретного» (3, 202).

Список источников и литературы

1. Архив кафедры истории литературы и фольклора КГУ. Коллекция «Усть-Уйское-83».

2. История земли целинной. Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2004, С. 344.

3. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры / Отв. ред. В.К.Соколова. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1987. С. 325.

4. Кругляшова В.Л. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора: Учебное пособие по спецкурсу для студентов филол. факультета, Свердловск, 1974, С. 166.

5. Соколова В.К. О некоторых типах исторических предании (к проблеме их жанрового своеобразия) // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VIМеждународный съезд славистов (Прага, 1968). Доклады советской делегации, М: Наука, 1968. С 248-273.

6. Соколова В.К. Русские исторические предания. М: Наука, 1970. С 288.

О.Д. Постовалова, г. Курган.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites