kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Звериноголовское село » О Крестовоздвиженской церкви села Звериноголовского (некоторые события и даты)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




О Крестовоздвиженской церкви села Звериноголовского (некоторые события и даты)

Каменная Крестовоздвиженская церковь крепости Звериноголовской построена в 1826 (27) году. Это величественное сооружение находится на центральной площади села. Белокаменная церковь с тремя куполами видна издалека, а звучание ее колоколов слышно ныне на 2-3 километравокруг.

По данным ГАКО – Государственного архива Курганской области (см. фонд 111, опись №1, 1768-1918г.г.) церковь построена в 1826 году. В церкви осуществлялись церковные обряды, деятельность церкви была многогранной: регистрация родившихся, отпевание умерших, венчание, исповедование прихожан, миссионерская деятельность (убеждение для перехода из раскола в православие) и др. В приход входили деревня Верхне-Алабугская, Отряд Алабугский.

По другим данным ГАКО (фонд И-111, опись №1, д. №4) церковь «сооружена в 1827г.». Видимо, этим годом датируется полное окончание строительства храма. Просмотр ряда архивных и литературных источников выявляет некоторые «белые пятна» в истории Крестовоздвиженской церкви. Поэтому правомерны три вопроса: что же было до строительства каменной церкви, какие события предшествовали этому, и что происходило позже, после строительства храма? Для анализа и выводов расположим в хронологическом порядке ряд событий.

Краткая хронология событий в Звериноголовском крае.

1717 г.

Построена Бакланская крепость (Ф. Стариков, Краткий исторический очерк Оренбургского края. 1890).

1730-1750гг.

Исследователь Оренбургского края П.И. Рычков в книге «История Оренбургская» помещает приложение «Табель о состоянии Оренбургской линии, которая в  1734 году начало свое возымела…».  В названной Табели приведены крепости и редуты от Гурьева городка до Утяцкого редута (по рекам Яик, Уй, Тобол), в т.ч. крепости Крутоярская, Усть-Уйская, Бакланская и Куртамышская (ныне с. Закоулово) и редуты Луговой, Качардыкский, Озерный, Прочетной (ныне с. Редуть) и Лебяжий.

1736 г.

Чрезвычайное наводнение на Тоболе. (П.С. Паллас. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть II. Книга 2, 1770).

17 марта 1743 г.

Оренбургский губернатор И.И. Неплюев и Сибирский губернатор А.И. Сухарев на встрече в Шадринске договорились об улучшении военно-инженерных сооружений южных границ («Станица на Тоболе», с.12).

1743г.

Строительство на реке Уй Нижне-Уйской пограничной линии («Станица на Тоболе», с.14).

Март 1746г.

Поспелов Андрей Егорович уехал из Тобольска в Бакланскую крепость, где его в 1749г. зачислили в драгуны 19 лет от роду («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 617).

Март 1752г.

Решение Сената о строительстве Ново-Ишимской («Горькой») пограничной линии («Станица на Тоболе», с. 18).

Июнь 1752г.

Начало строительства Звериноголовской крепости и переноса Бакланской крепости («Станица на Тоболе», с.18).

1753г.

«Была «проектирована» Сибирская линия построением крепостей, начиная с места, называемого «Звериная голова», на котором в 1753 году построенабыла пятиугольная цитадель, обнесенная «заплотами, надолбами и рогатками» со  всеми необходимыми внутренними построениями… Крепость получила название от места и потому названа Звериноголовскою. Крепость Бакланская, с основанием новой цитадели, упразднена, как потерявшая значение, потому что находилась от последней всего в пяти верстах, а гарнизон ея был переведен в Звериноголовскую, которая по соглашению главного Оренбургского и Сибирского начальства, поступила в ведение перваго» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 618).

1753г.

«В том же году, автор воспоминаний (Поспелов А.Е. – примеч. М.Х.), по распоряжению Оренбургского инженерного начальства, был командирован в Звериноголовскую крепость, для приведения в порядок, как укрепления ея, так и внутренних построек» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 619).

С 1755г. Поспелов А.Е. участвует в закладке Зелаирской крепости, преподает в Троицке математику офицерским детям, работает в Оренбурге и др. местах России.

1768г.

«А как я (Поспелов А.Е. – прим. М.Х.) имел в Звериноголовской станице дом, то и просился о переводе меня в тот баталион, на что и резолюция последовала» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 621).

26апреля 1768г.

В Звериноголовской церкви был получен Указ из Троицкого Духовного правления, адресованный в Крестовоздвиженскую церковь Звериноголовской крепости священнику Федору Гилеву с прихожанами, в котором указывалось, что священнослужитель и прихожане просили благословения «вместо обветшалой Крестовоздвиженской церкви о заложении новой, двупрестольной», а так же о выдаче задатка подряженному для строительства крестьянину Рыжкову, на что в этом Указе даются соответствующие рекомендации (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.2).

1770г.

Прибыл с научной экспедицией крупный ученый Петр Симон Паллас, который через Тобол в крепость Звериноголовскую не переплавлялся, о голове мамонта у него в трудах не упоминалось, а было записано: «Звериноголовская крепость построена на правом или восточном берегу Тобола; в ней находятся старая и новая церковь и около ста дворов…» (П.С. Паллас. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть II. Книга 2, 1770).

1783г.

В духовных росписях Тобольской Епархии Челябинского заказа Звериноголовской крепости приведены списки священнослужителей и прихожан, в т.ч. поручик Поспелов Андрей Егорович, командовавший пятой роты. Отец его – отставной драгун Егор Григорьевич  Поспелов.

Упомянаются первые польские фамилии: Галявинский, Павлютский, Колотинской.

1794г.

Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.

23 октября 1794г.

Русские войска начали штурм Праги, укрепленного предместья Варшавы. Восстание было подавлено (АИФ №47, ноябрь 2004г.).

10 февраля 1795г.

В Крестовоздвиженской церкви получен Указ Ея Императорского Величества о покорении города Варшавы; в Указе предписывалось совершить в следующий воскресный или праздничный день «…благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением и звоном соборным…» (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.356а).

В Звериноголовской крепости появляются новые пленные поляки, состоящие «в католицкой, а часть их в униатской религиях». На запрос священника Исая Милицына Челябинским Духовным правлением определено, что «…исповедовать их по чиноположению веры грекороссийского исповедования, яко другой религии людей, так и святых тайн приобщать, равно и погребать христианским погребением, хотя они и объявляют к тому свои желания, никак не можно».  Можно было только записывать в последней строчке живых и умерших для учета (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.361).

1816г.

Заселение крепости проходило довольно быстро. Академик Фальк, посетивший Зауралье, писал, что в крепости было 115 домов… в 1815 году были переселены первые казачьи семьи, а в 1819 году появляется поселок, так называемый Форштадт («Станица на Тоболе», с. 19).

1816-1826гг.

«В 1816г. в Звериноголовской крепости при священнике Петре Протасове была еще ветхая деревянная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста с пределом в честь Святителя  Николая Чудотворца. С благословения преосвященного Августина Епископа Уфимского и Оренбургского в июне 1816 года разрешено было строить новую каменную церковь (прежнюю предложено было разобрать) во имя Воздвижения Животворящего Креста с 2-мя пределами: 1-й во имя Архистратига Божия Михаила и 2-й во имя Святителя Николая Чудотворца.

Церковь перестроена заново [старая], один предел упразднен и церковь считается с тех пор прямо Никольскою.

Каменный же храм был закончен постройкой в 1826 году. Он построен в честь Воздвижения Животворящего Креста с северным пределом во имя Святой Троицы и южный во имя Святителя Николая. Сведения эти взяты 18 июля 1891г. из дел архива станицы Звериноголовской (см. дела №54 и №49  Звериноголовского коменданта и маршрута путешествия Государя Наследника от границ Сибири до Оренбурга. соч. Старикова, изд. 1891г.)».

(Информацию за период 1816-1826гг. любезно предоставил краевед с. Звериноголовского Андрей Волгуснов).

1830-1839гг.

Новые волны переселения в Россию плененных поляков последовали после подавления восстаний 1831 и 1863 гг. Так в Духовных росписях появляются новые польские фамилии: Сердобинской, Плесивской и др.

В 1838 году крепость переименовалась в станицу.

1845-1847г.г.

В случае намечаемой женитьбы поляки, поверстаннные в казаки, представляли в Крестовоздвижескую церковь расписку, в которой они брали на себя обязательство, что в случае рождения в браке детей поляки-казаки будут причислять их к православной вере. Такие расписки давали Казимир Поляк из станицы, Федор Чайковский из отряда Озерного, Антон Козловский из отряда Прорывного Качардыкской станицы (ГАКО, ф. 244, оп.№1, д. №7, с.1-7).

1847-1850гг.

В духовных росписях появляются новые фамилии служилых людей католического вероисповедания: Зайковский, Поляк, Посерб, Новак, Урбанов, Сапея, Лещинский, Павлючек, Залиберг, Палевской, Дисраланский, Цыглярский, Филипчик, Хрунзановский (Хружановский), Карпинский, Тарновский, Барковский, Андрюкевич, Регула, Прилуцкий, Михальский, Беньковский, Вилижанский и др.

Июнь1848г.

Произведена опись Крестовоздвиженской каменной церкви и имущества, в которой сказано, что церковь сооружена в 1827 году (видимо дата окончания строительства – прим.М.Х.).

Здесь же на стр.24 приведена опись «приписной вновь перестроенной деревянной церкви и имуществу в оной обретающемуся 1847 августа 20 дня: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольною на каменном фундаменте, построена согласно выданному плану и фасаду». По описанию Царских врат можно определить, что это уже не Крестовоздвиженская, а ставшая Никольскою церковь, так как в описи сказано, что «…по правую сторону Царских врат – Образ Спасителя, на южных вратах – Архангела Гавриила, против правого клироса – Образ Николая Чудотворца, по левую – Образ Божьей матери с Предвечным младенцем, на северных вратах – Архангела Михаила, против левого клироса – Образ Ильи Пророка» (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №3, с.24).

20 июля 1891г.

Станицу Звериноголовскую посетил Его Императорского Величества Государя Наследник Николай Александрович – будущий царь Николай II.

1918г.

На основании декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918г. церковь лишена юридического лица.

1929г.

Принародное отречение от сана священника Кривощекова Александра Ивановича, известного просветителя, креведа, ученого (Н.А. Воденников. Мемуарные наброски. 1991г. Рукопись).

30-е годы ХХ в.

Крестовоздвиженская церковь с. Звериноголовского была закрыта в 30-е годы (ГАКО, ф. И-111, оп.№1, 1768-1918гг.).

1947г.

В селе вновь открылась Крестовоздвиженская церковь.

1958г.

Разобрана Никольская церковь. Материал был использован для строительства.

С 1991 года.

Церковно–религиозные обряды в Звериноголовской Крестовоздвиженской  церкви осуществляет настоятель – отец Владимир [Швидкий].

Анализ и выводы

Как в любой крепости, так и в Бакланской крепости, основанной в 1717г. должна была быть церковь.

В 1768г. священнослужитель Федор Гилев обращается в Челябинское духовное правление о том, что церковь [в Звериноголовской крепости] обветшала, и ставил вопрос о строительстве новой церкви… Не могла обветшать церковь через 16 лет после начала строительства крепости [в 1752 году], поэтому можно считать правомерной версию о том, что Крестовоздвиженская деревянная церковь была построена в 1717 г. в Бакланской крепости, затем в 1752 году перенесена во вновь строящуюся Звериноголовскую крепость…

Академик П.С. Паллас в 1770г. отмечал, что в крепости Звериноголовской была старая и новая церковь.

При священнике Протасове в 1816 году в Звериноголовской крепости была еще ветхая деревянная церковь [видимо та, что считалась новой в 1770 году] в честь Воздвиженья Животворящего Креста с пределом в честь Святителя Николая Чудотворца. С благословения преосвященного Августина Епископа Уфимского и Оренбургского в июне 1816 года разрешено было строить новую каменную церковь (прежнюю предложено было разобрать)… Церковь [старая деревянная] перестроена заново, один предел упразднен и церковь считается с тех пор Никольскою.

Каменный храм был закончен постройкой в 1826 году. Он построен в честь Воздвижения Животворящего Креста с северным пределом во имя Святой Троицы и южный во имя Святителя Николая.

Таким образом, можно считать, что в 2006г. каменному храму Крестовоздвиженской церкви крепости, ныне села Звериноголовского со дня постройки и начала богослужения исполнилось 180 лет, а в 2007 году – 180 лет со дня полного окончания строительства каменного храма и 290 лет самой Крестовоздвиженской церкви.

М.И. Хлызов (г. Курган).

 PICT5968

Крестовоздвиженская церковь в селе Звериноголовском.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites