kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Село Маслянское » На Маслянку речку...

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




На Маслянку речку...

Из истории села Маслянского Шадринского района Курганской области

Предисловие

Авторы статьи, опираясь на архивные документы, рассказывают о событиях 17 века, происходивших вокруг строительства Маслянской слободы и о том, что из се6я представляла Маслянская слобода на момент переписи царского стольника Льва Мироновича Поскочина[1] 1682 года.

Текст подлинников передается ими в современной пунктуации и современной орфографии, старинное правописание оставлено лишь в тех словах, относительно которых, не возникает проблем с пониманием их смысла. Что же касается фамилий, то они также оставлены в старинном написании.

1

Наказная память[2]

О направлении монастырских крестьян[3] из Далматовского монастыря на строительство Маслянской слободы

177 [1669] год[4] февраля 17 дня по указу Великих государей память. На Маслянку речку слободчику Юшку Соловью в нынешнем в 177 году взять их, Долматовы пустыни[5], за великих государей боголюбывые государевы крестьяне[6]: Власко Иванов, Вахрушко Тимофеев, Микишка Иванов, Мартынко Исаков, Мартынка Павлов, Назарко Яковлев Шумилин, Оксенко Никитин Зуев, Максимко Микитин Зуев, Ивашко Васильев Ведров, Онисимко Амосов, Сенка Матвеев Кобычев, Минка Панфилов Мороско, Исачко Родиднов Левачов, Якунка Матвеев Косинцов, Меркушка Андреев Косвuнцов, Офонка Васильев, Омелка Федоров Вычегжанин, Ивашко Иванов Попов, Сенка Терентьев, Микифорко Офонасьев Соколов, Ивашко Паршуков, Лаврушка Иевлев, Артемонка Ондреев, Гришка Ондреев, Илюшка Логинов Репнииын. И как к тебе ся память придет, Власко с товарышы, на Маслянку речку пpueдут. И тебе велеть им, Власку с товарыщы, на Маслянке речке строитца дворами, и дать им под пашню и под сенные покосы земли, и положить на них государевы десятинные пашни по их животом. По сем и в том взять по ним поручные запuси: и с каким под пашню и под сенные покосы и под дворы земли дашь, и какого сколько десятинные пашни положишь, и тебе б о тому писать в Тоболск к столнику и воеводе Петру Ивановичю Годунову да к дьяку Михаилу Посникову.

Такова ж память послана с ними ж, Власком с товарыщы, того ж числа.

 

Челобитная

В которой «старец Далмат с братиею» просят царя оставить крестьян в монастыре

Царю государю и Великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и государю благоверному цесаревичю и великому князю Алексею Алексеевичю … и государю благоверному цесаревичю … Федору Алексеевичю … и государю благоверному цесаревичю … Симеону Алексеевичю … и государю благоверному цесаревичю Иоанну Алексеевичю … бьют челом ваши государевы богомолцы с Ысети Успенского монастыря Долматовы пустыни старцы Долмат з братиею. В нынешнем государи в 177 [1669] году по вашему государеву указу и по приказу ваших государевых столника и воеводы Петра Ивановича Годунова да дьяка Михайла Посникова посылан был ис Тоболска сын боярский Ефим Шубин на Исеть в Успенской монастырь для описки новых крестьян. И· с теми с описными крестьяны привезены в Тоболск монастырские крестьяны, которые по вашему государеву указу и по грамоте и по переписным книгам прошлого 170 [l662] года отданы нам богомолцам вашим в Успенский монастырь.  А ныне те крестьяне по вашему государеву указу взяты на вас великих государей. А хто именны тех крестьян и тому росписан –  под сею челобитною милостивые государи … Пожалуйте нас богомолцов своих, велите государевым крестьянам, которые написаны в переписных и в отдаточных книгах 170 [l662] года быть по прежнему у вашего государева богомолья в Успенском монастыре. Царь государь и государи благоверные цесаревичи сиятельные, пожалуйте…

 

Из «допроса» крестьян, направляемых на строительство Маслянской слободы

Долматовы пустыни крестьяне роспрашиваны порознь.

А в роспросе Власко Иванов сказал: Наперед де сего жил он Каргапольского уезду на Онеге реке во крестьянех за Великим государем и Великий де государь отдал их Никону патриарху, а живучи за ним во крестьянех обнищали. И Никон де патриарх ево Власка велел ис тое волости и выслать вон. И он де Власко ис тое волости сошол и жил в Саиском монастыре, а из Саиского монастыря отпустил ево игумен и отпускную дал и пришол к Соли Камской. И Усоли де Камской подрядили ево Долматова монастыря старец Исакя в плотники. А за монастырем де он живет тому другой год... А на детей ево крепости нет, а в переписных книгах 177 [1669]  года з детми за монастырем не написан. А позади роспросу написано: Вместо Власка Иванова по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил. Да он де сказал, что он женился на Онеге на государеве крестьянской дочери, а хочет де он во крестьяне в Шадринской слободе. А позади скаски написано: Вместо Власка Иванова по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил.

Вахрушко Тимофеев сказал: Родился де он на Ваге в деревне в Пажимском уезде на Гормаке, а отец ево и он были за Великим Государем во крестьянех. И приехал де он в Сибирь в Долматов монастырь и стал в том монастыре во крестьяне тому осмой год. После переписных книг 167 года [1659] и запись де на себя дал охотою своею. А позади роспросных речей написано: Вместо Вахрушка по ево велению Ивашко Попов руку приложил. Да он же сказал, что женился в Долматовом монастыре на монастырской крестьянской жене. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу.

Микишка Иванов Макушев сказал: Что де он с Туринского острогу пашенного крестьянина сын. А приехал ис Туринского острогу в Долматов монастырь на время, учиться кузнечному мастерству. И живет де он в том монастыре после переписных книг 167 года тому осмой год. А крепости де в том ни какой нет. А позади роспросных речей написано: Вместо Микишки Макушева по ево велению Офонка Голубцов руку приложил. Да он же сказал: Женился де он в Долматовом монастыре на монастырской крестьянской дочери. А хочет де он быть в пашенных крестьянех в Туринском остроге. Позади скаски написано: Вместо Микишки Иванова по ево велению Ивашко Попов руку приложил.

Вкладчик Мартынко Исаков сказал: Родился де он в русских городех в Заонежье. А отец де ево был Государев пашенной крестьянин. И от отца де своего сошол он в Сибирь ис Велике. И жил Тоболского и Верхотурского уезду по слободам в гулящих людях. А в Долматове же монастыре вкладчиках он живет десятой год. После переписных книг 167 года охотою, а записи де на него в том монастыре нет ни какой. А позади роспросных речей написан: Вместо Мартынка Исакова по ево велению Офонка Голубцов руку приложил. Да он же сказал что де женился Верхотурского уезду в Невьянском монастыре на монастырской крестьянской дочери. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски написано: Вместо Мартынка Исакова по его велению Ивашко Попов руку приложил.

Крестьянин Мартынко Павлов сказал: Родился де он па Кунгуре, а отец ево был на Кунгуре государев пашенной крестьянин. Да и ныне де братья ево на Кунгуре во крестьянех же. А он де Мартынко от отца своего, сшол в Долматов монастырь. И в том монастыре живет он во крестьянех тому есть лет с пяти. После переписных книг 167 года охотою своею и запись де на него в том монастыре есть. А позади роспросных речей написано: Вместо Мартынка Павлова по его велению Офонка Голубцов руку приложил. Да он же сказал, что де он женился на Кунгуре на Государевой крестьянской дочери, а хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски написано: Вместо Мартынка Павлова по его велению Ивашко Попов руку приложил.

Назарко Яковлев Шумилов сказал: Родился де он на Кунгуре. А отец де у него был на Кунгуре Государев пашенной крестьянин и государеву пашню отец ево на Кунгуре здал. И сошли они в Сибирь и были они в Мурзинской слободе во крестьянах. И в Мурзинской слободе Государеву пашню здал же и съехали в Долматов монастырь по обещанию на три годы поработать во крестьянах охотою. После переписных книг 167 году. И как де срошные годы и Долматова де монастыря старцы Никон з братиею своей Назарка из монастыря не пустили. И пашне запись получили на него сильно в прошлом во 177 году. А позади скаски написано. Вместо Назарка Яковлева по его велению Ивашко Попов руку приложил. Да он же сказал, что де женился на Сарапуле на Государеве крестьянской дочери. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски написано. Вместо Назарка Яковлева по ево велению Ивашко Попов руку приложил.

Оксенко да Максимко Микитиных Зуевых сказали: Родились де они в· уезде Соли Камской и были во крестьянах за Великим Государем. И от Соли Камской сошли они в Сибирь в Долматов монастырь. И в том монастыре стали они во крестьянах тому шестой год после переписных книг 167 году охотою. А записи де на них Долматова монастыря старцы Никон з братиею намучили силно в прошлом во 177 году. Да, они же сказали, что они женились в уезде Соли Камские на Государевых крестьянских дочерях. А хотят де они во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски написано: Вместо Оксенка и Максимка Микитиных по их велению Ивашко Попов руку приложил.

Ивашко Васильев Ведров сказал: Родился де он Чердынского уезду в Кулчюке. А отец ево и он были в пашенных крестьянах и съехал отец и он Ивашко на Косву и на Косве были они во крестьянах же. И после отца своего выехал он з братьями на Кунгур, а с Кунгура де он Ивашко з братом своим съехал в Далматов монастырь. И стал в том монастыре во крестьяне после переписных книг 167 году своею охотою и запись на себя писать велел. А живет де он в том монастыре во крестьянах тому есть лет з десять. А позади роспросу написано: Вместо Ивашка Ведрова по ево велению площадной окупшик Ивашко Костыляков руку приложил. Да он же сказал, что де женился на Кунгуре на Государеве дочери. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринской слободе. А позади скаски написано: Вместо Ивашки Ведрова по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил.

Онисимко Омосов сказал: Родился де он Колмогорского уезду Дувувойской волости Елецкого стану. А отец был ево и он был в той волости в Государевых пашенных крестьянах. И сшол де он от отца своего в Сибирь тому есть лет с пятнадцать. Нанят был на Тюмени в стрельцах и ис стрельцов де он занемог он отставлен. И после того сшол с Тюмени в Долматов монастырь тому есть лет с осми. И в монастыре де он ныне живет в трудниках. Работает мелнишное дело после переписных книг 167 году без записи своею охотою. А позади роспросных речей написано: Вместо Анисимка Амосова по ево велению Ивашко Иванов сын Попов руку приложил. Да он же сказал, что он де женился в Далматовом монастыре на их крестьянской жене. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски написано: Вместо Онисимка Амосова по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил.

Минка Панфилов Мороско сказал: Родился де он на Лузе, а отец де ево и он Минка скитались промеж дворы и сшол де он в Сибирь. И в Сибири де он жил Верхотурского уезду в Невьянской слободе во крестьянах лет с тритцать и здал с себя свою государеву десятинную пашню гулящим людям. Съехал в Долматов монастырь и в том монастыре живя во крестьянах тому есть лет с девяти своею охотою без записи. После перепuсных книг 167 году. А позади скаски написано: Минка Панфилов по ево велению Ивашко Кобычев руку приложил. Да он же сказал, что де он женился в Долматовом монастыре на их крестьянской жене, а хочет де он в крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу.

Исачко Родионов Левачев сказал: Родился де он в Чердынском уезде в Подачаве деревне Государева крестьянина сын. И отец ево с Руси выехал на Кунгур и на Кунгуре де был во крестьянах. А с Кунгура съехал отец ево и он Исачко в Долматов монастырь от башкирского разорения. И живет де он в том монастыре во крестьянах после переписных книг 167 году своею охотою. По записи де он же сказал, что де он женат. А хочет во крестьяне за Великим 'Государем в Шадринскую слободу. Позади скаски пишет: Вместо Исачка Родионова Офонка Голубцов руку приложил. В другом месте пишет: Вместо Исачка Родионова по ево велению Микифорко Ондроников руку приложил.

Якунка Матвеев Косинцов сказал: Родился де он Кунгурец. И отец де ево на Кунгуре был во крестьянах за Великими Государи. И с Кунгура де съехал он з братом своим с Лазарком в Долматов монастырь от башкирского разорения и живет де он в том монастыре во крестьянах после переписных книг 167 году своею охотою. Тому есть годы четыре без записи. Да он же сказал, что женат, а хочет де он во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. А позади скаски пишет: Вместо Якунки Матвеев по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил.

Меркушка Ондреев Губин (Косвинцов) сказал: Родом де он Кунгурец, а отец де ево и он был па Кунгуре во крестьянах за Великими Государи. И с Кунгуру де отец ево и он Мишка да брат ево Оска съехали в Долматов монастырь тому есть лет с восми и в том монастыре стали во крестьяне. После переписных книг 167 году и запись на себя дали охотою своею. Да он же сказал, что де он женился на казачьей дочери. А хочет во крестьяне за Великих Государей в Шадринскую слободу. И позади скаски пишет: Вместо Меркушки Губина по ево велению Меркушко Кобыляков руку приложил. Вместо Меркушки Ондреева по ево велению Никифорко Афанасьев руку приложил.

Долматова монастыря гулящие люди.

Офонка Васильев сказал: Родом де он в уезде Соля Камского в Зырянской. А отец де у него был пашенной крестьянин за Великими Государи, а пришол де он Офонка с Руси в Долматов монастырь в нынешнем во 177 году и живет де он в том монастыре ни в чем работает по обещанию охотою без записи. Да он же сказал, что он не женат и хочет де он во крестьяне за Великих Государей на Мехонине Курье. А позади скаски пишет: Вместо Офонки Васильева по ево велению Микифорко Офонасьев руку приложил. В другом месте позади же ево скаски пишет: Вместо Офонки Васильева по ево велению Микифорко Офонасьев руку приложил.

Омелка Федоров Вычегжанин сказал: Родился де на Вычегде. А отец де у него был пашенной крестьянин за Великими Государи, а он де остался от отца своего невелик. А в Долматов де монастырь в прошлом в 177 по обещанию помолитца. И ныне в том монастыре он Омелка живет ни в чем без записи охотою своею. Да он же сказал, что де он не женат, а хочет де он во крестьяне за Великих Государей на Мехонску Курью. А позади скаски пишет: Вместо Омелки Федорова по ево велению Ивашко Попов руку приложил. В другом месте позади же ево скаски пишет: Вместо Омелки Федорова по ево велению Микифорко Офонасьева руку приложил.

Ивашко Иванов Попов сказал: Родом де он Устюжанин, а отец у него на Устюге был поп. А в Долматов монастырь он пришол после переписных книг 167 году тому есть 6 год. А живет де он в монастыре ни в чем без записи охотою своею. Да он же сказал, что де он женился на Устюге Великом на государеве крестьянской дочери, а хочет де он во крестьяне за Великих Государей на Мехонску Курью. Позади скаски ево пишет: Ивашко Попов руку приложил. В другом месте позади ево скаски пишет: К сей скаске я Ивашко руку приложил.

Сенка Терентьев сказал: Родом де он Важского уезду Шенкурского городка. А отец де у него и он был пашенной крестьянин за Великим Государем. А в Долматов монастырь пришол во 177 году и жил де он в том монастыре в трудниках без записи. Да он же сказал, что де он женился в Важском уезде па государеве крестьянской дочери. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей на Мехонские курье. Позади скаски пишет: К сей скаске вместо Сенки Терентьева по ево велению Ивашко Попов руку приложил. В другом месте позади скаски пишет: К сей скаске Вместо Сенки Терентьева по ево велению Ивашко Попов руку приложил.

Микифорко Офонасьев Соколов сказал: Родом де он Устюжанин, а отец де у него был в пашенных крестьянах за Великим Государем. А привез де ево от Соли Камской старец Ефрем и жил де он Кондинского монастыря на заимке после переписных книг 167 году. И после того жил в Долматове монастыре недели з две у своего человека. А в Кондинской де заимке и в Долматове монастыре записей никаких ни в чем на него нет.

Да он же сказал, что он женился на Русе на полской девке, а та де ево жена осталась на Русе. А хочет де он быть на Мехонине курье во крестьянах за Великими Государи. Позади скаски пишет: К сей скаске Микифока Офонасьев руку приложил. В другом месте позади же скаски пишет. К сей скаске: Никифорко Офонасьев руку приложил.

Ивашко Паршуков сказал: Родом де он Чердынец, а отец де у него и он были в пашне за Великим Государем, а в Долматов монастырь пришол он в прошлом в 177 году по обещанию моего отца. А записи де на него ни в чем нет. Да он же сказал, что он женился в Губдырском стану на государеве крестьянской. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей на Мехонине Куре. Позади скаски пишет ево: Вместо Ивашка Паршукова по ево велению Никифорко Офонасьев руку приложил. В другом месте позади скаски пишет. Вместо Ивашка Паршукова по ево велению Ивашко Попов руку приложил.

Рафаиловы пустыни [крестьяне].

Лаврушка Иевлев сказал: Родом де он Вятчанин, а отец ево был нищей человек, а в Сибирь он приехал лет де тому есть з десять и жил де он Тоболского и Верхотурского уезду в слободах лет с восми. И кормитца христовым имянем. А в Рафаилову де пустыню приехал после переписных книг 167 году тому другой год. А ныне де он живет на Рафаиловой пустыне во крестьянах без записи охотою. А позади подлинной скаски пишет. Вместо Лаврушки Иевлева по ево велению Ивашко Кобыляков руку приложил. Да он же сказал, что он не женат, а хочет де он жить по прежнему за монастырем. И позади подлинной скаски пишет: Вместо Лаврушки Иевлева по ево велению Микифорко Офонасьев руку приложил.

Артемонко Ондреев сказал: Родом де он Верхотурского уезду Тагильской слободы крестьянский сын. И съехал де он Тоболского уезду в Киргипскую слободу тому есть лет з десять. А съехал из слободы от татарского разорения в Рафаилову пустынь. И после переписных книг 167 году. А жил де он в той слободе и тружается за дядю своего за вклад своею охотою без записи. И позади подлинние скаски: Вместо Артемонка Ондреева по ево велению Офонка Голубцов рук уприложил. Да он же сказал, что де он не женат, а хочет де он в Киргипскую слободу по прежнему жить к дядьям своим. И позади подлинные скаски пишет: Вместо Артемонко Ондреева по ево велению Микифока Офонасьев руку приложил.

Гришка Ондреев Вохмянин сказал: Родом де он Устюжанин с уезду Двиненин, погосту Николы на Приводинах. А отец де ево был государев крестьянин, а в Сибирь де он приехал и стал в Рафаилову пустыне во крестьяне после переписных книг 167 году тому третей год. А в крепости де в той пустыне на него ни какой нет. И позади подлинной скаски пишет: Вместо Гришки Ондреева по ево велению Офонка Голубцов руку приложил. Да он сказал, что он женился на Русе у Николы на Приводинах на государеве крестьянской дочери. А хочет де он во крестьяне за Великих Государей Тюменского уезду на Пышме реке. А позади подлинной скаски пишет. Вместо Гришки Ондреева по ево велению Микифоко Офонасъев руку приложил.

Кондинской заимки [крестьяне]

Илюшка Логинов Репницын сказал: Родом де он Вятчанин, а отец де ево был на Вятке государев пашенной крестьянин. А он де жил за отцом своим и он сшол от отца своео к Соле Камской. И у Соле Камской жил в Вознесенском монастыре в трудниках по записи на срочные годы. И он де Ильюшка из того монастыря сшол в Сибирь и пришол в Кондинскую заимку в прошлом во 177 году. И запись де на себя в той заимке дал, что ему робить за вклад полтретя года. А позади подлинной скаски написано: Вместо Илюшки Логинова по ево велению Офонка Голубцов руку приложил. Да он же Илюшка сказал, что де он не женат, хочет де он по прежнему быть за монастырем в трудниках.

И позади подлинной скаски пишет. Вместо Илюшки Логинова по ево веленью Ивашко Попов руку приложил.

 

Описание слободы Маслянской через 13 лет после ее основания

Из Переписной книги стольника Льва Мироновича Поскочина за 1682 год

Маслянская слобода на протоке. А в слободе острог стоячей, две башни с проезжими вороты в остроге церковь во имя Знамения Пресвятые Богородицы да в пределе Екатерины Христовы мученицы со всякою церковною утварью...

В Маслянской слободе деревни:

Деревня Маслянская на протоке, деревня Шушарина на протоке, деревня Ермакова на озере, деревня Верхозина на протоке, деревня Кокорина на Маслянской протоке, деревня на протоке Прыговской, деревня Береговая на речке Худей, деревня за рекою Исетью над речкою Барневкою.

Да в нынешнем во 190-м году июня в 25-й день били челом великому государю, а на досмотре земель Масленские слободы драгуны и беломесные казаки и пашенные крестьяне Бориско Яковлев, Данилко Давыдов, староста мирской Петрушка Шушарин и все крестьяне, а писцу Льву Мироновичю Поскочину подали челобитную за своими руками. А в челобитной их написано: в прошлом во 177-м году построена вновь Масленская слобода над озером от реки Исети в дву верстах. А в государеву десятинную пашню заложных земель отведено мало, пахать негде. И по государевы хлебные запасы дощаники под слободу подойти нельзя. И собинных заимок занять и деревнями селитца на слободской стороне негде. И по указу великого государя и по тобольской памяти велено владеть Масленской слободы жителем по Исете реке рыбными ловлями и пахотною землею по Лебяжью курью, а вверх до Худой курьи. А за Исетью рекою против их слободы отводных земель против иных слобод нет. И великий государь пожаловал бы их, велел под свою государеву десятинную пашню и под собинные их пахоты против слободы за Исетью рекою по нижную сторону Барневы речки до Осиновские вершины, вниз по Осиновке речке по обе стороны отмежевать им к Масленской слободе. А по письму и по досмотру Масленская слобода вверх по Исете реке на правой стороне Мехонинские слободы от деревни Плоской Ивашка Кокина с товарыши в десяти верстах. И с тою мехонскою деревнею Плоскою в межах Масленские слободы деревня Прыг, пашни пашут и сена косят в ряд. А от Прыга деревни до Масленской слободы поселены четыре деревни: Кокорина, Верхозина, Шушарина, Масленская. И с тех деревень пашни пашут и сена косят на той же стороне реки Исети. И пашнями и сенными покосы тех деревень крестьяном утесненье большое. Да в тех же местех с масленскими крестьяны в межах земли из деревни Ичкины тобольского юртовского татарина Абдышка Сейдяшееа з братьями. А от Масленские ж слободы вверх по Исете реке к Шадринской слободе деревни Погорелки с крестьяны пашнями ... ж и земель под пашнею небольшое. А в Масленской слободе поселились в государеву десятинную пашню крестьяне многие. А Барневская слобода за рекою Исетью выше устья Барневы речки версты з две. А тое Барневские слободы слободчик Федка Мазахин под ту слободу к себе в чертеж написал верст на тритцать и больши. А в той Барневской слободе крестьян малолюдно и земель у них в лишке много. И по указу великого государя для утесненья земель и сенных покосов отведено Масленские слободы под селидьбу и под скотские выпуски и под пашню драгуном и беломесным казаком и пашенным крестьяном за рекою Исетью против слободы земли и сенные покосы. А межа той отводной земле за рекою Исетью против устья Рахманской курьи от реки Исети сухой лог на зарешной стороне. Да тем логом вверх на дуброву на татарское кладбище. А с татарского кладбища прямо на полдень на березовые колки. На правой стороне земля Барневские слободы, а на левой стороне земля Масленские слободы. А с нижную сторону от речки Осиновки вверх до вершины. А на устье Барневы речки Барневские слободы на отводной земле поселились Масленские слободы крестьяне Назарко Яковлев, Ивашко Качесов с товарыщи. И по указу великого государя велено с той земли на отводную землю им Назарку с товарыщи ехать вниз по Исете реке на той же стороне ниже Сухово баяраку к речке Осиновке и ту землю очистить Барневские слободы жителем. А что под Барневскою слободою против слободы на зарешной стороне луги, а на тех лугах сенные покосы косили из Масленские слободы драгуны и беломесные казаки и пашенные крестьяне, и теми сенными покосы лугами для близости по указу великого государя велено владеть крестьяном Барневские слободы. А Масленские слободы крестьяном о тех сенных покосах отказано.

И всего по письму в Масленской слободе и в деревнях пашенных крестьян семдесят один двор. У них детей и братьи и племянников сто пятдесят семь человек. Государевы десятинные пашни по старому окладу пашут тринатцать десятин без полполполчети в поле, а в дву по тому ж. Да из окладу выложено десятина с полудесятиною без полполполчети в поле, а в дву по тому ж. А тем крестьяном велено быть в драгунех. А вновь тое слободы на крестьян на собинные их лишние пахоты и по семьям и по пожитком государевы десятинные пашни к старому окладу прибавлено тринатцать десятин с четью и полполчети и полполполчети в поле, а в дву по тому ж. Да вновь приискано крестьян в десятинную пашню, которые здав пашню живут своими дворами, сорок пять дворов. У них детей и братьи и племянников семдесят семь человек.

Государевы десятинные пашни вновь на них наложено девять десятин и полполполчети в поле, а в дву по тому ж. Да вновь приискано захребетников в денежной оброк десять человек. Оброку на них наложено четыре рубли тритцать алтын. Пять мельниц; оброку платят дватцать шесть алтын две деньги. А вновь на те мельницы прибавлено рубль пятнатцать алтын. Да вновь приисканы три кузницы. Оброку наложено дватцать пять алтын. С рыбных ловель оброку платят дватцать четыре рубли осмнатцать алтын две денги.

 

При написании данного текста использованы документы Российского Государственного архива древних актов (РГАДА):

1. РГАДА, ф.214, оп.1, д.535, листы: 54, 54об, 57об, 58, 58об, 59, 59об, 60об, 61об, 62об, 63, 64об, 65, 66, 66об, 69, 69об, 70, 70об, 74об, 75, 75об, 80, 80об.

2. РГАДА, ф.214, оп.5, д.261, листы: 1091, 1142, 1142об, 1143, 1143об, 1144, 1145, 1145об, 1658, 1658об, 1659, 1659об, 1660.


Подготовили к публикации члены УИРО и УГО – Несмеянов Евгений Ефросинович и Несмеянов Сергей Евгеньевич (г. Шадринск). Под редакцией члена ЗГО Шевцова Владимира Всеволодовича.

Впервые опубликовано в книге «Село Маслянское на реке Исети». Шадринск, 2009.



[1] ПОСКОЧИН ЛЕВ МИРОНОВИЧ – стольник, известный "писец" конца XVII века, автор дозорных книг Верхотурского и Тюменского уездов. В начале 1680 г. Поскочин был отправлен из Москвы в Сибирь для описания шести уездов — Верхотурского, Пелымского, Туринского, Тюменского, Тобольского и Тарского – с целью проверки правильности землевладения и обложения земель "десятинной пашней", "оброчным хлебом" и "денежным оброком"…

[2] НАКАЗНАЯ ПАМЯТЬ (наказ), - инструкция, составлявшаяся в московских приказах или местных учреждениях России в конце 16 - начале 18 вв.

[3] МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVII века, находящаяся в феодальном владении православной церкви (Информация из Википедии – свободной энциклопедии).

[4] До 1700 года летоисчисление в России велось «от сотворения мира». Новый год начинался 1 марта, а с XV века – 1 сентября. Разница с современным летоисчислением 5508 лет (если событие произошло до 31 августа) и 5509 (если после 31 августа). Таким образом,. 177 (7177) год соответствует 1668/1669гг. «от рождества Христова».

[5] ПУСТЫНЬ – монашеское поселение.

[6] «Взять их, Долматовы пустыни, за великих государей...» – монастырских крестьян перевести в государевы.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites