kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Утятское село » Первопроходцы. Слобода Утяцкая и ее жители

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Первопроходцы. Слобода Утяцкая и ее жители

Утяцкая слобода – одно из самых ранних русских поселений на территории нынешней Курганской области. О первых годах ее существования до сих пор почти ничего не было известно. Автору удалось отыскать в Российском государственном архиве древних актов ценный исторический материал.

Раскольники

Около 1680 года. Федор Иноземцев начинает в верховьях реки Тобол строительство Утяцкой слободы.

1682 год, 27 апреля. Умирает царь Федор Алексеевич. На русском престоле воцаряются Петр и Иоанн Алексеевичи.

Слободчик Иноземцев со старцем Авраамием заводят в Утяцкой слободе раскольническую пустынь. Вскоре слобода становится центром старообрядческого движения. Сюда начинают стекаться раскольники. Они отказываются присягать в верности престолу. Тобольский воевода князь Голицын требует от них объяснений. В особой сказке раскольники излагают причины произошедшего, добавляя ко всему, что «и впредь они Великим государям креста целовать не хотят».

Для переговоров из Далматовского монастыря приезжает игумен Исакий и пытается вразумить раскольников, но те отказываются с ним разговаривать. Заговорщики во главе с Федором Иноземцевым «обводят дороги мимо Царева Городища», по которым в Утяцкую слободу собираются старцы и приверженцы старой веры вместе с женами и детьми.

Ситуация принимает политический характер. Воевода велит приказчикам по всем дорогам поставить заставы и никаких людей в Утяцкую слободу и обратно не пропускать, а в случае поимки задерживать и присылать в Верхотурье или Тюмень. Для подавления выступления раскольников правительство посылает крупный отряд «тюменских служивых людей, литвы и конных казаков» численностью 150 человек во главе с Петром Титовым сыном Текутьевым.

Декабрь 1682 года. Карательные отряды окружают Утяцкую слободу со всех сторон, но попытка взять бунтовщиков штурмом оканчивается массовым самосожжением (гарью) старообрядцев. В ходе операции были пойманы семь старцев, которых отправили в Тобольск. Там они были расстрижены, подверглись пыткам и вскоре «померли».

На картографических чертежах С. У. Ремезова на правом берегу Тобола против места нахождения Утяцкой слободы отмечено урочище «Погорелка».

Год 1685/1686. Бывший слободчик Белоярской-Иковской слободы Кондратий Кондратьев сын Замятнин строит на реке Каме (Каменке) Камыцкую слободу. В ней было шесть дворов (всего 19 человек мужчин). Вместе с Замятиным в слободе находится писчий дьяк Василий Васильев сын Скорняков.

«Велено строить вновь...»

Год 1686/1687. Слободчикам Федору Васильеву и Василию Степанову Возмиловым «велено строить вновь слободу на речке Утяке», в месте впадения ее в реку Тобол. В Утяцкой слободе пять дворов (всего 17 человек мужчин). Два двора слободчиков, два – беломестных казаков и двор оброчного крестьянина. Вскоре слободу разоряют.

Между 1687-1690 годами. Воевода А. Головин велит Игнатию Репину «заново строить Утяцкую слободу».

Лето 1691 года. Воровские воинские люди полностью разоряют Утяцкую и Камыцкую слободы. Погибают приказчик, много беломестных казаков и крестьян. Около двухсот человек захвачено в плен.

1692 год, 15 февраля. Крестьянам Тимофею Игнатьеву сыну Репину и Антону Иванову сыну Меншикову дают разрешение на строительство Новой Утяцкой слободы.

«… В 1692 году в июне месяце, пришед безвестно, воинские козачьи орды татары и каракалпаки вверх Тобола реки на деревни слободы Царева Городища, и развоевали Утяцкую слободу, дворов с двадцать. Многих крестьян побили, а жен и детей с собою увезли. И за ними гонялись сотник да сто человек беломестных козаков, и догнали их от Царева Городища в ближних местах. И на том бою от тех воровских воинских людей убит сотник да с ним сорок человек козаков. Да за ними же гонялись тобольские дети боярские, и конные козаки, и тюменцы, и татары, и слобоцкие беломестные козаки сот с шесть, а достичь их воровских воинских людей не могли…».

По мере того как русские осваивают верховья Тобола, набеги кочевников повторяются почти каждый год.

1693-1697 годы. Слободские крестьяне распахивают землю, строят первые заимки. Первыми жителями слободы были крестьяне Меншиковы, Репины, Завьяловы, Охохонины, Шмаковы, Предеины, Серковы и Галишевы. Вскоре на местах заимок возникают деревни, названные по фамилиям своих основателей.

1696 год. Из Тобольска на береговую службу послан отряд, состоящий из 46 детей боярских и 23 конных казаков. Отряд возглавляет тобольский дворянин Андрей Кляпиков. В отряде находятся братья Семен и Никита Ремезовы. 29 апреля ратные люди прибывают в Ялуторовскую слободу, затем двигаются в Царево Городище, куда добираются 20 августа. После направляются в село Воскресенское, и 2 сентября достигают Утяцкой слободы.

Чуть позже С. У. Ремезову дается задание ехать по Тобольскому уезду по рекам и слободам и, описав окрестности, составить чертеж. Благодаря его стараниям мы имеем Хорографическую чертежную книгу. В ней изображены слобода Утяцкая, расположенные вокруг нее урочища, деревни и мельницы.

Храм

К 1700 году к Утяцкой слободе были приписаны следующие деревни. По реке Тоболу, где устье Лебяжьего истока, находилась Серкова. По всей вероятности, она исчезла из-за разорения кочевниками. По реке Юргамыш стояли Галишева, Предеина, Шмакова, Меншикова и Охохонина (на устье). На степной стороне (на правой стороне Тобола) находились деревни Завьялова (Завьялкова) и Предеина. В 1699 году из-за частых набегов кочевников было принято решение «со степи из деревень и заимок крестьян свесть в слободы». После этого правобережные две деревни исчезают. Из слободы была дорога на Окуневскую слободу и к селу Воскресенскому.

В середине девяностых годов в слободе строится однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая. Впоследствии церковь перенесена на другое место. Историк Николай Абрамов, описывая церкви, находящиеся в центральной части современной Курганской области, уточнял: «Церкви большей частью были крестообразные: крыльца, паперть, трапеза или зимняя церковь с алтарем на правой стороне, затем летняя церковь, менее трапезы, и особо устроенный к востоку алтарь. Крыши на церквях были шатровые или со скатами, у спусков кровли вырезки фигурные. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуйчато. Кресты на главах восьмиконечные деревянные или железные.

Входные крыльца были высокие о несколько ступеньках, крытые епанчей или скатами на две стороны. По обоим бокам крыльца были балясины точеные или решетки. В паперти на правой стороне в стене по деке, длиной около трех, шириною двух с половиной аршин и изображение Страшного Суда Христова. Окна были косящетые, небольшие, прямые или кверху полукруглые. Оконницы, особенно XVII столетия, равно кивоты для икон и выносные фонари были из слюды. Иконостасы состояли из поклона (местные иконы) и вверху из двух или трех ярусов, в коих изображались Пророки, Праотцы и Апостолы. По двум стенам иконы на полках с фигурно вырезанными карнизами. Иконы писались на досках с наклеенною на них Левкашеной холстине, обкладывались по сторонам медью или басмяным с позолотою.

Венцы и гривны были медные или серебряные, чеканные или басмяные. Ризы на иконах медные, с левой стороны резцом прочерченные. Сосуды церковные большей частью были оловянные. Одежды священнослужителей в XVII столетии были кумачные, выбойчатые китайчатые и отчасти из шелковых материй. Богослужебные книги большей частью рукописные. Колокольни строились особо от церкви. Они были в несколько ярусов круглые, иногда шести- и восьмигранные, выше самих церквей. Верхи колоколен были круглые шатровые или пирамидные, крытые гладью или чешуйчато».

В октябре 1700 года драгунский полковник Давид Яковлевич Мейн получает приказ «ехать по Тоболу и по Миассу рекам и на тех реках слободы осмотреть и описать круг тех слобод реки, и озера, и леса. И есть ли в тех слободах пашенные земли и сенные покосы и иные какие угодия. И всему тому учинить чертеж».

Вблизи слободы рос бор. Пашенных земель и сенных покосов было в изобилии. На территории слободы было множество речек и озер. Крестьяне, кроме сельского хозяйства, занимались рыболовством и охотой. Граница Утяцкой слободы и Царева Городища проходила по речкам Утяк и Юргамыш.

Фамилии старожилов

Охохонины. Ведут свой род от Никифора Охохонина, который родился около 1645 года. Трое его сыновей, Павел, Федор и Давид, родились в Чубаровской слободе. В1680 году жили «во крестьянах» на речке Шаве в деревне Шадриной. У старшего из братьев, Павла, был сын Лука. Павел владел мутовчатой мельницей на речке Шаве. В конце семнадцатого века на левом берегу Тобола ими была основана деревня Охохонина. В 1710 году все Охохонины жили в деревне Барабинской (впоследствии ставшей селом Успенским).

Предеины. В 1637 году крестьянин Исаак Васильевич Предеин поселился в Киргинской слободе. Родился он в Важском уезде Ростовской волости. Вскоре на речке Кирге появляется деревня Предеина. В 1680 году у Исаака было шестеро сыновей. Одного из них звали Никон. Вместе с племянником Кузьмой Афанасьевичем Предеиным и его детьми Василием, Андреем и Савой они стали одними из первых поселыщиков Утяцкой слободы.

Репины. Происходят от Игнатия Репина, под его руководством у реки Пыщмы была построена Угецкая слобода. Его дети Артемий и Тимофей родились в Нижней Ницынской слободе. В 1680 году были беломестными казаками в Угецкой слободе. В 1692 году Тимофей Игнатьевич Репин стал слободчиком в Утяцкой слободе. Утяцкие Репины являются его родственниками.

Серковы. Предком этой фамилии был Лука, родившийся около 1620 года. Известны его сыновья: Григорий, Гаврила, Харитон и Евтихей. Все они родились в Киргинской слободе и жили в деревне Серковой на речке Иленке. Старший сын Григорий родился около 1640 года в 1680 имел мельницу. Его дети, Ерофей и Алексей, в концеXVII века переселились в Утяцкую слободу. В 1702 году Алексей Григорьевич сделал вклад по родителям в Далматовский монастырь. В конце XVII века на Лебяжьем истоке, возле Белянина острова, появляется деревня Серкова. Просуществовав несколько лет, она исчезает. Впоследствии в первой половине 18-го века в Утяцкой слободе Серковыми было основано еще две деревни.

Новогородовы. В переписных книгах 1621 года говорится, что на реке Мугае в 79 верстах от города Верхотурья у пашенных крестьян братьев Петра и Ивана Новогородовых была заимка. Петрушка Но-вогородец торговал хлебом «на дватцать рублей в год». «Пашню пахать и сено косить» братья начали с 1618 года. В переписи 1640 года в Новой Ирбицкой слободе Гришка Петров Новогородов был в пашенных крестьянах. В 1666 году среди ирбицких оброчных крестьян значится Алешка Григорьев Новогородов, «а у него сын Карпушка десяти лет да брат Офонка дватцати лет». Вскоре Новогородовы переселяются в Утяцкую слободу.

Меншиковы. Меншик – младший (сын или брат) в семье. Фамилия является самой распространенной в Курганской области. В конце XVII века в Утяцкой слободе жили два рода Меншиковых. Оба рода переселились из деревни Меншиковой (на реке Вязовке), относящейся к Чубаровской слободе. Пять сыновей слободчика Антона Ивановича основали деревню Меншикову на реке Юргамыш. Дети Федора Яковлевича Меншикова жили в самой слободе.

Шмаковы. Происходят от Никиты Шмака, «казанского переведенца». В 1624 году он и двое сыновей, Сидор и Анцыфер, жили в Невьянской слободе, в деревне на Ключе (Ключевской). В 1645 году крестьянин деревни Ключевской Евсевий Сидоров присягает новому царю Алексею Михайловичу. У его сына Савелия Евсевьевича Шмакова было шестеро сыновей. Они стали одними из самых первых посельщиков Утяцкой слободы. Вскоре на месте заимки Шмаковых на речке Юргамыш возникает деревня с одноименным названием.

Завьяловы. Фамилия образована от древнерусского неканонического имени Завьялко (в народной этимологии – вялый человек). Ведут происхождение от Логина Павловича Завьялова, крестьянина Киргинской слободы, жившего в деревне Завьяловой на реке Юрмыче. Сейчас – село Завьяловское Талицкого района Свердловской области. В конце семнадцатого века сыном Логина Гаврилой была основана деревня Завьялова. Из-за частых нападений кочевников было принято решение деревню оставить, а жителей перевести в Утяцкую слободу. После на протоке Быстрой они основали деревню Завьялову.

Галишевы. Род происходил от Михаила Максимовича Галишева, крестьянина Киргинской слободы. В Утяцкой слободе Михаил Максимович основывает деревню Галишеву (Галищеву). В двадцатых годах восемнадцатого века род Галишевых по мужской линии прерывается.

Примечания.

1. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.1. Л.1-100 об. Переписные книги 1621 года.

2. РГАДА. ПИСЦОВАЯ КНИГА ВЕРХОТУРСКОГО УЕЗДА Михаила ТЮХИНА 1624 г.

3. ТГИАМЗ. КП 12692. Перепись 1666 г.

4. РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261.

5. Переписная книга Тобольского уезда переписи Льва Поскочина 189 (1680/81), 190 (1681/82) и 191 (1682/83) гг.

6. Переписная книга дворов Тобольского уезда. РГАДА. Ф.214 опись 1 часть 8 дело 6894 (1689г.?). (Перепись датирована по времени пребывания в Тобольске письменного головы Ивана Денисовича Спешнева).

7. Хорографическая чертежная книга 1697-1711 годов С.У.Ремезова.

8. Перепись Василия Турского (1710 год). РГАДА. (г. Москва) Ф.214 оп.1 д. 1526.

9. Никитин Н.И. Сибирская эпопея 17 века. -М, Наука., 1987.

10. РГАДА. Ф.214. Кн.1617. (1720 год).

11. Тобольские губернские ведомости. 1860. № 6. 13 февраля. (ГАКО. СИФ. Л. 109 об.).

12. Н. Абрамов. Слобода Царево Городище с окрестностями.

13. Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. (Вып. 1. Т. 1, 2; Вып. 2. Т. 2). Издание Уральского университета.

14. ГАКО Ф. 75 оп. 1 дела 4, 31 (Утяцкая Богоявленская церковь с приделом во имя Николая Чудотворца).

15. История Курганской области. (Пузанов В. Д.) Т. 7, лист 108.

Опубликовано:

Зыряновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции "IV Зыряновские чтения". Курган, 22-23 нояб.2006 г. – Курган, 2006. – С. 38-39.

Материалы 6-й Уральской родоведческой научно-практической конференции (10-11 нояб. 2006 г, Екатеринбург).– Екатеринбург, 2012.-С. 152-158.

Курган и курганцы. – 2007. – 1 февраля – С. 7.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites