kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Город Курган » ВО ВРЕМЕНА ДРАГУН ЛИХИХ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ВО ВРЕМЕНА ДРАГУН ЛИХИХ

(из книги А.М. Васильевой: Курган. Времена минувшие. Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2013г. – 221 с.)

Каким был наш город сто, двести, триста лет назад? Кто в нем жил, кто и чем занимался? Давайте обернемся на два с половиной столетия назад и попытаемся представить себе Курган и курганцев тех лет. Прежде всего, нашему взору предстанет не город с прямыми улицами и многоэтажными домами, а маленькая деревянная крепость с клубком кривых проулков, которую обегают две стены с башнями и бастионами. У городских ворот лениво прохаживается драгун, обозначенный в служебном реестре, как «воротник». Иногда он всходит на бастион посмотреть – не едет ли крестьянин с сенокоса или не пылит ли дорога под копытами набегающей ватаги степняков. Тогда откроет «воротник» крепкие запоры и пропустит крестьянина либо ударит в набат, и начнут выбегать из домов драгуны, на ходу одеваясь и не сразу попадая в рукава синих кафтанов. Быстро оседлают коней, и вот рота уже выстроилась у крепостных ворот. На лошадях – удалые красавцы, обязательно с усами, волосы острижены выше плеч и слегка припудрены, прическу венчает двууголка – форменная шляпа. Но если приглядеться внимательнее, заметим, что синие кафтаны имеют разные оттенки, а у многих они вообще сшиты из домашнего серого некрашеного сукна. Это потому, что на окраины редко поступает с русских малочисленных мануфактур добротное сукно и приходится одевать сибирские полки в домоткань. Даже шляпы у многих потеряны, и носят драгуны круглые шапки с козырьками и без полей, которые зовут карпузами или картузами.

Вот, пришпоривая коня, подскакал капитан, которого можно было узнать по серебряному шейному знаку в виде широкого полумесяца и по шарфу, сплетенному из красных и синих шелковых нитей и серебряной канители. Шарф перекинут через правое плечо и завязан на левом бедре двумя серебряными кистями. Весь отряд вооружен кремневыми фузеями, висевшими на правом плече дулом вниз, у каждого за поясом заткнуты по два пистолета, у левого бедра – палаш. Звучит короткая команда, и понесся отряд навстречу «ворам», чтобы отогнать их от стен слободы. Часто драгуны царекурганской крепости уходят в поход – под Иковскую или Утятскую слободы, чтобы помочь их малочисленным гарнизонам.

 fortress

Картина В.Ф. Илюшина «Царёво городище»

И снова «воротник» видит с бастиона, как несется отряд к крепости. Это возвращаются драгуны, короткие плащи-епанчи развиваются за спинами всадников. Встречать их высыпало все население слободы, крестьянский люд. Сразу видно, что одни выходцы с русского севера – архангельские, вологодские, новгородские, другие пришли с тобольского севера. Первые светловолосы и голубоглазы, вторые темноволосы и черноглазы. Особенно хороши женщины. Сибирячки красивы, с тихим и приятным лицом, с глазами черными, томными и всегда потупленными. Прическа их состоит в искусном переплете черных волос с разноцветными платками, что делает их особенно прелестными. Уроженки русского севера белокуры, белолицы, голубоглазы, со звонким смехом. У девушек длинная коса по спине струится, а на голове убор, который называется лентой. Это широкая повязка из шелковой ткани с золотыми галунами, с бисерными и жемчужными подвизьями. Спереди под ленту подкладывается кусок бересты, и когда концы ленты завязывают на затылке, то она получает вид короны.

Женщины постарше – в платках, накинутых поверх чепцов и повойников. Они одеты в синие, красные, коричневые, желтые сарафаны поверх белых длинных рубах, которые служат и нательным бельем и одновременно играют роль кофты с длинными рукавами, присобранными у кисти руки. Прямые воротники рубах застегнуты медною или серебряною запонкой с цветным камешком посередине. На ногах ботинки – черевички с высокими каблуками. Все нарумянены, брови подведены сурьмой.

Мужчины более степенны. Все с окладистыми бородами, все острижены под гребенку. Одеты в длинные рубахи, доходящие до колен, и подпоясанные ремнем или тесьмою. По рубахе виден достаток – парень победнее в холстине или пестряди, мужик побогаче – в рубахе кумачовой или полушелковой красного и синего цвету. Рубахи одного покроя – без воротников, с широкими рукавами, застегнуты, как и женские, на медную или серебряную пуговицу. Разрез рубахи обложен шелковым, серебряным или золотым шнурком, иногда узким позументом. Портки холстяные или из пестряди собственного рукоделия. На голове лихо заломленные круглые, поярковые шляпы, ради праздника украшенные полевыми цветами или цветными лентами.

Веселая и кричащая толпа спешит к воротам. Поддавшись общему настроению, торопится местный поп Иван Антонов, уже старый, в темном подряснике с медным крестом на груди и суковатой палкой в руке. Отца Ивана знает вся Курганская слобода, и он знает каждого. На святую исповедь хоть раз в год да приходят драгуны и крестьяне, молодые и старые, в грехах каются и снова грешат. А он хранит их тайны, никому не рассказывает, даже попадье, и люди благодарны ему. Почтительно обегают священника, кто-то замедляет шаг и склоняет голову под благословение, а потом торопится догнать товарищей. Наконец отряд драгун подошел уже близко, ворота распахиваются, и народ карабкается на высокий вал. Девушки ловят взгляды лихих усачей, жены бросаются к стременам своего хозяина, ребятишки громко зовут тятьку по имени.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites