kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Варварина деревня » Ещё раз о Варвариной деревне

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Ещё раз о Варвариной деревне

Недавно мне посчастливилось познакомиться с интересным человеком – Владимиром Григорьевичем Вахтиным, земляком, очень увлеченным своим делом, одним из немногих, серьезно занимающихся историей Половинского района. Он рассказывал, чем занимается, что интересное нашел. И вот он говорит, что нашел в Половинском районе «Варварину деревню господина Розинга» - деревню крепостных крестьян. Я очень удивилась, что деревня эта была недалеко от Байдаров, но о ней никто не знал и не рассказывал. Потом прочитала статью Владимира Григорьевича об этой деревне в газете «Вестник района» и в ежегоднике «Зыряновские чтения». Когда сама работала в архиве с церковными документами, то нашла список жителей этой деревни в исповедных росписях Черемуховской церкви рядом с байдарцами. Прочитала и поняла, что большинство жителей Варвариной деревни переселились в последующем в Байдары, и многих из потомков этих людей я знаю, то есть сказка о забытой деревеньке переросла в реальность, в реальных людей. Мне захотелось продолжить поиски по дальнейшей судьбе жителей этой деревни и написать о них.

Хозяином Варвариной деревни был Розинг Иван Петрович, коллежский советник, первый городничий г.Кургана с 1782 года. Он был незаурядным человеком, сделал себе хорошую карьеру, проявил себя и на военной службе, и на государственной. Он был выходцем из голландского рода, привезенного в Россию Петром I. В Кургане он устроился хорошо, имел лучший дом. Но и на землях Курганской округи хотел иметь прибыль. Деревень у него было минимум две: одна возле оз.Лукино, другая у оз. Марай. В Тобольском архиве я нашла интересный документ о том, что Розинг обращался в Тобольскую казенную палату с прошением о получении в пользование земель в Курганской округе в январе 1802 года. В казенной палате были сомнения на счет разрешения, документы передали в Тобольское губернское правление, где этот вопрос и рассматривался. Вот отрывок из обсуждения прошения Розинга: «В Курганской округе под номером 22 пустопорожние, степные и солонцопашенные места по отдалённости от жительства или по неудобности не были никогда разработаны и ныне остаются незаселёнными и никакой пользы казне не приносят. Ежели те пустопорожние места к заселению государственных крестьян излишни или бесполезны, то просим их отдать ему (Розингу) до срока на 12 лет для скотоводства и хлебопашества его людьми, с имеющимися в середине того места небольшими озёрами называемыми - Марай и Байдар и сенными покосами, с платежом всякий год в казну оброка по 5 рублей» (1). Рассмотрение этого вопроса проводилось очень тщательно, выяснялись все подробности: есть ли в этих местах населённые пункты, с какими волостями границы, какое расстояние до пограничной линии. Считалось, что оно составляет 20 вёрст, а в этой зоне могли селиться только отставные военные.

На место был направлен землемер Ялуторовского уезда Монгазеев, который сделал план участка, определил расстояние от пограничной линии, оно оказалось больше, составляло 60 вёрст. Просимые земли Розингу были предоставлены.

Этот документ ещё одно подтверждение того, что почти все населённые пункты на территории Половинского района образовались только в начале 19-го века и с.Половинное в том числе.

Таким образом, земли в наших местах достались коллежскому советнику господину Розингу в 1802 году. Деревня образовалась, я думаю, позднее. Сначала она была небольшой, а в 1833г. в ней жило уже более180 человек, взрослых и детей. Некоторые семьи были очень большие, до 25 человек. Фамилии крестьян хорошо известны байдарцам: Крыловы, Клячины, Корчагины, Гренёвы, Богдановы, Шатиловы, Умновы. Очень были интересны и имена людей. У вдовы Татьяны Гренёвой был сын Анемподист (ветреный – с греч.), у Клячина Паксия сын Наркис (сон – с греч.), у вдовы Степаниды Корчагиной сын Имодор (бог земледелия), у Имодора жена Фелицида (удачливая). Были также крестьяне с именами Эпофродит, Минодора и даже Африкан (он был калмык и, наверное, имел смуглый цвет кожи). Кто же называл крестьян греческими именами? Или священник был с фантазией и не придерживался святцев, т.е. правил по которым детям давали имена в честь святых, или может быть, так развлекались господа Розинги, давая такие имена своим крепостным крестьянам? Кстати у самого Розинга И.П. был сын Имодор (2).

По данным ревизских сказок за 1850г. и 1858г. (ревизская сказка - это посемейные списки податного населения) по деревне Байдарской, выяснилось, что часть крестьян из Варвариной деревни уже проживают в Байдарах, и являются государственными крестьянами. Переведены они по указу Тобольской казённой палаты как «отсуждённые от рабства господина Розинга». Эта фраза из документа приведена дословно, значит, что ещё до отмены крепостного права, здесь, в Сибири крепостничество считалось рабством. В Курганском уезде помещичьих земель было мало, большинство крестьян были государственными. Василий Крылов, Наркис Корчагин, Алексей Богданов, Василий Шатилов, Пётр Малышев переведены в Байдары в 1846г., Петр Клячин и Анемподист Гренёв в 1848г, Никифор Умнов и Максим Черкасов в 1853г. Дольше всех в Варвариной деревне жили Колесовы, Барановы и Александровы, примерно до 1864г. В исповедных росписях Троицкой церкви с.Половинного за 1866г., уже в числе жителей Марая, значатся семьи Колесовых, Барановых и семья сына Африкана Александрова – Метислава, который получил фамилию – Фабриканов…

По сведениям, полученным из ревизской сказки за 1851 год «сельцо Варварино принадлежит наследникам И.П.Розинга и супруге его». Там проживает 95 крепостных и дворовых людей. Часть крестьян уже по решению Тобольского Губернского суда «выключены из рабства в государственные крестьяне», часть переведены другим наследникам: в Екатеринославскую губернию, в Саратовскую губернию, а многие «где находятся не известно» (3).

По данным ревизских сказок о крепостных и дворовых помещичьих людях за 1858г. хозяевами Варвариной деревни являются три помещика: Семён Иванович и Имодор Иванович Розинг (внуки Ивана Петровича). Кто-то из них, по-видимому, жил в Перми. Когда деревня уменьшилась, то из Пермской губернии переводились туда несколько семей крестьян: Грачёвых две семьи и Ермахиных четыре семьи. Часть крестьян принадлежит Николаю Ивановичу Розингу (сыну Ивана Петровича), который «жительство имеет в городе Елани Тамбовской губернии» (4).

В документах по венчанию - брачных обысках, встречала в 1859г. такие записи: «…невеста из Варвариной деревни Александра Петрова, документы на неё от помещика деревни Семёна Розинга от 12.01 сего года»; «25.01.1859. Жених Иван Колесов Варвариной деревни, невеста Стефанида Никитина. Для удостоверения беспрепятственности брака по жениху предоставляется письменный документ от помещика Розинга Семёна сельца Варварина» (5).

Интересно, что позднее Ново-Байдары в церковных документах иногда называли деревней Розиной, т.е. Розинговой (исп. росписи Спорновской церкви за 1871г.), хотя жили там уже совсем другие люди, но ещё помнили о её существовании, может быть на её месте и поселились (6).

Интересно то, откуда родом были крестьяне господина Розинга? Сам он был из Петербурга. Мог ли привезти крестьян оттуда? Уж больно нездешние фамилии у них. Среди уральских фамилий таких я не встречала (хотя интересуюсь этим). А вот в Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в д. Байдарской-1 в семье Шатиловых, выходцев из Варвариной деревни, записан дед, который сообщает, что ему 100 лет и он родился в Петербурге (7).

Да, исчезла Варварина деревня, видно и правда земли эти были плоховаты и крестьяне бросили их когда-то. И я, и другие жители нашего района не знали о её существовании до сих пор. Многие деревеньки постигла такая участь. К счастью история Варвариной деревни всплыла из небытия, о ней вспомнили, вспомнили её жителей. А ведь потомки этих людей продолжают жить и продолжают свой род в наших краях.

Список примечаний:

1. ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и-329, оп.13, д.111.

2. ГАКО, ф. и-72, оп.1, д.18.

3. ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и-154, оп.8, д.750.

4. ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и-154, оп.8, д.989.

5. ГАКО, ф. и-53, оп.1, д.13.

6. ГАКО, ф. и- 53, оп.1, д.27.

7. ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. и-417, оп.2, д.1408.

Людмила Соколова (член ЗГО, г. Курган).



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites