В конце 18-го века в некоторых крепостях, в том числе и Звериноголовской, открыли военно-сиротские отделения, или школы для солдатских детей. В них обучались дети солдат, живших в крепости.
В начале 19-го столетия решено было образовать новый тип училища, подчиненный военному ведомству, в котором, кроме учебных предметов, проходили военный строй и артикулы, чтобы с детства мальчики получали военную подготовку. Вся организация этих училищ носила чисто военный характер. Внутренняя жизнь была подчинена коменданту. Непосредственный начальник назначался из военных офицеров. Из ведомости 1820 года видно, что в числе учителей, кроме смотрителя-майора, были два обер-офицера, шесть унтер-офицеров. Число воспитанников в то время колебалось от 400 до 500. В военно-сиротское отделение набирались солдатские дети, жившие как в самой крепости, так и из деревень почти всего Челябинского уезда, достигшие 10-летнего возраста. Занятия начинались с 16 августа и продолжались до 5 мая. Всех новичков распределяли по ротам и взводам, приставляли к ним дядек из воспитателей, старших воспитанников и обучали боевым приемам. Для всех была установлена солдатская форма одежды. Зимой черные мундирчики с медными пуговицами в один ряд, черные брюки с красными лампасами. Шинели были из серого сукна. Все воспитанники получали пищу и одежду из казны, но жили по частным квартирам, так как помещений в крепости было недостаточно. На обед и ужин собирались в столовой и кормились из общего котла.
В школе обучали чтению, письму, арифметике, но главное внимание было направлено на выработку красивого четкого почерка. Хорошим чтецом считался тот, кто без остановки и запинки, хотя без всякого понимания, прочитает заданное. Только в старшем классе заставляли рассказывать прочитанное. У каждого ученика был ящичек величиною с пол-листа. Этот ящичек наполнялся чистым песком, по которому писали пальцем. Напишут какую-нибудь букву, учитель посмотрит, поправит, у кого неладно. И только на третий или четвертый год допускали до бумаги. Она была синяя и грубая, как береста. Стальных перьев не было, писали гусиными. Около каждого ученика лежала связка и перочинный ножичек. Ох, и горе же было гусям, почти все ходили без хвостов и с обтрепанными крыльями! Ведь 500 человек, и каждый старался запастись хорошими перьями.
Учителя вместе с воспитателями обучали военному строю и артикулам. Главное внимание обращалось на выправку и шагистику. Строгости были большие, секли за каждую шалость. Запишут в штрафной журнал, а по субботам расправа.
Так дни за днями пролетало 7-8 лет школьной жизни. По окончании учения всех кантонистов рассылали по армейским полкам и военным учреждениям. Способных назначали писарями, а иных в армейские полки унтер-офицерами. Военно-сиротские отделения существовали полвека.
До революции в Звериноголовской была только двухклассная церковно-приходская школа. Казачьи дети не только обучались грамоте, но проходили военный строй под руководством урядник. «Шашки вон!», «В ножны!» - слышалась команда, и ребята проделывали упражнения маленькими деревянными шашками. Для них устраивались военные игры. Было в станице еще двухклассное казачье училище. В нем более углубленно изучались русский язык и арифметика, давали начальные сведения по географии и истории. Осенью 1908 года открыли на базе двухклассного четырехклассное училище. В первые два или три года оно помещалось в здании мужской казачьей школы, что против церкви. В то же время приступили к строительству. Осенью 1911 года учащиеся перешли в новое кирпичное здание. Обучались здесь дети жителей ст. Звериноголовской, а также из соседних деревень и поселков. Большинство выпускников по окончании училища поступили учителями в казачьи школы. Некоторые потом переходили в земские школы.