kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Маслово с. » ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА МАСЛОВО КУРТАМЫШСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА МАСЛОВО КУРТАМЫШСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

После окончания института, меня направили работать в Маслово, определили жить у женщины — вдовы, одного из первых председателей  сельского совета. Она женщина была общительная, у неё собирались пожилые женщины, которые пережили революцию, коллективизацию, войну. У многих мужья не вернулись с войны. Они в 25-30 лет остались с малолетними детьми в возрасте от 1 до 12, да с престарелыми родителями мужей. При написании этого очерка я использовала информацию из их рассказов.

Село Маслово находится в25 километрахв северо-западном направлении от города Куртамыша. Территория граничит с Мишкинским и Юргамышским районами. Маслово расположено вокруг большого озера, которое имеет местное название – «Соленое», официальное название озера – «Горькое». Оно никогда не пересыхает и является гордостью масловцев. Жарким летом, любимым местом отдыха, является озеро. Часто приезжают из городов и других населённых пунктов люди, чтобы искупаться и отдохнуть. А дети могут целые дни проводить на озере. Любители рыбалки тоже не разочаруются. Кроме озера, расположенного в центре деревни, есть и ещё много озёр: Пресное, с другой стороны деревни, чуть дальше – Железенка, названо так, потому что вода покрывается ржавым налётом, что указывает на наличие железа в большом количестве в почве, Обанино, Печерское. И это не весь перечень. Деревню окружают лес и бор, богатые разными ягодами: клубника, земляника, вишня, костяника, брусника. А в болотах растёт клюква. В лесах встречается боярышник, калина. Грибов в наших местах много, сухие грузди, белые грибы, подберёзовики и подосиновики, опята, маслята. Богаты Масловские места.

Из истории села Маслово

Википедия сообщает: «Ныне существующее село Маслово было организовано крестьянами Таловской слободы в 1795 году. Это один из немногих населенных пунктов, дата образования которого известна. У истоков образования были крестьяне по фамилии Масловы, жители соседней деревни Скоблиной, отсюда и название деревни – Маслова».

В ревизской сказке по деревне Скоблиной за 1795 год есть запись о переселении Масловых: «выше писанные Михайло Семенов сын Маслов с братом Иваном, женой, детьми Никифором, Иваном, Артемием, Василием и племянниками Ларионом, Иваном, Семеном и со всем их семействам переведены по указу Челябинского нижнего земского суда от 10 марта по №635, от 2 апреля по № 1022 от  1795 года Куртамыской слободы при озере Горьком по деревне Масловой, где  и в сказке показаны» (1).

Так в это время переселяются из деревни Скоблиной — Масловы, Ядрышниковы, Шумковы, Яланцевы, Махнины. Из деревни Сухановой — Кузнецовы, Коростины, Чувашевы. Из деревни Песчаной – Кутиковы. Из села Введенское — Смирных, Ивины, Гридины, Пятковы, Ситниковы, Кузнецовы.

В середине 19 века село делится на две части. Шумков край – старообрядческая. Само название говорит о том, что эту часть основали Шумковы, их потомки так в основном и жили в Шумковом краю и в 20-м веке. И вторая часть Карагай. Карагай, в переводе с тюркского – чёрный бор. На этом месте был тёмный бор, так называли вековые сосны, которые имели мощные стволы. Сейчас названия эти сохранились. В современном Маслово есть улица Карагайская. Позднее бор был вырублен, лес пошёл на строительство жилья.

В 19-м веке в Масловой шла такая же жизнь, как и во всей России. В деревне практически существовало натуральное хозяйство. Продукты для еды производили сами, да ещё могли что-то продать, чтобы улучшить своё материальное положение. Земли в Масловой богатые, давали хороший урожай. Сеяли рожь. Вторая половина лета чаще всего бывает засушливой, рожь на весенней влаге поднимается быстрее, и давала стабильный урожай. Выращивали овощи, горох, просо, ячмень, гречиху, и пшеницу. И обязательно овёс, корм для ездовых и рабочих лошадей. Что можно было заготовить, то заготовлялось: сушили травы, использовали для лечения отвары, сушили на зиму рыбу, сушили ягоды, солили в больших кадках капусту, на низ кадки помещали целые кочаны, огурцы, помидоры солили или в корчагах, или в кадках. Грибы сушили, солили. Скот на мясо забивали осенью, зимы холодные, мясо хранилось хорошо. Для лета мясо, оставшееся после зимы, помещали в погреба, куда завозили лёд или сушили на солнце, получалось по вкусу на подобии современного балыка. Более состоятельные семьи летом пользовались свежим мясом птицы и бараниной. Пища была разнообразная, простая. Ели редьку с квасом, пареную репу, кулагу – приготавливали из солода ржи (процесс приготовления был длительный, и готовили её не на один день), толокно, разнообразные блюда из картофеля, и пироги, и шаньги, прочие несложные блюда. Хлеб изготавливали только в домашних условиях на опаре, может, даже способ приготовления опары в каждом роду был свой.

Утром топили русские печи, сначала пекли хлеб, после хлеба печь заставляли едой на весь день. Раньше не было ни каких других приспособлений для готовки. Русская печь для русского крестьянина была незаменима, это были спальные места, это самое тёплое место в дому, в ней пекли, варили, сушили и т.д.

Скотоводством занимались, трудно крестьянину без подворья.

Выращивали такие технические культуры, как лен, коноплю. Из них делали волокно, которое на домашних станках  ткали в холсты. Ткань была местного производства, редко кто мог купить дорогие ткани. Шерсть и изделия из неё тоже домашнего производства. Кроме того использовали пух коз и кроликов. В деревне были мастерицы, которые хорошо вышивали, вязали скатерти (их называли филигранные). Кто-то мог шить фуфайки (телогрейки), кто-то выделывал шкуры овец, шили тулупы и шубы. Выполняли эти работы не только для семьи, но и на заказ. Заготавливали и продавали пеньку. Посуда  была глиняная и деревянная. Простую мебель тоже делали сами. В 1870 году построили маслобойню.

В Масловой было налажено производства масла растительного конопляного и льняного. Часть населения занимались перепродажей скота. Закупали скот и перегоняли чаще всего в Челябинск.

В каждом доме обязанности строго были распределены, кто занимался кухней из женщин, кто стиркой, кто шил на всю семью. Мужчины ухаживали за скотом, строили, пахали. Семьи были большие. Ни парни, ни девчата долго не засиживались, невесту обязательно сватали, при сватовстве обговаривали условия этого брака.  Только семейные люди заслуживали уважения. Часто были такие случаи, когда жених с невестой и не знали друг друга. Только во время сватовства им было разрешено поговорить. Даже в 20-м веке, эта традиция не изжила себя. И поговорка: «стерпится-слюбится», и в наше время была актуальна.

В 1918 году в марте, в Маслово был создан совет. Наше поколение ещё застало участников гражданской войны.

Вспоминали старые люди и армию Колчака, которая на некоторое время останавливалась в Маслово около озера. О том, что они принесли какое-то бедствие, об этом не упоминали.

В 1930 году началась коллективизация. К марту 1931 года  85% жителей являлись представителями коллективных хозяйств. 57 дворов было раскулачено. О жестокости коллективизации большая часть населения в 70-х годах не рассказывала, но в книге «История Курганской области» приведён пример, когда комсомолец П. Ячменёв из Маслово, написал прошение, чтобы его отца, отправили на строительство Беломорканала, как «человека-кулака».

На территории села Маслово в тридцатые годы было три колхоза, которые позднее слились в один – имени Каширина. Дальше колхоз переименовали в колхоз имени Свердлова. В семидесятых годах колхоз перевели в совхоз имени Свердлова. Название совхоза тоже изменялось. Следующее названия – Откормочный, и последнее – Куртамышский. После уже стало товарищество с ограниченной ответственностью «Масловское».

Наряду со строительством социализма в материальном плане, строили его и в духовной, нравственной сфере. Первое направление – атеизм. Бога нет – всё крушим и рушим. В Маслово не было церкви, православные были приписаны к Таловской, поэтому погрома храма бога наблюдать не пришлось.

Ещё Менделеев в 1882 году привёл факт, что на 1000 жителей России приходится 3 грамотных, и призывал внести фонарь знаний, особенно в глубинки России. После революции это пожелание тоже исполнилось, осуществлялась программа ЛИКБЕЗ – ликвидация неграмотности. Ученики должны были ходить в школу. Учебный год начинали многие, но вот с наступлением холодов ряды учеников резко сокращались. Кому не в чем было ходить в школу, кто был занят по хозяйству дома, а у кого и просто не получалось. Вечером обязаны были учиться неграмотные взрослые. Я встречала таких, которые рассказывали, что не смогли учиться из-за куриной слепоты — днём хорошо видели, ночью при свете свечи – нет. Встречала и таких, которые с гордостью говорили, что выучились, научились писать две буквы – первые буквы имени и фамилии, считали себя грамотными, потому, что ставили эти буквы в ведомости, вместо подписи. На мой взгляд, программа ликбеза имела немаловажное значение в распространении грамотности.

Перед войной в деревню провели радио. Черная большая тарелка висела высоко на столбе. Огромное значение оно имело во время войны. В 1941 году мужчины ушли на фронт осиротели семьи без хозяев, все заботы колхозные и домашние легли на плечи слабого пола. Сначала ждали, что война быстро закончится, жили надеждой. Все ждали голоса Левитана  с надеждой и страхом: «От советского Информбюро…». Женщины рассказывали, как они радовались, на фронте наступление наших войск. Знали, где идут бои ожесточенные, там ли их родные. А с фронта ждали писем. Любой рассказ о жизни во время войны не оставляет равнодушным никого. Екатерина Антоновна Маслова осталась с тремя детьми и однажды принесла домой в кармане горсть зерна, чтобы накормить детей, сильно исхудали, болеть начали. Её обвинили в воровстве, и сразу же забрали и увезли в Курган  в «каталажку». Она говорит, доказать никому ничего было нельзя, плачу и прошу сношенницу: только не оставляй моих детей, они погибнут. Привезли на лошади в Курган, посадили в тюрьму, а потом разобрались через неделю, что вины нет, отпустили домой. И она эти сто тридцать пять километров за два дня прошла.

Мария Даниловна Маслова рассказывала о болезни сына маленького. Положили его в участковую больницу в Долговке, это в 25-ти километрах от Маслово, если идти прямо через бор. Пришла она его проведать, лежит сынок без признаков жизни, худой. Она принесла ему кусочек сахара. Дала ему. Говорит, пососал сахар, и заоживал. Она до конца считала, что сахар спас её сына. Настолько скудная была еда. Во время войны в деревне жили семьи из блокадного Ленинграда, их подселяли в избы к жителям, они тоже трудились на поле и ферме. На всех жителей во время войны и после были наложены налоги натуральные. Каждый двор должен был сдать государству определённое количество яиц, литров молока, шерсти, мяса. В деревню направляли уполномоченного, который следил за выполнением сдачи продуктов.

С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 71 человек. В память о них в центре села воздвигнут обелиск. Те, кто вернулся, воевали на разных фронтах, многие получили ранения, многие получили награды. На классные часы в классы приглашали ветеранов, они рассказывали о тяжёлой службе. Когда собирали ветеранов на торжественные собрания в честь Праздника Победы, то в семидесятых годах по совету собиралось до девяноста человек. Из Маслово, Пепелино, Таволжанки, Никольского. С каждым годом ветеранов становилось всё меньше. На сегодня мне известен только один ветеран войны, живущий в Маслово.

Работа в колхозе была тяжёлой и практически неоплачиваемой. Составлялась ведомость на всех работников, пришёл на работу, напротив фамилии ставят чёрточку вертикальную, и называют трудодень, будет 30 выходов в месяц, значит 30 трудодней. Осенью, после уборки рассчитывались натуральными продуктами за трудодни. Зерно, солома, мясо, и т.д.  Уже после войны стали вводить зарплату – 25 рублей в месяц. А на оплату, как на производстве перешли в семидесятых годах.

Свободное время проводили, собираясь на посиделки. Молодежь чаще всего где-нибудь у одиноких в избе, песни пели, танцевали. Фильмы  вызывали интерес у всех. Их приезжали демонстрировать передвижные киноустановки. Часть покажут, включают свет, заряжают новую часть.

В деревне была изба читальня, которая выполняла роль библиотеки, роль клуба, роль кинозала.

В 60-х годах стали использовать электричество, включали вечером на несколько часов. К постоянно подключенной электроэнергии перешли в семидесятых годах. Это пик экономического развития, совхоз достигает максимального развития, проводится телефонизация деревни. Первые телевизоры в Куртамышском районе появились в 1955 году, уже к 1965 году они были во многих домах.

В восьмидесятых годах часть деревни была подключена к центральной кочегарке, тепло пришло в дома. Это благо закончилось к 1992 году.

Жизнь духовную контролировала партийная организация, которую представлял парторг. Работал клуб, библиотека. Обязательно действовал агитпункт. Из среды учителей, специалистов совхоза назначались агитаторы, которые обязаны были по очереди каждую неделю выступать с информацией перед доярками на ферме, или механизаторами на МТМ. Также работали и перед выборами. Создавали спортивные секции для работающих, устраивали соревнования спортивные. К каждому празднику тщательно готовились. Обязательно был концерт, доклад, награждение передовиков.

Лихие годы начались с 1991 года. Распад совхоза, новые небольшие фермерские хозяйства, потеря многими работы, массовый отъезд жителей, пополнили ряды Челябинска, Кургана, на север Тюменской области многие уехали. Закрыли садик, перестал действовать клуб. Школу закрыли в 2007 году.

Сейчас в Маслово самое крупное фермерское хозяйство Маслова Александра Александровича. Не сдался – выстоял. Трудностей на его пути хоть лопатой разгребай, техника старая, надо убирать зерно, погода хорошая, да только старенький комбайн сломался, сделали – так дожди пошли. Финансирования нет, кредиты под грабительские проценты. Если урожай – то закупочные цены смешные, если неурожай – то затраты на сбор выращенного больше, чем цена продукта. И в этих условиях он смог выиграть грант. Сейчас в хозяйстве работает новая техника, отремонтировали фермы, закупили породистых коров. Теперь у нас в Маслово, как и раньше – есть животноводство.

Масловская средняя школа

История школы тесно связана с историей деревни. Где родился, где учился, где прошли самые чудесные годы детства и юности — с этого места начинается человек. Память детства живет в каждом всю сознательную жизнь, чем старше, тем больше тоска по детству и юности. По-разному может сложиться жизнь, но родное село и окружающие его окрестности, родная школа, родной дом — уже заложили информацию в каждого из нас в нашу память. Годы идут, бегут, летят. Дальше и дальше то время, когда мы заходили в класс, встречались со своими учениками. Говорят, что с детством расстаёшься навсегда, когда уходят люди, которые помнят тебя ребёнком.  Наши ученики совсем уже не дети, мы же помним всех детьми, какие они были в школе.

Я начала работать после окончания Курганского государственного педагогического института в 1971 году учителем химии и физики и проработала, до 2005 года. Коллектив учителей работал почти в одном составе, руководил нами почти всё время один директор. Поэтому можно сказать, что работал трудоспособный, педагогически талантливый коллектив, руководимый педагогически грамотным директором. По моему мнению, мы чувствовали себя очень нужными, и очень важными в этой школе, винтиками в бесперебойно работающем механизме, где все детали зависят друг от друга. Если кто-то сделает свою работу плохо, то где-то начнутся пробуксовки и простои, в итоге это отразится на всей работе. Я благодарна всем ученикам, коллегам, родителям учеников, за то, что они просто встретились на моём жизненном пути, общение было прекрасным.

Достоверно известно, что 2-х классная школа начала работать в начале 20-го века. Маслов Михаил Тимофеевич рассказывал о том, что он в 1907 году ходил в школу, которая была на дому учительницы. И в этой школе их учили читать, писать, считать, и всему прочему. Один из предметов был – закон божий. Уроки начинались с молитвы. В школе была хорошая дисциплина. Ученики исполнительные, послушные. Выделяли комнаты под классы и зажиточные люди. Официально церковно-приходская школа была открыта в 1912 году.

Учебный план школы был такой.

1. Закон божий – 6 часов.

2. Славянский язык – 4 часа.

3. Русский язык – 8 часов.

4. Счисление – 6 часов.

5. Чистописание – 3 часа.

6. Церковное пение – 3часа.

Начальная школа просуществовала в Маслово с 1912 года по 1955год. В 1955 году была открыта семилетняя школа, что равносильно теперь неполной средней школе. В 1957 её закрыли. В 1967 году начала работать средняя школа.

В советское время для начальной школы было выделено большое деревянное здание в центре деревни на берегу озера. В этой школе работала выпускница педагогического училища 1941 года, которая 21 июня, в субботу получила диплом, а 22 июня, когда выпускники, встретив рассвет, возвратились домой, объявили о начале войны. Она 34 года проработала учителем начальных классов в Масловской школе, это Шумкова Зоя Александровна. Школа была 4-х летней. Молодая учительница начала работу в военное лихолетье, когда не было в сёлах тружеников, когда нечего было кушать, когда не хватало ни книжек, ни учебников, ни тетрадей и других учебных принадлежностей. Вспоминая время военных лет, Зоя Александровна, приводила такой пример, чтобы писать ученикам, приносили старые газеты, и между строчек ребятишки писали. Но грамоте учились. В деревнях оставались женщины, старики и дети. Детей в деревне было много, в каждом классе около 40 учеников. Лозунг того времени «Всё для фронта, всё для победы!» имел вполне материальный смысл. Из-за нехватки людей, техники, приходилось пахать на коровах, в колхозах были тягловые волы (быки), которые перевозили практически весь урожай с поля. Убирали выращенный урожай косами и серпами. 60-70-летние старушки убирали значительные площади посевов, 10-13-летние дети работали на прополке посевов, возили на быках волокуши, сгребали сено, выкапывали картофель. Осенью дети помогали старшим в уборке урожая, весной с посадкой на огородах, а летом полив, прополка и уход за растениями. В школу колхоз выделял овощи. И в обязанности учителя входило на большой перемене кормить детей обедом. В классах стояли печки. С утра ставили варить, печь картошку, свёклу, морковь. И давали какие-то продукты, чтобы кормить детей. Ведь у многих дома и этого не было. В школе работали два учителя. У каждого было по два класса. Дети, которые учились во время войны, считали очень вкусными обеды. Маслов Михаил Демьянович, часто вспоминал это время. После уроков ученики ходили в поле собирали колоски, которые оставались после уборки урожая. Насобирают в карманы, и сносят в общую кучу. А дома, стряпали хлеб, в состав входили сухие травы, корешки, выпекали такой хлеб, что муки из собранных колосков да отходов в нём было совсем немного. Тыл работал на фронт. Деревня отдавала почти всё, ведь на фронте были мужья, сыновья, братья. Работали с темна, до темна. Женщинам некогда было заниматься детьми. Но в то тяжёлое время женщины всё делали с песней. Во время страды (посев, заготовка сена, уборка) работницы часто оставались даже ночевать на станах (в лесу были построены избы, чтобы работницы не тратили время на поход домой).

Вот как рассказывает о работе нашей школы мой дядя Сергей Фёдорович Сурин, который после окончания педагогического училища работал в Масловской начальной школе в 1948—1949 учебном году учителем начальных классов. Шумкова Зоя Александровна была заведующей школы, Онучина Татьяна Николаевна и Сергей Фёдорович – учителями. Школа была начальная, классов – 4. Классы большие, у него в классе было 40 человек. Это класс, в котором учились Валентина Афонасьевна Саблина, Соболев Анатолий Николаевич, Нина Сафоновна Еланцева, Нина Ивановна Шумкова и другие. Он всегда говорил, что дети были послушные и старательные. С 1955 года по 1957 год перевели в семилетку, но очень скоро закрыли. Наши масловские дети учились в Таволжанской восьмилетней школе, Пепелинской восьмилетней и Долговской средней.

В 1967 году открыли Масловскую среднюю школу в новом 2-х этажном типовом здании. Школа была необходима. В новую школу пришли учиться около 100 детей. Л. Петрова, корреспондент газеты «Куртамышская Нива», писала: «Пожалуй, ни одна школа района не расположена в таком необыкновенно живописном месте, как Масловская. Здание этой школы стоит в обрамлении высоченных деревьев, глядя большими глазами окон на тёмно синюю гладь озера». Эта школа просуществовала 40 лет. С первого дня открытия и почти до конца в ней проработал Нетёсов Иван Иванович, 38 лет, 28 из них – директором. 37лет проработал Мистюрин Владимир Никифорович, наш учитель истории, с первого дня работала Тельминова Валентина Михайловна, сначала была завучем, учителем русского языка и литературы. Очень грамотный, требовательный к себе и ученикам человек. Мы всегда обращались к ней за советом. Она сама приходила на помощь. Каким-то образом она всегда была в курсе всех дел в школе. Потом она работала заведующей нашего пришкольного интерната, а в1995 году вышла на пенсию. Сокова Зинаида Петровна почти с первого дня работала учителем начальных классов, тоже до пенсии, до 2000 года. Более 30 лет проработали в школе сразу после института: Нетёсова Людмила Николаевна, Биткова Галина Алексеевна, Леус Надежда Михайловна. С 1975 года до закрытия школы проработал Иванов Виктор Александрович, учитель биологии. С перерывом работали Мистюрина Нина Васильевна и Шпилёва Галина Фёдоровна – выбирались на должности в штат сельского совета. С 1979 года и до 2007 год работала в школе Иванова Галина Михайловна учителем начальных классов. 29 лет проработала в школе Тимофеева Евгения Нифантьевна учителем математики. Интересным человеком была Зотова Валентина Григорьевна, которая работала воспитателем в интернате, учителем труда, учителем начальных классов. 20 лет  проработала в школе Долгих Варвара Тимофеевна, и 19 лет Маслова Светлана Юрьевна.

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Первым директором средней школы был Корецкий Владимир Потапович, который в 1965 году окончил КГПИ, учитель математики. Его сменил Владимир Кузьмич Алексеевский. А в 1970 году управлять школой стал Платонов Виктор Иванович.

С 1973 года работала директором школы Антошкина Тамара Алексеевна. Нетёсов Иван Иванович к этой должности приступил в 1977 году, работал до 2005 года. С 2005 по2007 год работала Леус Надежда Михайловна.

Первый выпуск из средней школы был в 1969 году, последний в 2006 году.

Современная школа отличается от нашей школы – школы 20-го века. Школы в то время были как братья близнецы. У нас везде были одинаковые программы по всем предметам, сетка часов тоже, очень мало отличался перечень предметов. И даже школы внешне походили друг на друга, так как строили типовые здания школ. И везде была цель — научить ученика до определённого уровня. Можно легко перейти из школы в школу, и быстро войти в коллектив.

Сейчас в каждой школе свои программы, свой перечень предметов. Количество часов везде разное. В гуманитарных классах можно сказать, что с математикой, физикой, химией только знакомят, что такой предмет есть, а пользоваться им ученики не могут, не научены. Астрономию вообще выбросили из школы. Я всегда считала, что мир, в котором мы живем, хоть в ознакомительном плане должен быть известен всем. Из истории всем известно, чтобы узнать истину о строении мира, Коперник много лет трудился, а Джордано Бруно был сожжён на костре, Галилео Галилей пострадал. Нам же в руки попали готовые знания, мы их не донесли до юных.

ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

В школах были детские организации, где в полном смысле слова учеников учили с ответственностью относиться к порученному делу, быть хозяином своего слова, поступка и своей жизни. Уже в 1-м классе на торжественной линейке, посвящённой Великой Октябрьской социалистической революции, детей принимали в октябрята. И был девиз: «октябрята – будущие пионеры». Это означало, что надо стараться учиться, быть честным, уважать взрослых, помогать слабым. Октябрята образовывали группу, которая состояла из звёздочек. Между звёздочками постоянно было соревнование. Надо было видеть, как серьёзно к этому относились дети.

Обычно в 3-м классе на такой же торжественной линейке 22 апреля принимали в пионеры. Каждый пионер лично давал клятву: «Я, …, вступая в ряды юных пионеров, торжественно обещаю…». Пионерский отряд, состоящий из звеньев, был очень действенной единицей в воспитательном арсенале.

В комсомол принимали по достижению возраста 14 лет, приём был в два этапа. Сначала принимали на общешкольном комсомольском собрании, а потом на бюро райкома комсомола. Приём в комсомол вызывало чувство гордости. Комсомольская организация уже была более взрослой, самостоятельной. Быть комсоргом, секретарём комитета в школе очень ответственное дело. С ними считался и директор школы. С ними советовались.

Положа руку на сердце, могу сказать: для меня эти организации были школой жизни, они приучили меня к ответственности, организованности, если дала слово, то всегда сдержу. И это всё благодаря несерьёзным детским организациям.

Так как я по жизни была воспитателем юных и из нашей школы не вышел ни один ученик, кого бы я не учила, то вольно или невольно я все эти качества прививала ученикам. Вносила свою лепту в общее дело нашего небольшого коллектива.

Каждый из нас с отроческих лет начинает вникать в жизнь, в людские действия, в их идеалы, в их цели. Кто правильно сориентируется в жизни, у того внутренний мир сохранит всё прекрасное, что может быть в человеке.

Главный вид деятельности в школе – урок. На уроке практически нужно было сделать всё: научить, воспитать, пробудить интерес, развить способности, провести профориентацию, привить трудолюбие, научить аккуратности.

Главные слова:  ИДУ НА УРОК. Для учителя – это неповторимое чувство, когда заходишь в класс, и на тебя смотрят любопытные детские глаза, они тебе верят, надеются получить что-то интересное, сделать своё открытие. В душе что-то замирает. Нужно выложить за 45 минут все свои таланты, не вступить в конфликт с учениками, выполнить задачи урока. Ученик на урок шёл тоже серьёзно.

Уроки были традиционные. Опрос, объяснение, закрепление, дача домашнего задания. На опрос нельзя было расходовать более 15 минут. Как за это время можно было проверить знания всего класса? Бедный параграф разбивали на части, и ученику доставалась маленькая часть, сказать несколько слов, ставили оценку. Была система карточек, где работали у доски, на месте. Система разных самостоятельных работ.

Когда в 80-х годах стали внедряться инновации, стало можно изменять форму урока, результативность обучения изменилась. Не говорю про всех, но я перешла на блочную систему обучения, считаю её очень результативной, по крайней мере для тех, кто хотел бы научиться. Я брала сразу всю тему, и лекционно объясняла, потом проводила уроки тренинги по написанию уравнений реакций, выполнению практических работ, решению задач. А контроль – зачёт. Каждый отвечает по теме полностью, спрашивала сильного, подробно комментировала ответ, к доске выходил следующий, а первый отвечающий слушал на месте и сам ставил оценку. Опрос в классе – сначала отвечает сам, потом проверяет другого. За 45 минут наши классы по 16 человек опрашивались полностью. Причём оценки учеников своим одноклассникам завышены никогда не были. На контрольной работе давала каждому своё задание, чтобы не было списывания.

Из стен школы вышло немало умных людей, сумевших многого добиться в жизни. Вот некоторые из них.

Соболев Анатолий Николаевич – в 1996-97гг. губернатор нашей области.

Маслов Владимир Анатольевич – профессор, физик, работает в Душанбе в университете.

Тельминов Сергей Степанович – банкир.

Коротаева (Мухина) Елена Геннадьевна – декан КСХА.

Еланцев Александр Васильевич – генерал юстиции, председатель следственного комитета по Владимирской области, назначен приказом президента.

Щербинин Анатолий – полковник, начальник милиции в Хантах.

Уткин Александр – полковник, начальник финансового отдела УВД Курганской области.

Уткина Галина – зам. управляющего пенсионного фонда Курганской области.

Нетёсов Юрий – главный бухгалтер мясокомбината Белый Яр.

Белогородцевы Андрей, Ольга, Ирина, Михаил, Максим и Денис – все окончили Троицкий ветеринарный институт.

ОФИЦЕРЫ: Сурин Александр, Махнин Владимир, Серминов Азамат, Куликовских Валерий.

УЧИТЕЛЯ, с высшим и даже ни одним образованием: Маслов Юрий, Маслова Надежда, Еланцева Нина, Варлакова Нина, Маслова Маргарита, Кармашова Елена, Вотинова Наташа, Куликовских Галина, Мистюрина Елена, Исаева Жанна, Коротаева Ирина, Иванова Наташа, Иванова Люда, Маслова Ольга, Белоногова Ольга, Султанских Ольга, Козлова Галя, Козлова Люда, Мистюрина Марина, Зотова Галя, Маслов Юра.

МЕДИКИ: Заболотников Андрей, Симонов Роман, Козликина Вита, Солодкова Люда, Величутина Галя, Уренцева Ира, Старикова Нина, Белоногова Наташа, Перминова Люба, Маслова Оксана, Маслова Лариса, Рябова Лариса, Еланцева Марина, Белоногова Наташа, Гречишникова Света.

БАНКИРЫ И БУХГАЛТЕРЫ: Тельминов Сергей, Махнина Ирина, Нетёсов Юрий, Пономарёва Таня, Полунина Люба, Чепель Люба, Тельминова Лариса, Долгих Галя.

ЮРИСТЫ: Шумков Владимир.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: Антошкин Александр, Маслов Александр, Маслов Юрий, Бирюкова Анна, Долгих Михаил, Голощапов Михаил, Полунин Валерий, Полунин Михаил, Рыжкова Валентина, Ягубова Надежда.

РУКОВОДИТЕЛИ ХОЗЯЙСТВ: Зотов Сергей.

ИНЖЕНЕРЫ: Неустроев Александр, Кочетков Юрий, Солодков Сергей, Солодков Иван, Маскаль Сергей, Чирков Сергей.

 

Автор статьи – Нетесова Людмила Николаевна, член Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищёва.

 

Список  использованных  источников

1. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИАРБ), ф. И-138, оп. 2, д.73, л.35 об.-35 об.

2. Васильева А.М. Слобода Куртамыш в 19 веке. Курган, 1993 год.

3. Менщиков В.В., Павлуцких Г.Г., Никитин В.А. Заселение Южного Зауралья в  17—19 веках. Курган, 1992 год.

4. Емельянов  Н.Ф. История Курганской области. Курган, 1999 год.

5. Петрова Л. Школа у озера стоит уже тридцать лет.// Куртамышская Нива, 1997 год, 4 октября.

6. Свинкин А.А. Взаимосвязь названий современных поселений с древнетюрскими названиями водных объектов на территории Куртамышского района Курганской области.

7. Беркенёва З. И., Липина Л. В. История Куртамышского района.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites