В школе нас учат многим дисциплинам и предметам, некоторые из них нам редко пригождаются в жизни, а есть наоборот, предметы которые нужны нам всю жизнь и без которых просто невозможно стать грамотным и образованным человеком. К таким предметам относятся русский язык и литература. Не секрет, что от учителя многое зависит, не только знания ученика, но и любовь к предмету. Именно учитель знакомит ученика со своей дисциплиной и прививает любовь и интерес к ней.
Учитель должен быть не только педагогом, но и в какой-то степени психологом, наставником, понимать интересы учеников в их возрасте. Именно таким педагогом-наставником была для меня наша учительница по русскому языку и литературе Арлагульской средней школы, ветеран педагогического труда Татьяна Константиновна Кочергина. Я бесконечно благодарен ей, за то терпение, которое она проявляла к нам и сумела заинтересовать чтением многих моих сверстников. На каждый ее урок мы шли как на праздник, особенно на уроки литературы. Сорок пять минут пролетали весело и незаметно.
Начинался урок с проверки домашнего задания, которое почти все мы учили исправно, да его и учить-то особо не приходилось, потому что она так интересно объясняла новый материал, что класс замирал и слушал, ловил каждое слово. А все потому, что учитель рассказывал о поэтах и писателях не только в рамках школьной программы, о каждом классике она знала больше, чем написано в учебниках и с радостью делилась с нами этими знаниями. Интересные факты биографии, забавные случаи из жизни писателей, все это излагалось в доступной ненавязчивой форме. Тоже касалось и самих произведений. Каждый урок Татьяны Константиновны был неповторим, был не похож на предыдущий. Она учила нас не по шаблону, не навязывала и не ограничивалась только школьной программой. Всегда могла нас заинтересовать другими произведениями того или иного автора, которые в программу не входили, но были не менее достойны внимания. А в оставшееся время она читала нам интересные произведения писателей, которые мы с удовольствием слушали. Именно это и помогло мне понять, что чтение не ограничивается только домашними заданиями по литературе, что читая других авторов можно открыть для себя целый мир и найти книги, написанные для души.
Татьяна Константиновна была нашим классным руководителем, несмотря на это она не давала нам поблажек и требовала знание предмета, как и положено. За невыученный материал она ставила заслуженную оценку, и никакие уговоры не помогали повысить бал. Но при этом всегда была возможность пересдать материал и получить положительную оценку.
У нее никогда не было любимчиков, ко всем детям она относилась объективно и с уважением. Мы любили ее за то, что даже самого отпетого двоечника она никогда не оскорбила и не унизила, чувство превосходства над ним тоже не было ей знакомо, она относилась к нам как к равноправным собеседникам и слушателям, всегда уважала и прислушивалась к нашему мнению.
Для меня она образец учителя и педагога, человек, который пришел в школу по призванию и всю свою жизнь посвятил любимому предмету, сумев «заразить» им своих учеников навсегда.
В моем понимании учитель должен быть, прежде всего, другом своим ученикам, человеком, к которому можно прийти в трудную минуту, который сможет дать мудрый совет. Еще он должен сам хорошо знать и любить свой предмет, что бы уметь заинтересовать им других. К счастью, в моей жизни была такая учительница, сумевшая открыть мне целый мир русского языка и литературы.
На фото ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Арлагульской школы
Кочергина Татьяна Константиновна, 1970-е годы.
Статью для размещения на сайте «Зауральская генеалогия» подготовил Андрей Варакосов. Челябинск, 2023 год.