Каменная Крестовоздвиженская церковь крепости Звериноголовской построена в 1826 (27) году. Это величественное сооружение находится на центральной площади села. Белокаменная церковь с тремя куполами видна издалека, а звучание ее колоколов слышно ныне на 2-3 километравокруг.
По данным ГАКО – Государственного архива Курганской области (см. фонд 111, опись №1, 1768-1918г.г.) церковь построена в 1826 году. В церкви осуществлялись церковные обряды, деятельность церкви была многогранной: регистрация родившихся, отпевание умерших, венчание, исповедование прихожан, миссионерская деятельность (убеждение для перехода из раскола в православие) и др. В приход входили деревня Верхне-Алабугская, Отряд Алабугский.
По другим данным ГАКО (фонд И-111, опись №1, д. №4) церковь «сооружена в 1827г.». Видимо, этим годом датируется полное окончание строительства храма. Просмотр ряда архивных и литературных источников выявляет некоторые «белые пятна» в истории Крестовоздвиженской церкви. Поэтому правомерны три вопроса: что же было до строительства каменной церкви, какие события предшествовали этому, и что происходило позже, после строительства храма? Для анализа и выводов расположим в хронологическом порядке ряд событий.
Краткая хронология событий в Звериноголовском крае.
1717 г. |
Построена Бакланская крепость (Ф. Стариков, Краткий исторический очерк Оренбургского края. 1890). |
1730-1750гг. |
Исследователь Оренбургского края П.И. Рычков в книге «История Оренбургская» помещает приложение «Табель о состоянии Оренбургской линии, которая в 1734 году начало свое возымела…». В названной Табели приведены крепости и редуты от Гурьева городка до Утяцкого редута (по рекам Яик, Уй, Тобол), в т.ч. крепости Крутоярская, Усть-Уйская, Бакланская и Куртамышская (ныне с. Закоулово) и редуты Луговой, Качардыкский, Озерный, Прочетной (ныне с. Редуть) и Лебяжий. |
1736 г. |
Чрезвычайное наводнение на Тоболе. (П.С. Паллас. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть II. Книга 2, 1770). |
17 марта 1743 г. |
Оренбургский губернатор И.И. Неплюев и Сибирский губернатор А.И. Сухарев на встрече в Шадринске договорились об улучшении военно-инженерных сооружений южных границ («Станица на Тоболе», с.12). |
1743г. |
Строительство на реке Уй Нижне-Уйской пограничной линии («Станица на Тоболе», с.14). |
Март 1746г. |
Поспелов Андрей Егорович уехал из Тобольска в Бакланскую крепость, где его в 1749г. зачислили в драгуны 19 лет от роду («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 617). |
Март 1752г. |
Решение Сената о строительстве Ново-Ишимской («Горькой») пограничной линии («Станица на Тоболе», с. 18). |
Июнь 1752г. |
Начало строительства Звериноголовской крепости и переноса Бакланской крепости («Станица на Тоболе», с.18). |
1753г. |
«Была «проектирована» Сибирская линия построением крепостей, начиная с места, называемого «Звериная голова», на котором в 1753 году построенабыла пятиугольная цитадель, обнесенная «заплотами, надолбами и рогатками» со всеми необходимыми внутренними построениями… Крепость получила название от места и потому названа Звериноголовскою. Крепость Бакланская, с основанием новой цитадели, упразднена, как потерявшая значение, потому что находилась от последней всего в пяти верстах, а гарнизон ея был переведен в Звериноголовскую, которая по соглашению главного Оренбургского и Сибирского начальства, поступила в ведение перваго» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 618). |
1753г. |
«В том же году, автор воспоминаний (Поспелов А.Е. – примеч. М.Х.), по распоряжению Оренбургского инженерного начальства, был командирован в Звериноголовскую крепость, для приведения в порядок, как укрепления ея, так и внутренних построек» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 619). С 1755г. Поспелов А.Е. участвует в закладке Зелаирской крепости, преподает в Троицке математику офицерским детям, работает в Оренбурге и др. местах России. |
1768г. |
«А как я (Поспелов А.Е. – прим. М.Х.) имел в Звериноголовской станице дом, то и просился о переводе меня в тот баталион, на что и резолюция последовала» («Вестник Европы», Пугачевский бунт, с. 621). |
26апреля 1768г. |
В Звериноголовской церкви был получен Указ из Троицкого Духовного правления, адресованный в Крестовоздвиженскую церковь Звериноголовской крепости священнику Федору Гилеву с прихожанами, в котором указывалось, что священнослужитель и прихожане просили благословения «вместо обветшалой Крестовоздвиженской церкви о заложении новой, двупрестольной», а так же о выдаче задатка подряженному для строительства крестьянину Рыжкову, на что в этом Указе даются соответствующие рекомендации (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.2). |
1770г. |
Прибыл с научной экспедицией крупный ученый Петр Симон Паллас, который через Тобол в крепость Звериноголовскую не переплавлялся, о голове мамонта у него в трудах не упоминалось, а было записано: «Звериноголовская крепость построена на правом или восточном берегу Тобола; в ней находятся старая и новая церковь и около ста дворов…» (П.С. Паллас. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть II. Книга 2, 1770). |
1783г. |
В духовных росписях Тобольской Епархии Челябинского заказа Звериноголовской крепости приведены списки священнослужителей и прихожан, в т.ч. поручик Поспелов Андрей Егорович, командовавший пятой роты. Отец его – отставной драгун Егор Григорьевич Поспелов. Упомянаются первые польские фамилии: Галявинский, Павлютский, Колотинской. |
1794г. |
Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко. |
23 октября 1794г. |
Русские войска начали штурм Праги, укрепленного предместья Варшавы. Восстание было подавлено (АИФ №47, ноябрь 2004г.). |
10 февраля 1795г. |
В Крестовоздвиженской церкви получен Указ Ея Императорского Величества о покорении города Варшавы; в Указе предписывалось совершить в следующий воскресный или праздничный день «…благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением и звоном соборным…» (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.356а). В Звериноголовской крепости появляются новые пленные поляки, состоящие «в католицкой, а часть их в униатской религиях». На запрос священника Исая Милицына Челябинским Духовным правлением определено, что «…исповедовать их по чиноположению веры грекороссийского исповедования, яко другой религии людей, так и святых тайн приобщать, равно и погребать христианским погребением, хотя они и объявляют к тому свои желания, никак не можно». Можно было только записывать в последней строчке живых и умерших для учета (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №1, с.361). |
1816г. |
Заселение крепости проходило довольно быстро. Академик Фальк, посетивший Зауралье, писал, что в крепости было 115 домов… в 1815 году были переселены первые казачьи семьи, а в 1819 году появляется поселок, так называемый Форштадт («Станица на Тоболе», с. 19). |
1816-1826гг. |
«В 1816г. в Звериноголовской крепости при священнике Петре Протасове была еще ветхая деревянная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста с пределом в честь Святителя Николая Чудотворца. С благословения преосвященного Августина Епископа Уфимского и Оренбургского в июне 1816 года разрешено было строить новую каменную церковь (прежнюю предложено было разобрать) во имя Воздвижения Животворящего Креста с 2-мя пределами: 1-й во имя Архистратига Божия Михаила и 2-й во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковь перестроена заново [старая], один предел упразднен и церковь считается с тех пор прямо Никольскою. Каменный же храм был закончен постройкой в 1826 году. Он построен в честь Воздвижения Животворящего Креста с северным пределом во имя Святой Троицы и южный во имя Святителя Николая. Сведения эти взяты 18 июля 1891г. из дел архива станицы Звериноголовской (см. дела №54 и №49 Звериноголовского коменданта и маршрута путешествия Государя Наследника от границ Сибири до Оренбурга. соч. Старикова, изд. 1891г.)». (Информацию за период 1816-1826гг. любезно предоставил краевед с. Звериноголовского Андрей Волгуснов). |
1830-1839гг. |
Новые волны переселения в Россию плененных поляков последовали после подавления восстаний 1831 и 1863 гг. Так в Духовных росписях появляются новые польские фамилии: Сердобинской, Плесивской и др. В 1838 году крепость переименовалась в станицу. |
1845-1847г.г. |
В случае намечаемой женитьбы поляки, поверстаннные в казаки, представляли в Крестовоздвижескую церковь расписку, в которой они брали на себя обязательство, что в случае рождения в браке детей поляки-казаки будут причислять их к православной вере. Такие расписки давали Казимир Поляк из станицы, Федор Чайковский из отряда Озерного, Антон Козловский из отряда Прорывного Качардыкской станицы (ГАКО, ф. 244, оп.№1, д. №7, с.1-7). |
1847-1850гг. |
В духовных росписях появляются новые фамилии служилых людей католического вероисповедания: Зайковский, Поляк, Посерб, Новак, Урбанов, Сапея, Лещинский, Павлючек, Залиберг, Палевской, Дисраланский, Цыглярский, Филипчик, Хрунзановский (Хружановский), Карпинский, Тарновский, Барковский, Андрюкевич, Регула, Прилуцкий, Михальский, Беньковский, Вилижанский и др. |
Июнь1848г. |
Произведена опись Крестовоздвиженской каменной церкви и имущества, в которой сказано, что церковь сооружена в 1827 году (видимо дата окончания строительства – прим.М.Х.). Здесь же на стр.24 приведена опись «приписной вновь перестроенной деревянной церкви и имуществу в оной обретающемуся 1847 августа 20 дня: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольною на каменном фундаменте, построена согласно выданному плану и фасаду». По описанию Царских врат можно определить, что это уже не Крестовоздвиженская, а ставшая Никольскою церковь, так как в описи сказано, что «…по правую сторону Царских врат – Образ Спасителя, на южных вратах – Архангела Гавриила, против правого клироса – Образ Николая Чудотворца, по левую – Образ Божьей матери с Предвечным младенцем, на северных вратах – Архангела Михаила, против левого клироса – Образ Ильи Пророка» (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. №3, с.24). |
20 июля 1891г. |
Станицу Звериноголовскую посетил Его Императорского Величества Государя Наследник Николай Александрович – будущий царь Николай II. |
1918г. |
На основании декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918г. церковь лишена юридического лица. |
1929г. |
Принародное отречение от сана священника Кривощекова Александра Ивановича, известного просветителя, креведа, ученого (Н.А. Воденников. Мемуарные наброски. 1991г. Рукопись). |
30-е годы ХХ в. |
Крестовоздвиженская церковь с. Звериноголовского была закрыта в 30-е годы (ГАКО, ф. И-111, оп.№1, 1768-1918гг.). |
1947г. |
В селе вновь открылась Крестовоздвиженская церковь. |
1958г. |
Разобрана Никольская церковь. Материал был использован для строительства. |
С 1991 года. |
Церковно–религиозные обряды в Звериноголовской Крестовоздвиженской церкви осуществляет настоятель – отец Владимир [Швидкий]. |
Анализ и выводы
Как в любой крепости, так и в Бакланской крепости, основанной в 1717г. должна была быть церковь.
В 1768г. священнослужитель Федор Гилев обращается в Челябинское духовное правление о том, что церковь [в Звериноголовской крепости] обветшала, и ставил вопрос о строительстве новой церкви… Не могла обветшать церковь через 16 лет после начала строительства крепости [в 1752 году], поэтому можно считать правомерной версию о том, что Крестовоздвиженская деревянная церковь была построена в 1717 г. в Бакланской крепости, затем в 1752 году перенесена во вновь строящуюся Звериноголовскую крепость…
Академик П.С. Паллас в 1770г. отмечал, что в крепости Звериноголовской была старая и новая церковь.
При священнике Протасове в 1816 году в Звериноголовской крепости была еще ветхая деревянная церковь [видимо та, что считалась новой в 1770 году] в честь Воздвиженья Животворящего Креста с пределом в честь Святителя Николая Чудотворца. С благословения преосвященного Августина Епископа Уфимского и Оренбургского в июне 1816 года разрешено было строить новую каменную церковь (прежнюю предложено было разобрать)… Церковь [старая деревянная] перестроена заново, один предел упразднен и церковь считается с тех пор Никольскою.
Каменный храм был закончен постройкой в 1826 году. Он построен в честь Воздвижения Животворящего Креста с северным пределом во имя Святой Троицы и южный во имя Святителя Николая.
Таким образом, можно считать, что в 2006г. каменному храму Крестовоздвиженской церкви крепости, ныне села Звериноголовского со дня постройки и начала богослужения исполнилось 180 лет, а в 2007 году – 180 лет со дня полного окончания строительства каменного храма и 290 лет самой Крестовоздвиженской церкви.
М.И. Хлызов (г. Курган).
Крестовоздвиженская церковь в селе Звериноголовском.