kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Гладковское село » Подкорытова Л.Г. Сказание Анастасии

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Подкорытова Л.Г. Сказание Анастасии

(Из сборника "Зауральская генеалогия I". Курган, 2000).

 

                                                  Время!

                                                           Смири жестокость.

                                                  Костры

                                                            в ночи отпылали,

                                                  Но ими

                                                             согрета память.

1. И было писано прошенье...

Многое знала и сказывала о роде нашем старшая мамина сестра Анастасия. Судьбе было угодно отвести мне лишь месяц общения с ней. Было мне в ту пору всего тринадцать лет. Жаль, многое прошло мимо... И все же Анастасия оставила в душе моей свет на всю жизнь. Хлопотливая, всегда в работе и заботе, она с детства и до последних дней своих несла любовь к песне и доброе слово о наших предках. Остался в памяти моей сказ Анастасии о нашем роде Гладковых: “Село Гладковское от нашего корня пошло. В ту пору рукой нашего предка было писано прошение в Тобольск на разрешение строительства выселка. Разрешение было получено. Первые тропки в селе наши топтали и первые дома наши ставили. Вначале был небольшой выселок, а после с России переселенцы нахлынули, и с малого выселка Гладковского разрослось большое село”.

2. И вырыл Савушка землянку

Еще одно народное сказанье, связанное с образованием села Гладковского, довелось мне узнать из небольшой заметки Н. Бакина в газете “Притоболье”. Вот какое сказание было записано им со слов пенсионера К.П.Родионова в конце 60-х годов: “В начале ХIХ века из деревни Камыши (теперь Куртамышского района) был изгнан Савушка Гладков за “волшебство”. Долго скитался Савушка-волшебник по необъятным просторам края и, наконец, осел, вырыв себе землянку в овраге. К Савушке пришли другие изгнанники. Так положено начало поселению, которое стало называться Гладковкой” (1, 2). А теперь обратимся от сказаний к документам того давнего времени.

3. Архивных документов строй

Немало зауральских сел носит фамилии своих основателей. Об одном из них, селе Банщиково, что находится недалеко от села Гладковского (оба ныне в Притобольном районе), нашла любопытное упоминание в переписке межевания земель в Западной Сибири господина Будберга с землемером Медведевым. В 1846 году, указывая границы размежевания участков, предназначенных для  поселения казенных крестьян, землемер сообщает, по сути дела, фиксирует исток образования села: “место селения имеет быть на левом берегу речки Алабуги или на колодцах при избушке Банщикова” (3). Очевидна похожесть истоков образования двух сел: села Гладковского – от землянки Гладкова  и села Банщикова – от избушки Банщикова. В ту пору крестьяне жили большими разросшимися семействами и, в случае отъезда на новые, дальние земли, обычно снимались с обжитых мест сразу по несколько семей, находившихся в близком родстве. Так они и селились на новых необжитых землях. Вот как об этом говорит в своих трудах известный  исследователь конца ХIХ века Н.О.Осипов: “Из расспросов крестьян оказывалось, что каждая фамилия считает себя “однопородной”, т.е. происходящей от одного родича, иногда даже прибавлялось, что “нашего корню много и в других волостях” и это оказывалось справедливым” (4). Так было и с большим семейством Гладковых. С давних времен жили они на Псковской земле. Свидетельство тому деревня Гладкова в Вязовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии. (5). Безземелье вынудило большое семейство Гладковых отправится в дальний, трудный путь:

Как далече-далеченько, да еще того далее

Пролегала дороженька на восход солнца красного.

Пролегала дороженька за леса, за дремучие,

За те горы Уральские, да за степи раздольные.

Как по той по дороженьке покатились повозочки

В те края чужедальние, в те края незнакомые.

Покатились повозочки за наделами добрыми,

Покатились крестьянские за землей хлебородною.

За землей хлебородною, за великой заботою.

За великой заботою, за тяжелой работою.

И звучали в пути песни тихие, звонкие.

И звучали слова те прощальные, горькие:

- Одолела нас долюшка безземельная, тяжкая,

Погнала горемычная в те края необжитые.

Ах, родное село, никогда нам не свидеться.

В добром сне, может, милое, ты и привидишься.

Так кричи нам во след, петушок, перо жаркое,

Маши крыльями, мельница, на высоком пригорочке.

Ты прости нас, прощай, родное Гладковское.

Ты прости нас, родная сторонушка Псковская.

Великий путь переселения... Да, великий, потому как вступали на него крестьяне с великой надеждой и жаждой свободы и земли. Великий, потому, как связывал он дальние края, разделенные огромным пространством. Великий, потому как каждый отдавал ему великую дань,  самое ценное – свою жизнь или жизнь своих близких. В этом убеждаешься, перелистывая страницы именного списка переселенцев, причисленных в Курганский округ. В списках значатся крестьяне мужского пола, так как только на них шло нарезание земли. И даже в этих половинчатых списках семей, почти в каждой против того или иного крестьянского имени можно видеть короткое, роковое – “умер”(6). И, наконец,  великим называю этот путь еще и потому, что начинался он с великого обрыва. Обрыва большой ветви семейств с родового дерева:

                                                      Обрыв.

                                                               Безмолвие...

      Горсть

                          пепла,

                                                расскажи,

             Как дерево

                                           шумело.

С высоты прошедшего времени стали так ощутимы и понятны большие потери этого обрыва, но эта тема для отдельного разговора. Вернемся же к семейству Гладковых. Волею судьбы семьи четырех братьев Гладковых – Ефима, Емельяна, Андрея и Ивана попали в наши зауральские края и все поселились в деревне Вершино-Алабуге Нижне-Алабугской волости Курганского уезда (7).

13

Со временем семьи стали разъезжаться по разным селам. Первыми  покинули  Вершино-Алабугу сыновья Ивана – Павел, Фокей и Филимон, поселившиеся в Ялымской волости, согласно указу Тобольской  казенной палаты за № 10602 от 15 ноября 1850 года. По этому же указу семьи других двух братьев Емельяна и Андрея переехали в село Гладковское Нижне-Алабугской волости (8). Интересно, что внуком Андрея Гладкова, согласно ревизской сказки 1858 года, был Савелий Сергеевич Гладков. Предполагаю, что о нем  и идет речь в народном сказании, так как из описи крестьян явствует, что он был единственным Савушкой, других крестьян с этим именем не значится. Деда и отца его в то время уже не было в живых, не было у него ни жены, ни детей. Это, видимо, и позволяло ему быть свободным к перемене мест (9). Любопытно, что Тобольские указы  порой не поспевали за течением крестьянской жизни. Так, по ревизской сказке 1858 года Гладковых переводят указом за № 10602 от 15 ноября 1850 года из деревни Вершино-Алабуги в Гладковское и этим же указом от этого же числа из волостного села Нижне-Алабугского в Гладковское (10). А фактически архивные документы свидетельствуют, что эта семья Гладковых уже в 1846 году проживала в выселке Гладковском (11). Кстати, в документах 1845-1847 годов Гладковское значится еще не как село, а как выселок села Нижне-Алабугского (12).

Но обратимся к семье одного из четырех братьев – Гладкова Емельяна. Сын его Василий Емельянович Гладков 1783 года рождения, снискавший уважение и доверие сельчан, был поверенным по межевым делам от выселка Гладковского, о чем и  повествует документ, датированный 2 сентября 1846 года (13). А избирались на сельских сходах в поверенные старожилы, как указывалось “безукоризненного поведения”. Сын Василия Емельяновича – Федор Гладков с 1820 года рождения, владел грамотой, о чем свидетельствуют архивные документы. Так, 5 сентября 1861 года, он избирается заседателем по челобитиям. Его рукой пишется прошение от крестьян о строительстве церкви в селе Гладковском, а также им вносится пожертвование на строительство церкви – 10 рублей серебром (14). В брачных обысках 1870 года часто встречается его подпись: “За поручителей по безграмотству и их личной просьбе руку приложил крестьянин Федор Гладков” (15). Как видим, документы явствуют, что Гладковы, отец и сын, принимали самое живое участие во всех важных делах села. Все вышеизложенное дает основание предположить, что в начале 40-х годов Гладковы: Савелий Сергеевич – по сказанию Савушка, отец и сын – Василий Емельянович и Федор Васильевич могли быть причастны к образованию села Гладковского. Предполагаю, что каждый из них внес свой вклад: Савелий Сергеевич выбрал место и построил на берегу оврага первую землянку. Василий Емельянович, видимо, был хорошим хозяином, пользовался большим доверием  крестьян. Возможно, по его инициативе и было написано рукой его сына Федора прошение в Тобольск на разрешение строительства выселка Гладковского.

4. Рукой прадеда написанное слово

Из разросшегося большого семейства Гладковых дольше всех в Вершино-Алабуге проживала семья брата Ефима. Лишь в 1882 году внук его, мой прадед по материнской линии – Афанасий Абрамович Гладков, 1837 года рождения с женой Акулиной Фадеевной, в девичестве Баютовой, 1835 года рождения с детьми переезжает, согласно указу Тобольской Казенной Палаты за  № 9602 от 18 августа 1882 года на новое местожительство во вновь создаваемую в Башкирской волости деревню Менщикову (ныне село Менщиково  Половинского района, (схема 1)). Среди его детей был  и мой будущий дед Созонт. В 1882 году – еще шестнадцатилетний паренек. Вместе с семьей моего прадеда Афанасия Абрамовича со своими семьями по этому же указу переезжают и его братья: старший – Петр Абрамович, 1812 года рождения и младший – Алексей Абрамович, 1840 года рождения (16).

14

Сазонтий Афанасьевич Гладков. Курган, 1913. Фото А.И. Панкратьева.

Далеко не каждому выпадает счастье прикоснуться к листу бумаги, который более сотни лет назад держал в своих руках прадед. А если еще этот лист бумаги является актом образования села, и к тому же фамилия прадеда открывает список уполномоченных от общества крестьян, то понятно, какое большое волнение испытала я, знакомясь с этим документом. И еще одна радостная находка – в конце акта за себя и безграмотных сельчан рукой моего прадеда написано: “По безграмотству их и за себя расписался Афанасий Абрамов Гладков” (17).

15

16

И случилось это важное в истории села событие 28 августа 1888 года. Итак, Гладковы вместе с другими сточетырьмя крестьянскими семьями стояли у истоков образования села Менщикова. Права была Анастасия:

- Первые тропки наши в селе топтали и первые дома наши ставили... И ведомо, топтали на Псковской земле в деревне Гладковой, в Зауралье в селе Вершино-Алабуге,  в селе Гладковском и в деревне Менщиковой. А сколько еще не ведомо... На карте Курганской области несколько деревень носят названия, совпадающие с фамилиями моих далеких предков, и как знать... Так моя прабабушка по линии отца – Анна Федоровна из рода Першиных (18). В Мокроусовском районе есть село Старо-Першино, в Далматовском районе на реке Тече – село Першинское, а в Белозерском – Першино. В Каргапольском районе – село Колмогоровское,  в Кетовском районе – село Старо-Комогорское. 19 февраля 1816 года Татьяна Ивановна  Комогорцева стала женой моего пра-пра-прадеда Герасима Григорьевича Подкорытова (19). В Белозерском районе – село Пьянково. Из рода Пьянковых вышла моя прабабушка Ульяна Терентьевна (20). В Далматовском районе есть деревня Подкорытова – это моя фамилия, фамилия моего сына и внука, с этой фамилией жил на земле Зауральской и мой пра-пра-пра-прадед Григорий (21). Из сказанного ясно – огромен мир еще не познанного... Давно уже нет Анастасии Созонтовны Гладковой, но слово, светлое слово ее сказов, услышанное мною в детстве живо, дало толчок к поиску и обрело реальные  факты в исторических  документах.

Примечания

1.Балакин Н. Почему Гладковка, отчего Ершовка? // Притоболье, 18.06.1968.

2.Земля Курганская: прошлое и настоящее. - Курган, 1995, С.107.

3.ГАКО, ф.245, оп.1, д.585, л.50.

4.Осипов Н.О. Экономический быт государственных крестьян Курганского округа Тобольской губернии. Т.2, СПб, 1894. С.40-41.

5.ГАКО, ф.175, оп.1, д.132, л.36,38.

6.ГАКО. ф.175, оп.1, д.132.

7.ГАКО. ф.130, оп.1, л.365-366.

8.Там же.

9.Там же.

10.Там же.

11.ГАКО, ф.245, оп.1, д.585, л.55.

12.ГАКО, ф.245, оп.1, д.585, л.18.

13.ГАКО, ф.245, оп.1, д.585, л.55.

14.ГАКО, ф.235, оп.1, д.27.

15.ГАКО, ф.162, оп.1, д.1.

16.ГАКО, ф.245, оп.1, д.1166, л.8.

17.ГАКО, ф.245, оп.1, д.1166, л.23-24.

18.ГАКО, ф.235, оп.6, д.102, л.1103.

19.ГАКО, ф.235, оп.6, д.18, л.224.

20.ГАКО, ф.235, оп.6, д.77, л.13-14; ГАКО, ф.235, оп.2, д.189, л.537-538.

21. ГАКО, ф.235, оп.6, д.37, л.413; ГАКО, ф.235, оп.6, д.21, л.227.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites