kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Лапушки село » Из истории села Лапушки

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Из истории села Лапушки

По административной реформе 1782 года, кроме восьми деревень, заявленных в переписи (ревизии) 1763 года, в Мостовской волости значились еще несколько деревень: Ново-Першина, Круглая, Песьяная, Кабакова, Беленькая, Осеева, Сунгурова. Среди них и деревня Лапушки. Это первое упоминание о селе.

Селились на нашей земле переселенцы и поселенцы. Переселенцы – это крестьяне, добровольно покинувшие свои края в поисках лучшей доли, свободных земель. Переселение было стихийным (в первое время), затем – организованным. Поселенцы – это люди, высланные правительством России за те или иные провинности, совершенные на прежнем своем месте жительства. Некоторые поселенцы определялись по Указу на пожизненное поселение, другие на определённый срок. Впоследствии их стали называть «ссыльными». Ссылка в широких масштабах стала практиковаться правительством с середины восемнадцатого века.

Из «Списка населенных мест Тобольской губернии», изданного в 1871 году известно, что поселение Лапушинское было уже крупным селом, насчитывающим 1039 жителей. «Село располагалось по торговому тракту из г. Кургана в г. Ишим, по левую сторону этого тракта в окружении озер Лапушки, Орлово и Чернодырово. Казачье село Лапушинское соединялось с деревенькой Пивишна. В селе было 187 дворов. Число жителей: мужчин – 533, женщин – 506. В селе – церковь православная во имя Рождества Богородицы».

Село Лапушинское входило в Мостовскую волость Курганского округа Тобольской губернии, в нем было Министерское начальное народное училище (1882 г).

Как известно, в конце девятнадцатого века Россия вступила в эпоху капитализма. В селе стали проявляться некоторые его ростки в виде организации небольших промышленных предприятий, торговых учреждений и ярмарок. Самое старинное промышленное производство в деревне – это мельницы. В это время в Лапушках была 21 ветряная мельница, с годовым размолом на 210 рублей. Широко славилось сибирское масло. В Лапушках был и маслодельный завод. В селе действовал торжок в день Святого Кирика и Улиты с оборотом в 600 рублей. Главными предметами торговли являлись: зерно, мясо, масло. В селе стояла и  винная лавка.

Но основой жизнедеятельности наших деревень вплоть до революции оставалось сельское хозяйство. Хотя урожаи и были нестабильными, все же основная масса крестьян жила вполне зажиточно. «Пахотная земля отстоит в 1,5 верстах в одной окружной меже, грунт земли – черноземный. Жители – исключительно хлебопашцы. Оброчных  статей нет. Расходует же село на пастуха 150 рублей,  на школу – 11 рублей 02 копейки, и на ямщика – 24 рубля. Жителей мужеского пола 276 человек, женщин – 282, всего 558 душ. В селе есть свой плотник» (данные Тобольского архива, Государственного архива Курганской области).

В центре села, на развилках двух дорог, в конце 19 века  стояла церковь, вблизи нее находилось два священнических дома, волостное управление (единственное кирпичное здание), небольшая приходская школа, куда бегали учиться не только ребятишки  Лапушек, но и деревень Пивишное, Б.Песьяное и Белая, расстояние до которых от школы было 7-9 километров. Основным ведущим предметом в школе был Закон Божий. Уроки вел местный священник, затем приехала учительница государственной казенной школы. Она и проводила занятия.

В 1909 году в селе Лапушинском (Пивишном): Волостное правление, министерская школа, законоучитель – священник Иоанн Демин, учитель – Самсонов Сергей Иванович, учительница Зайцева. Бакалейно-мелочная лавка Букова Федора Ивановича, бакалейно-мануфактурная лавка Зайцева Сергея Сергеевича. Скотопромышленник – Михалев Никифор Васильевич (из адрес-календаря Кургана и его уезда 1909 года).

 

Религиозная жизнь села

Село Лапушинское при одноименном озере на почтовом тракте входило в приход Свято-Троицкой церкви села Мокроусовского. В 1863 году жители деревень Лапушки, Пивкино (Пивишной), Песьяной и Беленькой обратились в Тобольскую духовную консисторию за разрешением на строительство новой церкви. До этого в селении действовал молитвенный дом. 15 июля 1864 года последовало разрешение на постройку храма, с образованием самостоятельного прихода в деревне Лапушки. В этом же году образован Лапушинский приход. 24 июня 1865 года исправляющим должность благочинного Ялуторовского округа, священником Сергеем Виноградовым заложена новая церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Контракт на строительные работы заключен с крестьянином Красногорской волости Ялуторовского округа Павлом Елсуфьевым. Устройство иконостаса поручено Тобольскому мещанину Петру Белькову. 25 мая 1870 года благочинным Курганского округа, священником села Могилевского Александром Шалабановым, в соборе совершено освящение нового храма. Из церковных документов узнаем,  что в 1913 году в приход Тихвинской церкви входили деревни: Пивкино, Белое и Песьяна. В 1919 и1922 г.г. церковь в селе Лапушки именуется как Богородицкая. Священником служил Арсентий Урбанский, дьяконом Василий Парышев. Вскоре церковь закрылась, а здание было приспособлено под сельский Дом культуры.

 

Как раньше жили на селе (из воспоминаний старожилов)

Село Лапушки было небольшое, все люди знали друг друга, и дома на замки не запирали. Нередко дверь палочкой приставляли,  этого было достаточно, чтобы понять, что хозяина нет дома.

Крестьяне с малолетства приучали своих детей к работе и порядку, старались держать их поближе к себе.  Все крестьяне жили своим хозяйством: обрабатывали на лошадях землю, сеяли пшеницу, рожь, овес, горох, гречиху, просо, коноплю, лен. Жили дружно, помогали друг другу. Особенно весело было летом. Вечером ребятишки отводили лошадей пастись на поскотину – пространство вокруг деревни, обнесено изгородью. Утром приводили лошадей, а чтобы их поймать, подманивали кусочками хлеба. Когда начиналась страда, уборка урожая, все были в поле, от малого до старого.

Косили хлеб литовками с грабельками, богатые косили машинами, вязали в снопы, ставили кучами, затем свозили в клади и обмолачивали. Приедут крестьяне поздно домой, поужинают и лягут отдыхать. Двери, окна открыты, никто воров не опасался.

Зимой, после окончания полевых работ, начинались свадьбы. На тройках, под звуки бубенцов катались молодые. В длинные, зимние вечера девушки и женщины собирались на супрядки: пряли лен, коноплю, пели песни. Ребятишки тоже не отставали, но не мешались, а лежа на печи или на полатях смотрели, как старшие работают, да слушали их песни. Песни всегда были в моде. Летом особенно. То в том, то в другом краю села раздавались звонкие молодые голоса, люди отдыхали от трудового дня. Светлее становилось на душе.

В Мокроусово три раза в год проводились ярмарки, по две недели каждая. Туда ездили и лапушинцы, чтобы продать излишки и приобрести кой-какого товару. Первая ярмарка была летом, когда крестьяне заканчивали сев. Подводы с товаром приезжали из разных мест, за многие версты. Бывали купцы из Средней Азии, которые приводили верблюжьи караваны. Разноцветные ткани, кустарные изделия, глиняная посуда, игрушки, восточные пряности – чего только не было! Ярмарки проходили на большой площади; где теперь находится стадион и сад. Выступали скоморохи и фокусники. Такая ярмарка называлась Троицкой. Были и осенние, и зимние ярмарки. Вторая ярмарка – Покровская, начиналась 14 октября, когда крестьяне уже убрали хлеб. Третья  ярмарка – Крещенская, с 25 декабря. На эту ярмарку приезжали промысловики с севера, из города Тобольска, приходили целые обозы по 50-60 подвод разного товара. Здесь были клюква и брусника, кедровый орех, свежая и соленая рыба – окунь, щука, сырок, карась. На ярмарке закупали муку-сеянку у наших купцов. Из Тюмени привозили деревянную посуду, прялки, коромысла и многое другое. По сведениям губернского комитета, в 1900 году Мокроусовская ярмарка имела товарооборот в 34 тысячи рублей. Был торжок и в Лапушках (100 рублей).  Четвертая ярмарка – Троицкая. Она была самая веселая и задорная. Девки расплетали косы и вплетали в волосы ленты, водили хороводы, парни прыгали через огонь, что горел по берегам озера. На полянке люди постарше качались на веревочных качелях. Торговали в летнюю ярмарку, в основном тем, что уже нельзя было сохранить в голбцах и погребах – квашеная капуста и грибы соленые, в сахаре брусника и квас медовый, рыба всякая, много сушеной, мясо соленое. На Троицкой ярмарке в центре площади ставили молодую березку и украшали ее разноцветными лоскутками, как бы встречая лето красное и прославляя Святую Троицу.

 

Становление советской власти

В 1917 году территория современной Курганской области не представляла единого административного образования. Курганский уезд, охватывающий восточную часть  нынешней Курганской области, в том числе и Мокроусовский район, входил в состав Тобольской губернии.

Край был сельскохозяйственным. В нем, в отличие от европейской России, почти отсутствовало помещичье землевладение.

Известие о победе вооруженного восстания в Петрограде пришло в Зауралье 26-27 октября. Широкой поддержки населения новая власть на первых порах не обрела.

Село Лапушки расположено от ближайшей станции железной дороги (Лебяжье) в 70, а от Кургана в120 километрах, имело к приходу Советской власти более 230 дворов. Черноземные поля создавали благоприятные условия для получения обильных урожаев. И лугов, и пастбищ было достаточно.

В конце 1920 года одновременно с партийной ячейкой при активной помощи председателя ревкома И.Е.Быкова, в селе была создана первая комсомольская организация. В нее входило несколько человек: Косарев Андрей, Рыбин Иван, Перцев Иван. Комсомольской ячейке не удалось сразу начать свою деятельность. 21-го февраля 1921 года в село Лапушки вошел вооруженный отряд. Крестьянское восстание отняло много  жизней.

От руки повстанцев в селе Куртан бывшей Могилевской волости погиб лапушинец Иван Ефимович Быков. Крестьянское вооруженное восстание под руководством Лаврентия Евсеева и других, в течение двух месяцев сумело захватить большую территорию. Только лишь село Елошное, устояло от нападения восставших и явилось центром их разгрома. На знамени восставших было написано: «Советская власть, но без коммунистов».

В апреле 1921 года повстанцы решили перейти железную дорогу в районе станции Лебяжье, уйти в степи Казахстана, в момент перехода через линию железной дороги,  они были разгромлены красноармейцами. Но отдельные небольшие вооруженные отряды наносили ущерб народному хозяйству и убивали членов ВКП (б), советских работников до декабря 1921 года. Архивные документы тех лет показывают, насколько яростной и беспощадной была борьба.

Без сомнения, Февральская и Октябрьская революция 1917 года, ликвидация старого государственного строя, а затем и гражданская война всколыхнули все слои общества. За события тех далеких лет, дорогая цена была заплачена сельчанами.

Несколько раз фронт кровью и железом прошелся по Мокроусовской земле. Много братских могил появилось в 20-е годы в селах и деревнях. Есть братская могила и в Лапушках возле школы. На могиле – памятник с пятиконечной звездой. Старожилы отлично знали имена погребенных здесь людей. Кроме двоих – во время гражданской войны, жители села подобрали и похоронили двух неизвестных красноармейцев.

... Обезглавленное тело коммуниста Ивана Михайловича Балакина нашли в березовом колке – Балакинской реднице. Кисти его рук были отрублены, видимо, защищал ими свою голову. С почестями тело председателя волисполкома было похоронено на самом видном месте села. ...Вскоре, большевики лишились председателя земельным отделом волисполкома Федора Афанасьевича Поликарпова, уроженца д. Белое. Он похоронен рядом со своим товарищем по работе.

Под руководством Егора Евдокимова, группа бойцов настигла и уничтожила Яшку Калистратова и Семку Букова – убийц и грабителей, бывших жителей села Лапушки.

А в годы коллективизации, рядом с жертвами крестьянского восстания были похоронены: Тимофей Григорьевич Шорин – организатор первой коммуны «Новая жизнь»; Ефрем Егорович Дубровин – бывший председатель райисполкома, а затем председатель колхоза «Крестьянин», Варакосов Максим Константинович, житель деревни Пивишное. Его, как активиста, повстанцы пытались схватить в ноябре 1921 года, загнали в озеро Спирино, где он отлежался в камышах, но простудился, заболел туберкулезом и вскоре умер. Был похоронен в с. Лапушки, в братской могиле, там стоит памятник по настоящее время.

 

Из воспоминаний старожилов

Солнце перевалило уже за полдень, когда показалась за околицей села конная разведка красных. Трое вооруженных конников въехали в село,  издали  издав победный ружейный залп в сторону «поповского участка». Этот залп означал .начало новой жизни...

Красные разведчики были ободрены тем, что такое большое село освобождено от Колчака, но крайне удивились, проехав по нему. Улицы пусты, не было видно ни одного человека. Наконец появился около разведчиков четырнадцатилетний паренек Андрюшка, сын бедняка Косарева Ефима Тимофеевича. Он поведал посланцам Красной Армии, что село Лапушки вот уже три дня, как оставлено войсками Колчака, не имеет власти, что с белыми из села отступил лишь один поп Урбанских, а остальное население, запуганное белыми, просто боится и не выходит из своих домов. На вопрос разведчиков о том, где можно отдохнуть и покушать, он указал на дом псаломщика Парышева.

Пообедав у Парышева и, рассчитавшись новыми казначейскими билетами, выпущенными в обращение уже Советской властью, разведчики направились к своим коням, но их здесь уже ожидала небольшая группа людей. Бойцы Красной Армии охотно разъяснили собравшимся цели и задачи Советской власти, посоветовали быстрее организовать в селе Совет и начать создавать новую жизнь.

 

Первые сельхозартели и товарищества

В начале 20-х годов в селе было организовано товарищество. Судьба урожая решалась на общем собрании. Часть зерна шла на оплату налога, на хлебопоставки, погашение кредита, а остальное делилось между членами товарищества. Хлеб делили по отработанным людским и конским дням. В товарищество были записаны, в основном, бедняки, но среди сельчан оказались и такие предприимчивые, которые относились к классу так называемых середняков, у кого на дворе были лошади и упряжь. Они поначалу также входили в товарищества. Но видя, что голытьба не в состоянии проявить свою хозяйскую жилку и в основном, ленива, «лишь бы на готовое», стали один за другим выходить из товарищества.

В 1928 году в Мокроусовском районе развернулась работа по организации коммун. Лапушинская сельхозкоммуна «Новая жизнь» по отчету за 1928 год состояла из 11 крестьянских хозяйств. Земли трудового пользования имелось317 га,741 гасдавались в аренду. Тракторов – нет, плугов – 7, культиваторов – 2, борон – 19, сенокосилок – 2, конных граблей – 2, зерноочистительных машин – 1, рабочих лошадей – 17, коров – 15, свиней – 2, овец – 26, ягнят – 13, птицы – 168 голов. Всего имущества на сумму 2200 рублей (по данным Курганского архива).

Чуть позднее, в Лапушки пришел первый трактор «Фордзон», и сразу же стал распахивать целину между песьяновской дорогой и кладбищем. Старые люди рассказывали, какой это был праздник. Люди пришли на поле с сияющими лицами и зачарованно смотрели, как трактор плавно кладет пласты, перепахивает межи. Народ с уважением и завистью смотрел на первого тракториста Корюкина (имени – отчества в документах не сохранилось). Это было лишь начало преобразования старой деревни на социалистический лад. Кто же руководил и направлял всю работу? Безусловно, партийная организация. Несмотря на то, что она была еще малочисленной, и объединенная при Ревкоме и сельсовете (куда входило несколько деревень), но полностью руководила работой в деревне. Известны по документам большевики Быков Иван Ефимович, Шорин Тимофей, Попов Афанасий, Белоглазов Иван и другие. В дальнейшем основной формой коллективного объединения стали сельхозартели. Они наиболее удачно сочетали общественные и личные интересы граждан.

Колхозное движение развивалось в обстановке ожесточенной классовой борьбы, которая особенно обострилась в конце 1929 года. Кулаки всячески вредили колхозу: сжигали хлеб, гноили его, прятали. Кроме того, они объявили жестокий террор коммунистам и комсомольцам.

В ночь на 12 мая1929 г. в Лапушках были убиты 2 крестьянина – активисты Киселев и Исвелов (из протокола собрания большевиков 13 мая1929 г. Государственный партийный архив). Упорная борьба кулаков против колхозов привела к принятию решительных мер, вплоть до раскулачивания и выселения. Так, например, внеочередным заседанием президиума Мокроусовского райисполкома 29 августа1930 г. было вынесено постановление о выселении за пределы района семейства кулака из деревни Белое Богачева, так как он «эксплуатировал чужой труд, как до революции, так и после нее. Являлся ярым организатором бандитской шайки» (данные из Курганского партийного архива).  Имущество его решено конфисковать. Борьба с кулачеством продолжалась и в 1931 и 32-м годах. Всего в Лапушинском сельсовете было раскулачено 37 человек.

Ох, непросто создавался колхоз в Лапушках. Деревня шумела, как встревоженный улей: если гражданская война поделила всех на «красных» и «белых», то коллективизация разделила крестьян на сторонников и противников колхозов. Принцип гражданской войны «кто не с нами, тот против нас», вновь встал на повестку дня. В обстановке нездоровой погони за высокими процентами коллективизации, усилился нажим на низовые организации. Невыполнение «контрольных цифр» по коллективизации рассматривались как правый уклон, что влекло за собой исключение из партии, другие наказания, вплоть до ареста и тюремного заключения. Подстегиваемая сверху, коллективизация в Лапушках принимает стремительный характер. Без учета желания крестьян, в Курганской области стали создаваться колхозы-гиганты. И партийные руководители видели в них лишь благо, объясняя нововведение местному населению. Такое же укрупнение было произведено и при Лапушинском сельском совете. Из пяти колхозов и одной коммуны была создана одна коммуна. Насильственная коллективизация, сопровождающаяся массовым раскулачиванием, больно ударила по деревне, но борьба партии с «перегибами» позволила в какой-то мере временно стабилизировать положение.

Источники:

1. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области.

2. Киселев А. Дорогой борьбы: Очерк // Восход. - 1967. - ] 35, 37, 38, 39.

3. Кокорев И. Имена известны: к 50-летию Советской власти // Восход. - 1967. - N 41.

4. Мокроусовский районный краеведческий музей.

5. Курганский партийный архив и фонды Государственного Курганского архива.

 

Годы военные

В 1941 году Лапушинский сельсовет охватывал территорию четырех населенных пунктов: Лапушки, Большое Песьяное, Пивишное и Белое. Жители были объединены в четыре коллективных хозяйства: «Стахановец», «Крестьянин», «Восход» и «колхоз имени Ворошилова». Люди занимались в основном сельскохозяйственным производством.

22 июня заставило сменить мысли и планы. Уже 23 июня в наших селах прошли митинги протеста против вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Все выступающие выразили твердую уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет за нами. Сельчане призывали, не жалея сил, сделать все возможное для Родины. Тогда ещё никто ни знал, и предположить не мог, сколько горя и трудностей принесет эта война, и какой долгой будет дорога к победе. Началась всеобщая мобилизация. В первый месяц с территории Лапушинского сельсовета было призвано более 40 военнообязанных, а всего на фронт ушло более 500 наших земляков. Они принимали участие во всех крупных сражениях, начиная с первых пограничных боёв и кончая битвой за Берлин.

Женщинам приходилось работать за себя и мужей! Они пахали на быках, убирали урожай и доставляли его до станции Лебяжье. Обозы с хлебом до Лебяжья шли с транспарантами и плакатами по два дня кряду. «Все для фронта, все для победы» - таков был лозунг тех лет.

Дома колхозницы  вязали теплые вещи, отправляли их на фронт. В д. Пивишное в колхозе «Крестьянин» Иосиф Андреевич Копнин за 46 дней  вручную скосил53 га. хлебов. В те годы ударный труд также считался подвигом. Многие граждане Лапушинского сельсовета за труд в годы войны были награждены медалями  «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945». Домой приходили редкие письма от солдат, но извещения, что пропал без вести или погиб, гораздо чаще. Деревни не просыхали от слез.

Всего 299 земляков сложили свои головы в боях за Родину. Сотни ветеранов за тяжелый и самоотверженный ратный труд получили высокие правительственные награды. К примеру, уроженец деревни Белое Михаил Иванович Каюкин за героизм и мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени; Александра Невского и медалями. Александр Николаевич Корюкин из деревни Пивишное награжден орденами Красной Звезды, Александра Невского и Отечественной войны первой степени. Тимофей  Андреевич Диканов, Иван Андреевич Буков, Зиновий Евгеньевич Ильиных, Николай Гаврилович Шаталов и другие – награждены орденом Красной Звезды. Николай Федорович Ситников – орденом Славы 2 степени.

Время скоротечно. Много лет прошло с тех пор, как отгремел салют Великой Победы. На баннере во дворе районного музея есть фотографии «Бессмертного полка». На них лица фронтовиков и Лапушинского сельсовета. Это они добились вместе с другими победы светского народа над фашистской нечистью. Давайте их вспомним:

 1

Наталья Захарова, с. Мокроусово Курганской области.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites