kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » История Шадринского района » Краткая история юго-запада Шадринского района

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Краткая история юго-запада Шадринского района

Заселяться данный регион русским крестьянством начал с середины 17 века. Эти земли можно считать лесостепью, леса не массивные, скорее перелески (колки). В связи с этим селиться здесь оседлому населению было достаточно опасно, набеги кочевников не один раз приводили к разорению селений и угону жителей в рабство. В 17 веке давление на степь усиливающейся Россией увеличивается, и на левом берегу реки Исеть появляются первые поселения: Шадринская слобода (1662) и Далматовский монастырь (1644).

К концу 17 века осваивается и левобережье. В 1674 году на Красном мысу беломестным казаком Иваном Первушиным и его братом, драгуном Иваном Первушиным основывается Красномысская слобода. В слободе к 1710 году имеется церковь Воскресения Христова. Слобода обрастает деревнями: Коврига, Вершинина, Понкина и др., осваивается бассейн (если можно так сказать) реки Барневка. Примерно в это время появляется и село Уксянка (в переписи 1710 года еще не указана), это приход церкви Крутихинской слободы.

Население местности составляли крестьяне. Кроме землепашества, с 1732 года они были приписаны для работ к Екатеринбургским горным заводам, а с 1790 года – к Екатеринбургским золотым промыслам. Вероисповедание – православие, так же много старообрядцев.

В 18 веке данную местность никак нельзя было назвать тыловой. В 1732-1742 годах ее коснулся т.н. третий башкирский бунт, в ходе которого деревни были сожжены, многие жители угнаны в плен. Пугачевский бунт 1774 года отметился крупным сражением под Уксянкой (погибло более 800 мятежников).

К середине 18 века деревня Вершинина становится селом Белоярским, в котором есть деревянная Георгиевская церковь. К ней же приписаны соседние деревни Ольховка, Бараба, Никитина и Понькина. В 1763 году пожаром церковь уничтожается и возводится деревянный храм, во имя св. Великомученика Георгия. Новый, каменный, храм был заложен в 1837 году, а старый разобран.

К середине 18 века Уксянское так же становится селом, в нем появляется деревянный храм в честь Сретения Господня. В 1813г. освящается новый, «нижний» храм в честь Сретения Господня, в 1836 г. прекращает действие старый храм и появляется новый, «верхний» во имя св. Троицы.

Административное подчинение. В 1781 году образуется Пермское наместничество, а в нем Шадринский и Далматовский уезды. В 1796 году наместничество преобразуется в Пермскую губернию, в которой есть Шадринский уезд (Далматовский устраняется).

В Шадринском уезде волостные правления: Белоярское (иногда Ново-Белоярское т.к. Белоярское было еще по реке Теча), Уксянское, Красномыльское. В Белоярском волостном правлениях – сельские: Белоярское, Никитинское, Ольховское, Павелевское, Понькинское.

После революции, в 1924 году рассматриваемая местность входит в Белоярский район. С 1 января 1932 года район устраняется, Бараба, Белоярка, Понькино и Никитино относят к Шадринскому району, остальные – к Далматовскому. В 1935 г. образован Уксянский район, куда вошли Барабинский и Белоярский сельсоветы.

 shadrinsky_region_1928

Схема Шадринского округа, 1928 год

Отдельно следует рассмотреть вопрос по старообрядцам (староверы, раскольники, двоедане, кержаки, поморяне…). С момента возникновения, и до начала 20 века раскольники подвергались давлению властей. Множество не смирившихся с нововведениями, покидало обжитые места и переселялось на окраины государства: Урал, Сибирь, Кубань и т.д. Здесь местным властям было не до разбирательств с тонкостями обряда, имелись более насущные дела. Кроме того, некоторые власть имущие сами были тайными старообрядцами, так например, есть версия, что ими были Демидовы.

Шадринский район так же заселялся большим количеством старообрядцев. Многие из них записывались православными, чтобы избежать двойного налогообложения. Проявилось это в начале 20 века, когда административный пресс исчез, многие объявили себя староверами.

Старообрядцы имеют множество толков (согласий), Главным критерием их классификации является отношение к священству. Проблема для старообрядцев заключалась в отсутствии собственных священников, т.к. единственный епископ, Павел Коломенский, погиб в ссылке в 17 веке. Поэтому обозначилось два основных направления решения этой проблемы: беглопоповцы, принимают перешедших в раскол священников РПЦ и беспоповцы, обряды у которых проводят грамотные миряне.

Петром Первым в 1716 году с одной стороны ослабляется гонение раскольников, с другой – они облагаются двойным налогом и штрафуются за отсутствие на исповеди.

В 19 веке накал противоборства власти и старообрядцев спадает. В Шадринском уезде первыми полностью на легальное положение перешли единоверцы. Единоверцы принимают назначенных церковью, но «исправленных» ими священников. В 1839 году большая часть шадринских купцов-старообрядцев образовали единоверческий приход (Церковь Троицы Живоначальной или Свято-Троицкий храм). К этому приходу относились и близлежащие к Шадринску села: Красномысское, Коврига и др. До этого года единоверческая церковь была только в Екатеринбурге и в с.Сосновское.

Другая часть старообрядцев в 1840 году объединилась в общину часовенного согласия. Изначально это были беглопоповцы, но во времена Николая I, который усилил сыск беглых попов, остались без священников. Богослужения проводились в часовнях наставниками из мирян. Несмотря на это к беспоповцам себя не относили.

В 1846 году в раскол перешел Босносараевский митрополит Амвросий, лишенный кафедры. Он рукоположил в епископы белокриницкого дьяка Киприана. Так появилась Бело-Криницкая метрополия. В Зауралье они стали известны как «австрийское» согласие, со своей «Бело-Криницкой иерархией». Решив, таким образом, кадровый голод со священниками, данное согласие стало достаточно популярным среди старообрядцев-поповцев.

В 1883 году выходит закон, разрешающий старообрядцам иметь свои молитвенные дома. Начинается строительство церкви «австрийского» согласия, однако из-за административных препон, освящен храм был лишь в 1904 году (Кресто-Воздвиженская старообрядческая церковь на Михайловской улице).

С 1874 года брак между старообрядцами стал признаваться государством как гражданский брак. До этого все дети старообрядцев считались незаконными. Это дополнительно мешало купечеству в вопросах наследования.

Намного сложнее беспоповцами, наиболее радикальным толком. Религиозных документов по ним крайне мало, для целей генеалогического исследования можно пользоваться главным образом мирскими документами, ревизскими сказками.

 

Автор статьи – Сергей Сычугов (Екатеринбург).



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites