В 2007 году Звериноголовская средняя школа им. Г. П. Кравченко отметила свое 210-летие. В 1797 году по Величайшему повелению императора России Павла I во многих крепостях Оренбургского казачьего войска, в том числе и крепости Звериноголовской были открыты военно-сиротские отделения (со статусом гарнизонных школ), а позднее было открыто военно-кантонистское училище (1). Появление военно-сиротского отделения для солдатских детей, а затем открытие военно-кантонистского училища в свое время сделали свое дело: многие десятилетия все писари на пограничной линии были питомцами, выходцами из Звериноголовской школы. Еще больше грамотных людей дали двухклассные казачьи школы. В течение 80-90 лет эти школы были «поставщиками» учителей и писарей во все станицы Троицкого и Челябинского уездов, а также в окрестные крестьянские волости, включая примыкающие районы Кустанайского и Петропавловского уездов. Не считая «седой старины», двуклассные школы за 40 лет своего существования подготовили и направили на казачьи линии и в волости около 1200 грамотных людей, а после преобразования в городское 4-х классное училище, а затем в гимназию – за 15 лет своей деятельности эти учебные заведения дали свыше 300 человек интеллигенции (2).
Старшинство школы
Военно-сиротское отделение в Звериноголовской крепости была третьим учебным заведением в Южном Зауралье после школ в Далматовском монастыре и Шадринске. Следует отметить, что в Кургане и Челябинске еще не было системно организованных школ. В Кургане двухклассная школа появилась в 1817 году, а в Глядянском – на 100 лет позднее, чем в Звериноголовском.
В 1798 году в военно-сиротском отделении обучалось 50 детей солдат и солдатских вдов, в 1816 году обучалось 400 воспитанников, а в 1823 году уже 500.
Учителя и воспитанники
Из именного списка Звериноголовского военно-сиротского отделения от 1 марта 1816 года видим, что кроме священнослужителей в школе насчитывалось военно-педагогического и обслуживающего персонала 45 человек, в том числе смотритель – майор с помощником и 1 поручик, учителей-прапорщиков – 2 чел., унтер-офицеров – 13 чел., блюстителей – 9 чел., рядовых солдат – 9 чел. и сторожей – 9 чел. Из четырехсот воспитанников 8 человек были артиллерийского ведомства, а четверо – инженерного. Возраст воспитанников колебался от 7 до 20 лет (3).
Обучение и наказание
Воспитанники носили единую солдатскую форму. Летом было необходимо носить белые брюки, которые доставляли много забот обучающимся, так как требовалось беречь и содержать форму в чистоте, но стирать запрещалось. Воспитанники разводили белую глину и дважды обмакивали в нее свои штаны. Грязных пятен не было видно, но брюки становились несгибаемыми, словно кол.
Обучение проводилось в особых помещениях, где стояли длинные парты, за которыми размещалось 6-8 воспитанников. До обеда занимались чтением, письмом, арифметикой. Главное внимание в школе уделялось выработке красивого и четкого почерка. После обеда воспитанники занимались военными артикулами, учились играть на флейте и барабане.
В военно-сиротском отделении у каждого воспитанника был небольшой ящичек, размером в пол-листа. В ящичек насыпали чистый песок, по которому ученик водил пальцем, обучаясь правильному написанию букв и слов. Если учитель находил ошибку или неточность, то ученик легко исправлял написанное. И только на третьем или четвертом году обучения воспитанникам давали бумагу светло-синего цвета и грубого качества. Писали на бумаге гусиными перьями. Около каждого ученика лежала связка перьев и перочинный ножичек для подправки последних (4).
В военно-сиротском отделении (а в дальнейшем в военно-кантонистском училище и казачьей школе) была очень строгая дисциплина. Воспитанников наказывали за большие и малые провинности: за неправильное написание, за грязную тетрадь, за плохое поведение на уроках и военных занятиях, за невыученное задание и т.д. Все нарушения записывались в штрафной журнал, а по субботам исполнялись телесные наказания. В течение недели экзекуция проводилась особо провинившимся учеников. Виновного клали на особую скамью оголенной спиной вверх и надежно закрепляли ремнями голову и ноги. Порку производили солдаты или сторожа в присутствии смотрителя школы и воспитателей. Регулярные телесные наказания считались обычным делом (1).
Если М. Горький, которого в детстве часто драли, говорил, что «битьем не выучишь», то известный педагог Макаренко писал, что иногда не грех и ремень применить. Известный хирург, доктор медицинских наук Воденников Н. А. – потомственный звериноголовский казак в двухтомном рукописном труде «Мемуарные наброски» отмечал, что в начале ХХ века в казачьей школе провинившихся учеников наказывали. Для этой цели в школе была связка таловых прутьев. Учителя не стеснялись и «применяли различные физические воспитательные меры для наведения порядка в школе. Шалунов, лодырей и зачинщиков безобразий наказывали: «награждали» подзатыльниками, «знакомили» с линейками, ставили в угол под иконой на колени, драли за уши, оставляли без обеда. Доставалось за своих детей и родителям: их вызывали в школу и к станичному атаману, где они несли родительскую ответственность в вопросах воспитания своих нерадивых и распоясавшихся чад» (5).
Перекличка веков
В селе Звериноголовском и окрестных деревнях и по сей день присутствуют фамилии служивших в крепости и обучавшихся в военно-сиротском отделении в 1816 году воспитанников, а также кантонистов, проходивших учебу в середине XIX века. Это известные в Звериноголовском крае 3 ветви Ворониных, вероятно связанных родственными узами, это Кузьма Буяльский (Бояльский) – унтер-офицер, рядовой Никита Серков, двое детей которого были воспитанниками военно-сиротского отделения, Никифор Кучин из Межевого был сторожем школы, а дети его учились здесь же. Потомки сторожа Абалакова также жили в Звериноголовском и в наши дни. В 1816 году учились в школе трое братьев Карякиных, Тимофей и Маркел Шалины, Григорий Симбирцев, бугровские Некрасов, Кучин, Перевалов, редутские Василий Кондаков, Николай Третьяков, Петр Черепанов. Воспитанники Игнатий и Кузьма Чикулины, братья Беньковские, два брата Кустовых, Крашенинников, Максимов, Колотинские, Кукаретин, Луговских – известные и ныне в селе фамилии. Андрей Шабуров – фамилия жителей д. Обанино. Василий Курапин – выходец из давно исчезнувшей деревни Курапиной. Служил рядовым в школе Андрей Землин, а его родственник Иван Землин был воспитанником этой школы. И впоследствии Землины и их потомки верой и правдой служили Отечеству. Так не предки ли это казака Ваньки Землина из поселка Озерного, бандита и разбойника, наводившего страх и ужас на всю округу в 20-е годы прошлого столетия?
***
В 1917 – 18 годах четырехклассное училище было преобразовано в гимназию, но она прослужила только год. И только в 1922 году после трехлетнего перерыва была открыта школа крестьянской молодежи (ШКМ). В 1924 году состоялся первый выпуск этой школы из 13 человек. За годы Советской власти в Звериноголовской средней школе сформировался квалифицированный педагогический коллектив, подготовивший и выпустивший сотни выпускников. В 1965 году Звериноголовской средней школе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Григория Пантелеевича Кравченко. В настоящее время средняя школа размещается в новом здании со светлыми и просторными классами и кабинетами: процесс обучения и воспитания подрастающего поколения продолжается.
Примечания:
- Михащенко А.Л. «Учись, казак, атаманом будешь». Новый мир. 11.09.1997г.
- Белоглазова А.А., Хлызов М.И. Школа и мы. Курган, 2007г., с.8-9.
- ГАКО. Ф.111-И, оп.1.д.14.с.1-15.
- Самохвалов В.А. «Родилась раньше Пушкина» //Станица на Тоболе. Курган, 2002г., с.206-208.
- Воденников Н.А. Мемуарные наброски (рукопись). Ленинград, 1991г., с.224.
М.И. Хлызов (Общественное объединение «Курганский казачий фонд», Зауральское генеалогическое общество им. П.А. Свищева, г. Курган)