Александров Павел Александрович
Павел Александрович Александров когда-то, на стыке 19 и 20 веков проживал в селе Мокроусовское. Служил православию в местной церкви. Из его биографии известно, что родился он в 1832 или 33-ем году. Имел супругу Анну. О детях ничего не известно. В 1858 году окончил Вятскую духовную семинарию со званием «студент», говорящим о том, что диплом священнослужителя им не был получен. Тем не менее, в этом же году Павел Александрович был посвящен в сан священника. Начинал пастырскую деятельность в Иоанно-Введенском женском монастыре с 1858 года. В 1883 году приехал в село Мокроусовское, где подвизался священником в Троицкой церкви. Отработал в приходе до 1891 года. Последние годы батюшку по прошению перевели в Ильинскую церковь г. Тюмени, откуда он и был выведен «за штат». Ему была назначена пенсия в размере 300 рублей в год. Умер отец Павел в 1913 году и погребён в Тюмени. За годы службы православию неоднократно был награждён наперсным крестом, правом ношения камилавки и правом ношения скуфьи [19].
Андреев Никита Васильевич
Никита Васильевич Андреев непродолжительное время служил дьяконом в Знаменской церкви села Мостовского (Малого Мостовского). Родился в 1759 году. О нём известно, что в 1782 году он переведён по прошению из Мостовской церкви в Троицкую церковь села Кодское (Ялуторовский уезд). С какого года начинал службу в Мостовском, неизвестно [13].
Бажанов Михаил
Незавидна доля ещё одного священника Мостовской (Мало-Мостовской) Знаменской церкви, который около двадцати лет отслужил в данном приходе. Это Михаил Бажанов (отчество неизвестно). На сайте «Православное духовенство» о нём написано коротко: родился в 1848 году. Имел дочь Александру, которая обучалась в женском епархиальном училище г. Тобольска. Умерла в молодые годы, якобы от разрыва сердца, в чём я сомневаюсь. Возможно, был порок сердца, который не установлен в те годы. Бажанов вышел из Тобольской духовной семинарии со званием «студент». Причина не окончания семинарии, неизвестна. В 1868 году он рукоположен «во священника». Место служения записано только одно: Знаменская церковь, с. Мостовское. Начал служить с 1872 года. Умер в 1892 году. Имел за годы службы награды от Тобольской и Сибирской епархии. В некрологе о нём сказано несколько добрых слов: «О. Бажанов был хороший семьянин, прекрасный домохозяин и добросовестный пастырь. Обладая весьма кротким характером, он сумел снискать любовь прихожан, относившихся к нему с полным уважением и доверием». Где был погребён батюшка, доподлинно неизвестно. Если на старом Мостовском кладбище, то могилы уже давно нет [18].
Буков Иоаким Тимофеевич
Иоаким Тимофеевич Буков родился в селе Лапушинское в 1887 году. Окончил второклассную духовную школу. В сентябре 1918 года рукоположен «во диакона». В августе 1911 года служил псаломщиком в Знаменской церкви села Мостовское. Уволен за штат по болезни, согласно прошению. С 1911 по 1918 годы жил и работал на вакансии псаломщика в селе Петуховское Курганского уезда. С 1918 года по прошению перебрался в слободу Белозерскую. Служил псаломщиком в местной Алексеевской церкви. Далее, судьба с приходом советской власти, у священнослужителя резко поменялась. Вместе с семьёй он вынужден был уехать пос. Раздольное Александровского района Новосибирской области. Работал учителем в начальной школе. В октябре 1937 года был арестован и в декабре приговорён к расстрелу. Обвинение – участие в РОВС (Российский общевоинский союз). В январе 1938 года отец Иоаким был расстрелян, реабилитирован в 1957 году [17].
Виноградов Николай Петрович
Интересна и необычна судьба священника Николая Петровича Виноградова. Родился в 1871 или 1872 году. Умер в 1943-м. Отец и тесть по роду занятий – священники. Имел от брака с Елизаветой Николаевной двух дочерей и сына. Сын Анатолий родился в 1897 году, учился в Тобольской духовной семинарии. Исключен из четвертого класса учебного заведения в январе 1915 года после семинарского бунта 1914 года. Впоследствии партийный и советский работник. Сам Николай Петрович окончил в 1895 году Рязанскую духовную семинарию. Службу начинал в Рязанской губернии. По неизвестным причинам приехал в Тобольскую епархию. Всего на один месяц его определяют в Знаменскую Мостовскую церковь вторым священником, переведён с резолюцией «для пользы службы». С 1919 по 1923 годы служил священником в Туринском уезде (Воскресенская) церковь. Имел награды:
1897 |
медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» |
Февраль 1903 |
благодарность епархиального начальства |
1905(?) |
медаль Красного Креста «В память русско-японской войны» |
Весна 1905 |
право ношения набедренника |
13.04.1909 |
право ношения скуфьи |
27.03.1914 |
право ношения камилавки, награжден к 6 мая — дню рождения Государя Императора |
30.11.1915 |
архипастырское благословение (с выдачей грамоты), преподано епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) «за полезную и примерную деятельность во второклассной школе», «за особенную заботу к подготовлению учащихся, при соблюдении утвержденной программы, к прохождению псаломщической должности и о развитии в учащихся религиозного и церковного настроения» |
Батюшка Николай был на епархиальных миссионерских курсах в Тобольске в 1912 году. Отчаянно боролся за православное духовенство в 1917-м году.
«В 1917/18 гг. в Коркинском приходе возникли нестроения. Прихожане отобрали у отца Николая квартиру, запретили совершать богослужения и т.п. Рассмотрев дело, возникшее по обвинению священника, Тобольский епархиальный совет протокольным определением от 8–14 августа 1918 года постановил «за полною недоказанностию возводимых на о. Николая Виноградова обвинений, от всякой ответственности его освободить». Коркинский приход был закрыт, прихожане, «впредь до их раскаяния», приписаны к соседнему приходу. Отец Николай был откомандирован к Вознесенской церкви с. Ерзовского Туринского уезда, а 1 июля 1919 года, согласно прошению, переведен на должность настоятеля Ерзовского прихода» [24].
В составлении статьи оНиколае Петровиче Виноградовеиспользованы сведения, присланные правнуком Николая Петровича – Евгением Георгиевичем Виноградовым.
Громыко Иван Иванович
Всего год прослужил дьяконом в Троицкой церкви села Мокроусово Иван Иванович Громыко. Родился он в 1879 году. Родители по документам не прослеживаются. Окончил полный курс второклассной школы. До 1902 года служил учителем ЦПШ села Половинное. В 1903 году посвящён в стихарь. Исполнял обязанности псаломщика. В декабре 1906 года рукоположен в сан дьякона, затем был переведён дьяконом в Симеоновскую церковь села Коробейниковское (Колесниковское). Исполнял обязанности псаломщика. В январе 1907 года переехал в село Мокроусовское и был рукоположен дьяконом Троицкой церкви.
Последние годы батюшки полны скорбей и лишений. После революции в 1920 году он значится священником Пантелеимоновской церкви села Тундрино Сургутского района Тобольского округа. В 1930 году – священник в Покровской церкви села Рязаны Муромцевского района Сибирского края. Но власти достали и там. Арестован отец Иван в марте 1930 года. В следующем месяце осужден тройкой при ПП ОГПУ по Сибирскому краю на пять лет заключения в концлагерь по статье 58-10 УК РСФСР. Дальнейшая его судьба по открытым документам не прослеживается. О семье его также ничего не известно. Отнесён к разряду новомучеников [14].
Дёмин Иван Иванович
Стала известна судьба ещё одного клирика, уроженца села Ануфриевского, Ялуторовского уезда, Тобольской губернии – Дёмина Ивана Ивановича. Родился Иоанн в семье священника. Получил среднее духовное образование. В списке выпускников Тобольской духовной семинарии за 1878-1909 годы, составленном преподавателем семинарии Николаем Апполоновичем Бирюковым, он отмечен как «священник церкви в селе Лапушинское». Значит, на этот период времени он куда-то уехал из Тобольской епархии, потому что в справочнике Тобольской епархии за 1913 год клирик уже не упоминается.
Найти данные открытого доступа по соцсетям интернета помог сайт «Открытый список», где он упоминается как житель села Кучки Константиновского района Московской области. 17 ноября 1937 года священника арестовали за контрреволюционную агитацию и клеветнические слухи о предстоящей войне. А ведь прав был батюшка! За что пострадал? 25 ноября 1937 года дали 10 лет ИТЛ, где он и скончался. О семье ничего неизвестно. Жаль, что кроме поверхностных упоминаний в материалах по церкви села Лапушинское, подтверждающих, что данный факт его службы в Тихвинской церкви имел место, о нём ничего нет. И как знать, если бы он оставался в Богом забытом скромном приходе, а не уехал почти что в столицу, может быть и уцелел [2].
Добров Григорий Васильевич
Григорий Васильевич Добров служил священником в Знаменской церкви села Мостовское. О нём известно, что родился он около 1870-го года. Окончил в 1891 году Тобольскую духовную семинарию по второму разряду. Рукоположен в священники в 1892 году. Наряду с пастырской службой по 1905 год являлся законоучителем Мостовской министерской школы. С 1899 года – заведующий и законоучитель церковно-приходской школы в д. Круглой. С 1900 года – исполнял обязанности благочинного церквей 3-го благочиния Курганского уезда, затем, 4-го благочиния Ялуторовского уезда. В июле 1905 года уволен по прошению. Умер в тот же год. По дополнительным источникам, семейству умершего священника было выдано 300 рублей единовременного пособия из Сиротской кассы Тобольской епархии Указом Святейшего Синода. Жена, Евлампия Владимировна, умерла от чахотки в 1909 году и погребена на кладбище г. Тобольска [16].
Дурыгин Иван Иванович
Судьба ещё одного клирика Знаменской церкви Ивана Ивановича Дурыгина также была непредсказуема. Исторические документы сохранили о батюшке сведения об угрозе совершения им убийства и необоснованности доносов в епархию. Видать, не спокойным был дьячок при своей жизни. Давайте разбираться. Родился около 1742 года (более точных сведений нет). Умер в августе 1805 года. Имел сына и трёх дочерей. Образование дьякона не указано. В Мостовской церкви служил не позднее 1792 года. В 1796 году дьякон Иоанн переведён в Кузнецкий уезд в село Касмалинское. Последние годы служил в местных церквях г. Томска [21].
Дюков Григорий Анемподистович
Пять лет отслужил дьячком в Знаменской церкви села Мостовское (Мало-Мостовское) Григорий Анемподистович Дюков. Родился он около 1836 года, место рождения не известно. Дед Иван Степанович Дюков был из когорты священнослужителей. Отец – Анемподист – неизвестно. Семья Григория Анеподистовича:
Жена — Дюкова Филицата Дмитриевна (ок. 1838 – не ранее 1874);
Дочь — Дюкова Анна Григорьевна (дек. 1859(?) – 10.3.1860). Умерла «от поноса» в с. Долгоярском Тобольского округа, погребена на приходском кладбище;
Дочь — Дюкова Евгения Григорьевна (ок. 1861 – не ранее 1874);
Дочь — Дюкова Мария Григорьевна (род. ок. 1866);
Сын (вне брака) — Андрей (21.9.1885–9.6.1886);
Дочь — Дюкова Наталья Григорьевна (ок. 1867 – не ранее 1874);
Дочь — Дюкова Александра Григорьевна (ок. 1871 – не ранее 1874);
В 1854 году Григорий Анеподистович был уволен из Тобольского духовного училища с записью в приказе «исключен из среднего отделения, уволен к отцу для обучения причетническим предметам». Начинал службу в Петропавловской церкви г. Тобольска. Затем четыре года отслужил в Кизацкой церкви. В 1864 году он значится дьячком в Знаменской церкви села Мостовское. Отработал там батюшка до 1869-го года, то есть, своеобразную пятилетку. Земная юдоль закончилась у батюшки в селе Шабалинском (Рождественская церковь) Ишимского уезда. Вероятно, там и погребён [20].
Емельянов Николай Васильевич
Николай Васильевич Емельянов, родился в 1878 году у отца – священника Василия Зиновьевича и матушки Александры Степановны.
В 1900 году он окончил Тобольскую духовную семинарию по первому разряду. Затем обучался в Императорском Юрьевском университете и Киевском политехникуме. Видать, в учёбе был успешен, поэтому и продолжал обучение.
В начале 1905 года выпускник политехникума рукоположен в сан дьякона в Тобольскую губернию. Туринский уезд, село Коркинское. Учительствовал во второклассной церковной школе. Затем Николая Васильевича перевели священником на два года в село Шкодское (Покровская церковь) Курганский уезд, откуда был уволен за штат по прошению. Во время своей работы в Шкодском о нём в Ведомостях писали: «Священник Николай Емельянов также изыскал местные средства, на которые завел новую классную мебель и произвел необходимый ремонт здания Шкодской школы, в которой каждый день исправно давал уроки Закона Божия с хорошими успехами и наблюдал за общим ходом преподавания» (Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 17, шк. листок. С. 147).
В 1908 году клирик появляется в селе Мокроусово в чине священника и настоятеля Троицкой церкви. В 1909 году он снова уволен за штат (причина увольнения неизвестна, но возможно, что по болезни или уклонении от православия).
Новое место служения неподалёку от Мокроусово в соседнем округе – священник Пятковской Петропавловской церкви Тобольской и Сибирской епархии Ялуторовского уезда. В 1914 году, к началу Первой Мировой войны переведён священником в Березовский уезд, с.Сухоруковское, Духосошественская церковь. Уволен за штат с запрещением в священнослужении. Дальнейшая судьба клирика по открытым документам не просматривается. Есть предположение, что оставил священническую и перешёл на гражданскую службу.
Иваницкий Иван Иванович
Иван Иванович Иваницкий, сын отца Ивана, священник. Родился в 1786 году. Умер в 1817-м. Рукоположен в сан священника в 1815 году. Имел двух сыновей, которые пошли по стопам отца. С 1806-го года проживал и служил дьячком в селе Каратчинское (Ильинская церковь). В 1915 году переехал в село Мокроусовское, где подвизался священником. Погребён на старом приходском кладбище (сейчас это центр села Мокроусово, где построен детский сад) [12].
Иваницкий Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич Иваницкий, ещё один представитель славной династии священнослужителей Мокроусовского прихода. Родился в 1759 году, умер в марте 1815-го года. Жена – Фёкла Павловна Иваницкая (Серебренникова) – дочь дьякона слободы Кизацкой. Семья имела восемь сыновей и одну дочь, которая проживала в селе Мокроусовское. Начинал службу в селе Шмаковском, не позднее 1795 года был переведён в Троицкую церковь Мокроусовского прихода Тобольской и Сибирской епархии Ялуторовского уезда. Последние данные о нём – в марте 1815 года [11].
Иваницкий Степан Иванович
Более полно просматривается судьба священника Троицкой Мокроусовской церкви Степана Ивановича Иваницкого. Родился он в 1779 году. Умер в декабре 1837 года. Имел пятерых сыновей и дочь. Все сыновья посвятили свои жизни духовному служению, стали клириками православной церкви. Отец Степан окончил Тобольскую духовную семинарию не ранее 1795 года. Не позднее чем с 1815 года он рукоположен «во диаконы». Ранее, был просто дьячком. Не позднее, чем с 1834 года рукоположен в священнический сан Троицкой церкви села Мокроусовского [10].
Карагужев Яков Михайлович
Карагужев Яков Михайлович. Фото из следственного дела
В ходе исследования судеб клириков мокроусовской земли, найдена справка о Якове Михайловиче Карагужеве, который некоторое время служил в Лапушинской церкви, которая по ошибке писцом была переименована в Пивишанскую. Но сей факт имел место быть. Выходец из крестьянской среды, он связал свою судьбу с православием. Смотрю на фотографию отца Якова: умный взгляд из-под бровей показывает незаурядность и какую-то просветлённость. Родился он в 1873 году в выселках Шепотково, которые сейчас стали микрорайоном Кургана в крестьянской семье. Жена – Евгения Порфирьевна. Окончил курс церковно-приходской школы и в 1906 году был рукоположен «во дьякона» епископом Тобольским и Сибирским Антонием (Каржавиным). Священнический сан получил уже через два года после рукоположения.
Многие места проживания и церкви поменял батюшка, пока не перебрался в Лапушки, где в тяжёлые 1923-е годы назначен священником. В 1931 году он числится священником церкви села Мокроусовского. Предполагаю, что являлся одним из последних клириков нашего храма.
За время службы получал награды:
1909 |
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ» |
1913 |
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых» |
1915 |
архипастырское благословение (с напечатанием в епархиальных ведомостях), преподано епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) «за усердное и аккуратное отношение в 1913/14 году к исполнению своих обязанностей» по Тумашевской церковной школе |
9.2.1917 |
архипастырское благословение (со внесением в формуляр), преподано архиепископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) «за усердные и полезные труды на церковно-школьном поприще» |
1918 |
право ношения набедренника, награжден ко дню Святой Пасхи |
1923 или 1924 |
право ношения камилавки, награжден управляющим Тобольской и Сибирской епархией епископом Иоанном (Братолюбовым) |
1923 или 1924 |
право ношения наперсного креста, награжден управляющим Тобольской и Сибирской епархией епископом Иоанном (Братолюбовым) |
Не обошли отца Иакова преследования большевиков. Так, в ноябре 1931 года он был арестован в Мокроусово. В мае следующего года осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на три года высылки в Казахстан за антисоветскую деятельность. С 1932 го года находился в ссылке в Алма-Ате. С этого года следы его теряются. Вероятность гибели в ссылке. В 1990 году реабилитирован. Из дополнительной справки узнаём, что «Родился в крестьянской семье. В 1895–1898 годах состоял на действительной военной службе. С 12 августа 1904 по 6 декабря 1906 года участвовал в русско-японской войне.
В 1923 году участвовал в съезде духовенства по организации Ялуторовского викариатства, на котором был избран викарием Серафим (Коровин).
Проходил по групповому делу «архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г.». Из материалов дела: «Входил в состав "Союза Русского Народа", целью которого, ему объяснили, является восстановление старой дореволюционной церкви и строя». На допросах с его стороны нет упоминаний о запрещенных разговорах с кем-либо, а также об антисоветской деятельности среди священников и знакомых. Причислен батюшка русской православной церковью в разряд новомучеников.
Кораблёв Александр Михайлович
Короткой оказалась жизнь клирика Александра Михайловича Кораблёва. Родился в середине 1860-х годов. Учился в Тобольской духовной семинарии, но окончил только первый класс, возможно, по болезни. В 1881 году подвизался псаломщиком в Знаменскую церковь села Мостовское. В 1882 году умер [15].
Оборин Никита Васильевич
Около полугода служил в Троицкой церкви села Мокроусовское священник Никита Васильевич Оборин. Родился клирик в 1873 году в деревне Лосевая Бегишевской волости. Отец у Никиты был крестьянин. Но, тем не менее, он сумел отправить сына в Абалак, где тот окончил полный курс инородческой школы. В 1916 году Никита Васильевич рукоположен в дьякона, и в этом же году, «во священника». До 1916 года значится священником в Петропавловской церкви села Лыбаевского (на вакансии псаломщика; до 07.08.1916 — диакон на вакансии псаломщика; до 30.07.1916 — псаломщик; первоначально — исполняющий обязанности псаломщика, 28.12.1903 посвящен в стихарь).
В предреволюционные неспокойные годы отец Никита переведён в Мокроусовскую церковь священником на вакансии дьякона. На 1931 год жил в Ялуторовске.
В ноябре 1931 года был арестован по обвинению в заговоре повстанческой организации. В мае 1932 года осужден на три года концлагерей. Проходил по групповому делу «Дело архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г.». Из материалов дела:
«Состоял членом "Союза русского народа", а также "Союза Богоспасающей России", куда также вербовал других членов; цель существования союза ему пояснил бывший благочинный Беляев Виктор: "Советская власть непрочна, население озлоблено против советской власти, всех недовольных необходимо объединить вокруг церкви, надо ожидать выступления капиталистических государств — Англии, Франции и др. К моменту их выступления надо подготовить такую организацию, которая облегчила бы их выступление".
Из повторного допроса стало ясно, что в 1907 г. «Союз Русского Народа был переименован в Союз Богоспасающей России». Дальнейшая его судьба по документам не прослеживается. Реабилитирован отец Никита в 1990 году [22].
Протопопов Александр Александрович
Александр Александрович Протопопов с семьей
Александр Александрович Протопопов, уроженец села Шатровское (Шатрово) Ялуторовского округа, родился в 1872 или 1873 году. Рос в семье священника Александра Михайловича. Жену Марию взял из города Вятка. Видать, были какие-то связи с этим городом. В 1889 году окончил Тобольскую духовную семинарию по первому классу. В 1897 году рукоположен в диакона, а в 1900 году – в священника. В Мокроусовском районе отметился в двух церквях. В 1893 году служил в Дмитриевской церкви псаломщиком, естественно, проживал в Дмитриевке. В 1896 году перевели псаломщиком в село Чашинское. В октябре следующего года отец Александр несёт службу штатным дьяконом в селе Мостовское (Знаменская церковь). Но что-то где-то не срослось, не прижился батюшка, и его переводят уже на следующий год в Емуртлинскую церковь (Тюменская область). За годы своей жизни отец Александр сменил семь приходов. Последней для него стала Сорокинская (Введенская) церковь. В мае 1913 года он «отрешен от места с запрещением священнослужения и предоставлением ему места псаломщика в одном из свободных приходов епархии». Что случилось в этот период времени у отца Александра в настоящее время неизвестно.
Протопопов Николай Александрович
Николай Александрович Протопопов. Фото из следственного дела
Родной брат отца Александра – Николай Александрович Протопопов служил вторым священником в Мокроусовской церкви в период с декабря 1890 по март 1891 год. С 1891 года по 1896-й – законоучитель сельского училища, а с декабря 1893 года – окружной инспектор церковных школ в Ялуторовском округе. Неизвестно, где проживала на тот момент семья, или в Мокроусово, или уже в Ялуторовске. Родился Николай Александрович в июле 1867 года в селе Щукинское, где служил в местной церкви его отец, Александр Михайлович. Фамилия явно искусственного происхождения, переданная от деда к отцу и сыновьям. Отец Николай имел жену – Лукерью Андреевну. Оба воспитывали пятерых сыновей и трех дочерей. Богатое наследство! Один из сыновей клирика, Сергей Николаевич, после Великой Отечественной войны женился на Ираиде Петровне, вдове священнического сына Алексея Николаевича Сахарова. Жил в Тюмени. Ещё один сын, Александр Николаевич, работал в Свердловском совнархозе. Жена – Варвара Алексеевна, дочь священника Тоболкина. Это я к тому, что дети священников старались подбирать себе семейную пару из православного духовенства.
Отец Николай окончил Тобольское духовное училище и семинарию по второму разряду, имел соответствующее образование с правом преподавать в учебных заведениях. В 1918 году рукоположен в сан протоиерея. В ноябре 1917 года, проживал в Тюмени, утверждён кандидатом в члены благочиннического совета Всехсвятской кладбищенской церкви в Тюмени. Между 1927 и 1930 годами был лишён избирательных прав, в октябре 1931 года арестован. Находился в заключении в Свердловской тюрьме. Был осужден на три года высылки в Казахстан. В ходе следствия в мае 1932 года скончался от паралича сердца и отёка легких в Свердловской городской больнице. В наше время причислен к новомученникам, исповедникам, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь.
Ременников Василий Николаевич
Василий Николаевич Ременников родился около 1870 года. Окончил по второму разряду Тобольскую духовную семинарию в 1891 году. В это же время рукоположен во священника епископом Тобольским и Сибирским Иустином (Полянским). С октября 1891 по август 1892 года жил в Мокроусово и служил в Троицкой церкви священником.
Надо же такому случиться, что перед октябрьскими событиями, в августе 1917 года батюшка был рукоположен в сан протоиерея. С июня 1917 года его послужной список: Тобольская и Сибирская епархия, Тобольская губ., г.Ялуторовск, Сретенский собор, священник (с 05.08.1917 — протоиерей), настоятель (исполняющий обязанности, 11.07.1917 назначен на должность по прошению). До 11.07.1917 — наблюдатель церковно-приходских школ Ялуторовского уезда. В августе 1917 избран в состав Тобольского церковно-епархиального совета и членом епархиального комитета Съездов духовенства и мирян. В 1918 — председатель комиссии, назначенной Тобольским епархиальным советом "в целях тщательного выяснения всех обстоятельств, вызывающих опасения за жизнь Преосвященного Гермогена, и для возможно точной проверки на местах различных сведений о его судьбе". Председатель Тобольского епархиального совета (1919г.).
За время своей службы на пастырском поприще имел девять наград от Тобольской епархии. В справочнике записи о его судьбе обрываются на 1919 году. Что случилось с пастырем, пока найти не представляется возможным. Нет его имени и в списках репрессированных [23].
Словцов Иннокентий Иванович
Иннокентий Иванович Словцов, родился в 1884 году в селе Мостовское (ныне село Малое Мостовское Мокроусовского района). Некоторое время служил в Знаменской Мостовской церкви. Обычно говорят, «где родился, там и пригодился». Но это изречение не для батюшки Иннокентия. Отец у клирика тоже священнического уклада, Иван Михайлович Словцов. Мать – Агриппина Михайловна. В 1904 году семинарист окончил Тобольскую духовную семинарию, а в 1906-м возведён в сан дьякона. Год прослужил псаломщиком в селе Давыдовском (Казанская церковь) Курганского уезда, в 1906 году переведён по прошению в Знаменскую церковь села Мостовского. Надо отметить, что данная церковь была одной из старейших в округе и её посещали прихожане близнаходящихся деревень и сёл. Вот что пишется в справочнике об этой церкви. Село Мостовское. Церковь в селе каменная, двухэтажная, построена в 1840 г. прихожанами при помощи пожертвований крестьянина Ильи Андреева Кунгурцева. В ней два престола: 1) во имя Знамения Божией Матери и 2) во имя св. пророка Илии. В дер. Круглой имеется часовня деревянная, построенная в 1859 году – в честь иконы Божией Матери Казанской.
В приходе находятся деревни: Середкина (4 вер.), Круглая (8 вер.), Осиева (10 вер.), Отставная (2 вер.), Копарулина (2 вер.). Всего в приходе – 578 двор, прихожан: мужеского пола – 1637, женского – 1637. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 1200 кв. саж., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес.
Церковный капитал 2750 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалования 140 руб., диакон – 36 руб., псаломщик – 36 руб. Кружечных доходов получается в год около 500 руб. Для всех членов причта имеются общественные дома, построены прихожанами в 1890, 1899 и 1909 гг. В селе имеется министерская школа, в дер. Круглой церковно-приходская, с 1899 г. Ближайшая церковь в с. Димитриевском (5 вер.).
Расстояние церкви от Консистории 380 вер., от благочинного 60 вер., от уездного города 80 вер. Адрес: ст. Лебяжья, Сиб. жел. дор.
Поработал батюшка и в Кизакской, и в Тюменской, и в Верх-Суерской церквях вплоть до 1913 года. При выходе за штат, уехал в Ленинградскую область, там и «почил в бозе» не ранее 1950-го года.
Успенский Василий Степанович
Работая в областном архиве с метрическими книгами, обратила внимание на красивый убористый почерк лапушинского священника, жившего в селе в 1880-е годы позапрошлого века. Василий Степанович Успенский. Родился в Калужской губернии в 1831 году. Отец – Степан Успенский служил пономарём. В 1853 году выпускник окончил по третьему разряду Калужскую духовную семинарию. До 1857 года судьба неизвестна. Возможно, находился в Калуге.
В Зауралье клирик появился в 1857 году. Рукоположен в священники в Успенскую церковь села Селияровского Тобольской губернии. В 1860-м году он уже настоятелем в селе Кугаевское (Рождественская церковь). Переведён по распоряжению начальства «в видах пользы службы по восстановлению расстроившегося порядка по церкви, причту и приходу». В 1861 году отцу Василию даже вручили вознаграждение «понесенных им при перемещении издержек 30 руб. безвозвратно». Далее годы службы в той же Тобольской епархии. Подвизается в селе Долгоярском (Худяково), в 1871-м году – он делопроизводитель на Тобольских окружных училищных съездах духовенства (1871-1872 г.г.) В 1883 году – настоятель Тихвинской церкви села Лапушинского. В октябре 1897 года отец Василий служил в Моршихе священником. Но в 1899 году числится заштатным священником села Лапушинское, Курганский уезд.
Интересно читать жизненные перипетии батюшки в шестидесятые годы при его житии в Долгоярке. «В 1869 году судился по приговору прихожан за стрельбу свиней, за увоз с чужого поля хлеба, за неблагоразумный отказ в напутствовании одного больного, за употребление в работы трапезников и, наконец, оговаривание в преступной связи с своей горничной. В первых поступках предоставлено исковой стороне ведаться судом гражданским, за два вторые наказан посылкой в монастырь на 2 недели, а за неявку туда прибавлено еще 7 дней епитимии. Последний поступок оставлен без особых последствий. Для прекращения сельского говора об этом хотя и предложено было ему другое место, но по желанию большинства прихожан оставлен в том же [Долгоярском] приходе.
По указу Консистории от 27 января 1873 года за нерадение об опрятности и чистоте в приходском храме, за неупразднение вопреки распоряжению начальства столба с кружкою для сбора пожертвований, за погребение своих детей вопреки закона в церковной ограде, а не на приходском кладбище, за повенчание брака Куприна без оглашения и за непочтительное отношение к своему ближайшему начальнику сделан строгий выговор. За выдачу свидетельства поселенцу [нрзб.] пред вступлением в новый незаконный брак о летах и о бытии у исповеди [и] Св. Причастия сделано 25 января н. г. [1874] внушение с взысканием с него еще 6 руб. в пользу бедных духовного звания по резолюции Архипастыря» (ГА в г. Тобольске». Ф. И156. Оп. 19. Д. 287. Л. 148).
Судя по клировым ведомостям и по ведению журнала, отец Василий был опрятным и обладал каллиграфическим почерком. Умер батюшка в апреле 1899 года и похоронен на приходском (предполагаю, Лапушинском) кладбище, находившемся на поле частного предпринимателя по соседству с современным кладбищем.
Подпись Василия Успенского
Шалабанов Алексей Иванович
О священнике Алексее Ивановиче Шалабанове в официальных источниках сведений очень мало. Но они есть на сайте «Зауральская генеалогия» в статье о священнической династии Шалабановых. Родился клирик в 1786 году. Умер в 1828-м. С 1798 служил дьяконом. С 1817 года – второй священник Знаменской церкви с. Мостовское (в 1960-е годы село было переименовано в Малое Мостовое). В 1823 году рукоположен в сан в церкви села Арлагульское. Скорее всего, там и умер.
Шалабанов Иван Михайлович
Иван Михайлович Шалабанов относится к знаменитому роду священников Шалабановых, оставивших свой заметный след на зауральской земле. Родился в Усть-Суерке в 1766 году в семье отца Михаила Семёновича, дьячка по должности в местной церкви. Являлся вторым сыном клирика. Крещен 10.4.1766 года, восприемником стал дьячок церкви с. Шмаковского Афанасий Третьяков. Жена — Евдокия Саввична, сын – Алексей (по свид. 1787 года), дочь – Шалабанова Настасья Михайловна (род. 23.10.1767). Крещена 12.11.1767, восприемником стал пономарь Даниил Шалабанов.
За время совместного проживания с матушкой появился ещё один сын – Шалабанов Тимофей Михайлович (род 15.01.1769). Восприемником при крещении стал священник Александр Третьяков.
В семинарии Иван Михайлович не обучался, получив домашнее образование. Свою духовную карьеру начал с 1777 года, с причетнической должности. Спустя десять лет был произведен в сан диакона к Знаменской церкви с. Мостовского, а в 1790 г. – в сан священника. До 1817 г. Иоанн Михайлович возглавлял приход в с. Мостовском. После его смерти на должность второго священника при этой же церкви был рукоположен сын Алексей (1786-1828), который с 1798 года состоял дьячком. В 1823 г. Алексей Иоаннович был перемещен в с. Арлагульское. Рано овдовев, он не оставил потомства.
Знаменская церковь села Мостовского (ныне Малое Мостовское). Дореволюционное фото. Курганский государственный архив
Шалабанов Михаил Семёнович
Найдены документы на псаломщика Дмитриевской церкви Михаила Семёновича Шалабанова. Служил батюшка и проживал в селе Дмитриевка два года. Родился в Кургане 5 ноября 1851 года (по старому стилю). Родитель – Семён Иванович, служивший дьяконом, матушка – Мария Серапионовна. Учился в Тобольском духовном училище, правда, годы поступления не указаны. Выбыл из среднего отделения к 1867 году. К этому времени женился на Серафиме Матвеевне, которая родила ему двух сыновей и дочь.
Начало исполняющего деятельность пономаря произошло в Дмитриевке в ноябре 1867 года. В марте 1869 года был переведён в село Заложинское в Михайло-Архангельскую церковь на должность пономаря «по распоряжению епархиального начальства». Село это находилось в непосредственной близости от Дмитриевки в нынешнем Варгашинском районе. В ноябре 1877 года снова по распоряжению епархиального начальства переведён из «исполняющего обязанности пономаря» в село Бобылёвское (Покровскую церковь) псаломщиком. Служил до мая 1894 года. Кстати, последний сын Михаила Семеновича, Василий рождён в 1880 году в селе Бобылёвском. Умер Василий в 1894 году практически молодым.
Ярцев Епифаний
На сайте «Хранители» в материале «Сердцу милый уголок» директор Мокроусовского музея опубликовала материал об Иване Степановиче Мокроусове, который основал деревню с одноимённым названием, а затем церковь построил. В материале упоминается протопоп Епифаний Ярцев, подписавший нижайшее прошение о строительстве церкви. Из документа доподлинно: «Августа, 19 дня 1760 году. Вашего Преосвященства нижайший раб и всегдашний послушник протопоп Епифаний Ярцев». В клировых ведомостях о нём в Тобольской епархии ничего не упомянуто, но есть в самом прошении личная подпись.
Известно, что он принял монашеский постриг и много сделал для укрепления православия в Курганском уезде. К примеру: «Строительство первого деревянного храма в слободе Марайской велось тщанием прихожан, и было в основном закончено к лету 1763 года, устроен иконостас, заведена утварь и книги, а 26 июля того же года выдан антиминс. Церковь во имя Богоявления Господня была освящена 20 декабря 1763 года Ялуторовским заказчиком Епифанием Ярцевым по благословенной грамоте Преосвященного Павла Митрополита Тобольского и Сибирского. В 1788 году к Богоявленской церкви был заложен теплый придел во имя Рождества Богородицы, после чего церковь стала двухпрестольной. Храм представлял собой деревянное одноэтажное здание, крытое тесом в две теснины, с деревянной колокольней». Значит, Епифаний проживал на 1763 год в Ялуторовске, но имел прямое отношение к строительству церквей в нашем округе.
Церковь в Марайке имени Петра и Павла. 1924 год. Фото хранится в школе села Мостовского
Разрушенное здание церкви в селе Мостовском (бывшее Марайское). Обидно, что рушили храмы, построенные с такой любовью и верой
Подпись Епифания Ярцева в верительной грамоте [1]
О Епифании как заказчике, упоминается и на другом сайте, где описывается строительство церкви Вознесения Господня в селе Падеринское. « Храм сооружался на средства прихожан около четырех лет. В июле 1754 г. был заключен подряд на строительство церкви с плотниками, крестьянами Иковской слободы, Иваном Толоконниковым и Иваном Падериным, которые и окончили строительство в 1759 г. К этому времени уже была заведена церковная утварь, приобретены облачения и образа. 12 марта 1759 г. церковь была освящена Ялуторовским заказчиком, протопопом Епифанием Ярцевым». Предполагаю, что протопоп Епифаний Ярцев являлся заказчиком не одной и не двух церквей в Тобольской епархии, но факт того, что «он руку приложил» при строительстве нашей церкви, неоспорим. Подтверждено документами.
Остатки Мокроусовской церкви. 60-е годы
Автор: Наталья Захарова, с Мокроусово.
Источники исследования:
1 Метрические книги Бобылевской церкви Ялуторовского уезда, 1877–1880 гг. // Государственный архив Тюменской обл. Ф. И255. Оп. 3. Д. 21. Л. 85 об. – 86, 133 об., 216 об.
Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 16, отд. офиц. С. 192 .
2 http://petergen.com/history/tobolsksem3.shtml.
3 https://www.geni.com/people/Иван-Шалабанов/6000000179253161827.
https://www.kurgangen.ru/religion/pravoslavnoe/Shalabanovy/.
4 Архивные источники
Клировые ведомости церквей г. Тобольска и Тобольского уезда, 1874 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 19. Д. 287. Л. 147 об. – 148.
5 Метрические книги Введенской церкви с. Долгоярского (Худяково) Тобольского округа, 1859–1865 гг. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 15. Д. 559. Л. 251 об., 293 об. – 294, 335 об., 396 об. – 397.
Литература:
Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 7, отд. офиц. С. 110 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 2, отд. офиц. С. 31 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1899. № 10, отд. офиц. С. 174 .
6 Литература:
Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской дух. сем. с 1877/8 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 10, отд. неофиц. С. 210 . Автор: Бирюков Н. А.
Тобольские епархиальные ведомости. 1904. № 21, отд. офиц. С. 319 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1905. № 7, отд. офиц. С. 170 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 14, отд. офиц. С. 123 ; № 16, отд. офиц. С. 137 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1908. № 18, отд. офиц. С. 359 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 15, отд. офиц. С. 182 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 1, отд. офиц. С. 4 ; № 20, отд. офиц. С. 247 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1913. № 3, отд. офиц. С. 66 .
В оформлении биографической страницы использовались сведения, присланные племянницей диакона Надеждой Васильевной Словцовой.
7 https://www.kurgangen.ru/religion/pravoslavnoe/Shalabanovy/.
Литература:
Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 12, отд. офиц. С. 256 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 18/19, отд. офиц. С. 161 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1908. № 16, отд. офиц. С. 315 ; № 23, отд. офиц. С. 411 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 10, шк. листок. С. 69 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 9, отд. офиц. С. 65 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 9/10, отд. офиц. С. 148 .
Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год / Изд. Братства Св. Великомученика Димитрия Солунского. Тобольск, 1900–1901. № 194.
9 Архивные источники:
Клировые ведомости церквей г. Ялуторовска и Ялуторовского уезда, 1884 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 19. Д. 481. Л. 110 об. – 111.
Метрические книги Бобылевской церкви Ялуторовского уезда, 1877–1880 гг. // Государственный архив Тюменской обл. Ф. И255. Оп. 3. Д. 21. Л. 85 об. – 86, 133 об., 216 об.
Литература:
Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 16, отд. офиц. С. 192 .
10 Архивные источники:
Ревизские сказки духовенства Тобольской губернии, 1811 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 181.
Ревизские сказки о священно- церковнослужителях г. Ялуторовска и округа, 1795 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 1. Д. 215.
Ревизские сказки о служителях церквей г. Ялуторовска и уезда, г. Кургана и уезда, г. Тары и уезда, г. Сургута и уезда, 1815–1816 гг. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 197.
Ревизские сказки о церковнослужителях Ялуторовского духовного правления Тобольской епархии, 1834 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 221.
11 Архивные источники:
Ревизские сказки духовенства Тобольской губернии, 1811 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 181.
Ревизские сказки о священно- церковнослужителях г. Ялуторовска и округа, 1795 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 1. Д. 215.
Ревизские сказки о служителях церквей г. Ялуторовска и уезда, г. Кургана и уезда, г. Тары и уезда, г. Сургута и уезда, 1815–1816 гг. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 197.
Ревизские сказки о церковнослужителях Ялуторовского духовного правления Тобольской епархии, 1834 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 221.
12 Архивные источники:
Ревизские сказки духовенства Тобольской губернии, 1811 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 181.
Ревизские сказки о священно- церковнослужителях г. Ялуторовска и округа, 1795 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 1. Д. 215.
13 Архивные источники:
Ревизские сказки духовенства Тобольской губернии, 1811 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 20. Д. 181.
Ревизские сказки о священно- церковнослужителях г. Ялуторовска и округа, 1795 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И154. Оп. 1. Д. 215.
Русская Православная церковь на Тобольском севере в период НЭПА // История и археология. 2015. № 8 . Автор: Цысь В. В.
Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 14, отд. офиц. С. 261 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1903. № 14, отд. офиц. С. 190 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 3, отд. офиц. С. 41 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 28, отд. офиц. С. 402 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1919. № 11. С. 168 .
15 Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской дух. сем. с 1877/8 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 15, отд. неофиц. С. 362 . Автор: Бирюков Н. А.
Тобольские епархиальные ведомости. 1882. № 10, отд. офиц. С. 121 .
16 Метрические книги церквей г. Тобольска, 1909 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 15. Д. 754. Л. 337 об. – 338.
Тобольские епархиальные ведомости. 1911. № 18, отд. офиц. С. 228 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1912. № 1, отд. офиц. С. 6 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 11, отд. офиц. С. 162 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 23/24/25. С. 193 ; № 32/33. С. 293, 295 .
18 Архивные источники:
Метрические книги церквей г. Тобольска, Абалакского Знаменского, Иоанно-Введенского монастырей, 1883 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 15. Д. 679. Л. 156 об. – 157.
Литература:
[Некролог священнику Владимиру Бажанову] / Диакон В. Посельский // Тобольские епархиальные ведомости. 1892. № 19/20, отд. неофиц. С. 450–451 . Автор: Посельский В., священник.
Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 20, отд. офиц. С. 206 ; № 21, отд. офиц. С. 209 ю
Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 9/10, отд. офиц. С. 102 ю
19 Литература:
Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 21, отд. офиц. С. 211 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1885. № 15, отд. офиц. С. 152 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 11, отд. офиц. С. 120 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 1/2, отд. офиц. С. 2 ; № 17, отд. офиц. С. 219 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 1/2, отд. офиц. С. 5 ; № 7, отд. офиц. С. 165 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1905. № 18, отд. офиц. С. 293 ; № 22, отд. офиц. С. 344 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1913. № 10, отд. офиц. С. 204 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 4, отд. офиц. С. 65 .
20 Литература:
21 Архивные источники:
Дело о диаконе Кузнецкого заказа Иване Дурыгине, угрожавшем убийством священнику Меркурьеву, 1803 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 16. Д. 219.
Дело о диаконе с. Касмалинского Кузнецкой округи Дурыгине, устроившем скандал в церкви, 1799 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 16. Д. 88.
Дело о произнесении диаконом с. Касмалинского Барнаульского заказа Дурыгиным слов намерении убийства священника Меркурьева (...), 1801 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 16. Д. 171.
Дело по доношению Ялуторовского духовного правления о переводе диакона Петропавловской церкви, Черемуховского села, Ялуторовского заказа Ивана Дурыгина к Николаевской церкви, Усть-Суерской слободы, этого же заказа (...), 1773 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 3. Д. 289.
Дело по указу Тобольской духовной консистории об обязании диакона с. Мостовского Курганского заказа Ивана Дурыгина не учинять доносов без доказательств, 1792 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 4. Д. 1067.
Метрические книги Благовещенской церкви, собора (с 1820) г. Томска за 1802–1830 годы // Государственный архив Томской обл. Ф. 173. Оп. 1. Д. 256. Л. 34.
Метрические книги церквей г. Ялуторовска и Ялуторовского уезда, 1774 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 15. Д. 1106. Л. 57.
Метрические книги церквей г. Ялуторовска и Ялуторовского уезда, 1775 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 15. Д. 1108. Л. 48.
22 Архивные источники:
Литература:
Тобольские епархиальные ведомости. 1904. № 1, отд. офиц. С. 6 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 17, отд. офиц. С. 241 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1919. № 5. С. 73 .
23 Протоиерей П. Д. Головин. Приложение к некрологу протоиерея П. Д. Головина. Списки учеников Тобольской дух. сем. с 1877/8 уч. года // Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 17, отд. неофиц. С. 419 . Автор: Бирюков Н. А.
Тобольские епархиальные ведомости. 1891. № 23/24, отд. офиц. С. 228 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 2, отд. офиц. С. 13 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 24, отд. офиц. С. 297 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 22, отд. офиц. С. 217 .
Тобольские епархиальные ведомости. 1900. № 7, прил. С. [2] .
24 Архивные источники:
Клировые ведомости г. Туринска и Туринского уезда, 1921–1922 гг. // Государственный архив Тюменской области. Ф. И177. Оп. 1. Д. 130. Л. 132 об. – 133 об.
Литература:
Адрес-календарь Рязанской губернии на 1898 г. / Изд. Губ. стат. ком. Рязань, 1897. С. 200 .
Рязанские епархиальные ведомости. 1896. № 23, отд. офиц. С. 339 .
Рязанские епархиальные ведомости. 1903. № 5, отд. офиц. С. 74 .
Рязанские епархиальные ведомости. 1904. № 6, отд. офиц. С. 97 .
Рязанские епархиальные ведомости. 1905. № 8, отд. офиц. С. 196 .
Рязанские епархиальные ведомости. 1909. № 19, отд. офиц. С. 460, 464 .