2 февраля 1943г. отгремела Сталинградская битва (17.07.1942 - 2.02 1943). В последний день января 1943г. фельдмаршал Паулюс, возглавлявший южную группировку немецких войск, со всем своим штабом сдался в плен командующему 64-й армии генералу Михаилу Степановичу Шумилову, нашему земляку, уроженцу села Верхняя Теча Катайского района (похоронен на Мамаевом Кургане). В Великой отечественной войне наступил перелом. Казалось бы, все усилия страны направлены на фронт. Но в тылу тоже происходили большие перемены. 6 февраля 1943г. был опубликован Указ президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Курганской области в составе РСФСР». Указ гласил: «Утвердить представление Верховного Совета РСФСР об образовании Курганской области с центром в г. Кургане. В состав Курганской области включить: города Курган и Шадринск, Альменевский, Белозерский, Варгашинский, Галкинский, Глядянский, Далматовский, Звериноголовский, Каргапольский, Катайский, Кировский, Курганский, Куртамышский, Лебяжьевский, Лопатинский, Макушинский, Мехонский, Мишкинский, Мокроусовский, Мостовской, Ольховский. Петуховский, Половинский, Сафакулевский, Уксянский, Усть-Уйский, Частоозерский, Чашинский, Шадринский. Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский районы, выделив их из состава Челябинской области; Армизонский, Бердюжский, Исетский, Упоровский районы и Верхне-Манайский, Видоновский, Киселовский, Масальский, Нижне-Манайский, Пантелеевский, Пятковский и Слободчиковский сельские Советы из Ново-Заимского района, выделив их из состава Омской области».
Таким образом, в состав Курганской области вошли 32 района из Челябинской области и 4 района и 8 сельсоветов из Омской области. На территории вновь образованной области оказалось 478 промышленных предприятий, 1973 колхоза, 101 МТС, 37 совхозов. Руководить областью были назначены Петр Алексеевич Тетюшев и Сергей Иванович Моликов. Тетюшев был избран первым секретарем обкома ВКП(б). Родился он на хуторе Купоросном под Царицыном (потом Сталинград, Волгоград) в 1906г. Учился на рабфаке, потом в институте Красной профессуры в Москве. Перед назначением в Курган был вторым секретарем Красноярского краевого комитета и в Курган приехал впервые. В отличие от него Сергей Иванович Моликов, назначенный председателем курганского облисполкома, бывал здесь и ранее, потому что с 1941 по 1943 гг. работал заместителем председателя Челябинского облисполкома и по делам службы иногда приезжал в Курган, входивший в состав Челябинской области. Моликов родом был из деревни Тросниковой Орловской губернии, где и родился в 1905г. Тетюшев проработал в Кургане 2 года, Моликов – 4 года. На их плечи легли все организационные задачи по становлению области и города Кургана как областного центра.
Вопрос об образовании Курганской области возник еще в 1939г. Обком и облисполком Челябинской области, в составе которой находился Курганский район, дали задание облплану разработать проект организации Курганской области. В августе 1939г. такой проект был готов, согласно которому Курганская область должна была иметь 22 района и 2 города – Курган и Шадринск. Основа экономики – сельское хозяйство. Но все преобразования свелись только к получению Курганом статуса самостоятельного города областного подчинения, согласно Указу Верховного Совета РСФСР от 29.06.1940 г. Через год грянула война, в разгар которой и возникла новая область. В это время Курган был небольшим провинциальным городом с населением немногим более 60 тыс. человек, промышленность работала на оборону и состояла в основном из заводов, эвакуированных с запада. Из Гомеля летом 1941 года прибыл завод сельскохозяйственного машиностроения и разместился на площадке машиностроительного завода. Объединенные заводы стали называться "Уралсельмаш" - № 707. В августе прибыл черкасский машиностроительный завод им. Г.И.Петровского (ныне ЗДС). Вместе со станками и материалами приехали 150 кадровых рабочих и инженерно-технических работников с семьями. Металлорежущее оборудование завода было установлено в бывшем Богородице-Рождественском соборе, ранее занимаемом музыкальной фабрикой. Для литейного цеха завод получил 22 октября бывшую литейную Балакшина на Пушкинской улице (ныне территория областной больницы). Решением правительства заводу присвоено название «Завод № 709 Наркомата минометного вооружения СССР».
На базе кременчугского завода дорожных машин им. Сталина приказом наркома общего машиностроения СССР от 3 октября 1941г. создан завод № 761 оборонного значения. Завод разместили в обгоревшем корпусе Народного Дома. Основное оборудование вывезти не удалось и в Курган в сентябре прибыло всего 7 единиц оборудования и 26 кадровых рабочих. Техническую документацию уничтожили при эвакуации. Перед заводом была поставлена задача изыскать с помощью Наркомата оборудование и подготовить кадры. К концу 1941г. завод имел 76 единиц и с декабря начался выпуск бензозаправщиков и контейнеров. В начале 1942г. освоили выпуск ручных огнеметов системы Клюева, сам инженер Клюев приехал на завод с группой специалистов московского завода «Компрессор» и некоторое время был начальником механического цеха. Но огнеметы завод выпускал недолго.
На основании Постановления ГКО образован завод № 603 на базе продовольственных складов в северной части города, где разместились несколько десятков единиц металлорежущего оборудования харьковской артели "Производство весов". В феврале 1942г. в состав завода № 603 влился цех московского станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе – 14 рабочих и 300 единиц оборудования. В марте 1942г. с московского завода «Манометр» прибыла часть оборудования, на базе которого был образован инструментальный цех завода № 603.
В декабре 1941 года прибыл цех люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского и группа рабочих с оборудованием кировоградского завода «Красная Звезда». Они вошли в состав завода «Уральсельмаш».
Из Одессы в Курган была эвакуирована трикотажная фабрика, которую разместили на улице Береговой, в бывших торговых помещениях, занимаемых перед этим сельхозснабом и типографией газеты «Красный Курган». Одновременно с оборудованием прибыла часть рабочих, ИТР и служащих. В начале существования фабрика была оснащена небольшим количеством машин, рабочих было до 100 человек. Вырабатывался самый простой ассортимент: свитера, рейтузы, белье самых низких сортов. Преобладал в основном ручной труд, особенно в красильном цехе, отопление было печное. В 1942г. фабрика выпускала в сутки 700 изделий и перерабатывала 300 кг сырья.
В помещениях пивоваренного завода разместились два московских завода: сложных эфиров и терпинеоловый, образовав синтетический завод, выпускающий химические соединения для оборонной продукции.
В сентябре 1941г. на макаронной фабрике артели «Пищетруд» размещена днепропетровская макаронная фабрика. Артель «Пищетруд» в 1943г. обязали использовать картофель для добавки при выпечке хлеба.
В 1943г. в городе организована обувная фабрика по производству обуви на деревянной подошве.
Зауралье стало местом формирования целого ряда воинских частей и соединений. Одним из первых был создан в Кургане 32-й запасный лыжный полк. Для его снабжения курганская музыкальная фабрика с ноября 1941г. перешла на производство лыж и была переименована в курганскую лыжную фабрику облместпрома. Фабрике были переданы все помещения, ранее принадлежавшие промысловой артели «Культура». Требовалось выпускать 15 тыс. пар лыж в год. За время войны полк подготовил и отправил на фронт 15-ю отдельную лыжную бригаду, 5 батальонов, десятки маршевых рот и команд общей численностью до 20 тыс. человек.
Почти одновременно на Увале был сформирован 25-й стрелковый полк.
В декабре 1941г. формируется 165 стрелковая дивизия, прошедшая боевой путь от Волхова до Берлина. В Кургане были сформированы 1223, 1225, 1227 стрелковые полки, вошедшие в состав 369 стрелковой дивизии.
В Курган были передислоцированы несколько военных училищ. С октября 1942г. по август 1945г. здесь находилось Велико-Устюжское пехотное училище; с августа 1942г. по июль 1944г. – Сталинградское военно-танковое училище, с 1941 – Лучинская школа авиамехаников, которая в 1943г. была переведена в Шадринск. На основе директивы заместителя Народного комиссариата обороны СССР от 16 апреля 1943г. в Кургане была сформирована авиашкола пилотов первоначального обучения. Школа размещалась в Мало-Чаусово.
В июле 1941г. в Кургане было развернуто несколько госпиталей: на станции Курган – №1729, потом его перевели в бывшее духовное училище, в доме облпотребсоюза – №1728, в железнодорожной школе № 28 – №444, в августе в школе № 11 развернули госпиталь №1130, в октябре в здании бывшей женской гимназии – №3976. Раненые прибывали, под госпиталь заняли сельскохозяйственный техникум по улице Куйбышева. В конце декабря 1942г. госпиталь №444 был свернут.
Госпитали и детские дома, в которых были размещены эвакуированные дети, занимали в Кургане самые просторные помещения. Но с образованием области возникли новые организации, их надо было где-то размещать, и было принято решение перевести госпиталь №1728 в Каргаполье, №1130 – в Кособродск, №1729 – на место бывшего госпиталя №444, за линию железной дороги, в бывшую школу №28, госпиталь №3976 был свернут 7 сентября 1943г. На месте госпиталя № 1729 разместился обком партии (теперь администрация губернатора), на месте госпиталя № 1730 разместился облисполком. Это было двухэтажное здание накануне войны выстроенное для школы № 11, но в 1941г. школу перевели в купеческие дома братьев Харламовых, где она и находилась до 1950г. Здание облисполкома, а ранее школы, в 1952г. было передано вновь образованному педагогическому институту.
Вновь образованной Курганской области правительством в апреле 1943г. было выделено на строительство и благоустройство Кургана 12,1 млн. руб. Деньги должны были быть использованы на постройку 12 жилых домов, бани на 100 мест, гостиницы на 80 номеров, водопровода протяжением6,5 км, театра, на мощение улиц и тротуаров, на озеленение и т.д.
Рупором новых начинаний была газета «Красный Курган». Она выходила с 31 января 1920г. как городская газета, 10 марта 1943г. она вышла уже в статусе областной газеты. Основное место в газете занимали военные сводки, вопросы подготовки к весеннему севу, итоги всесоюзного социалистического соревнования. Больших успехов в этом соревновании достигли курганские железнодорожники. В июне и сентябре Курганское отделение было награждено переходящим Красным Знаменем наркомота Путей сообщения. Машинист Иван Петрович Блинов 1 августа 1943г. поставил всесоюзный рекорд – провел через Уральские горы состав весом 4600 тонн, это было впервые. За трудовые подвиги ему, первому из зауральцев, 5 ноября 1943г. было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Красные знамена своих Наркоматов получали мясокомбинат, завод № 707 (ЗДС), за успешное выполнение заданий ГКО по производству вооружения и боеприпасов для фронта Президиум Верховного Совета СССР в 1944г. наградил орденами и медалями группу передовиков ЗДС и Уралсельмаша. Трудящиеся Кургана собирали деньги на танки и самолеты. В апреле 1943г. благодарственные телеграммы от Сталина получили коллективы трикотажной фабрики и мясокомбината. На фабрике собрали 60 тыс. руб. на покупку танка «Трикотажница Кургана», на мясокомбинате собрали 200 тыс. руб. на самолет «Работник курганского мясокомбината».
Город жил под девизом «Все для фронта, все для победы». Но нужно было заняться благоустройством – ведь теперь Курган стал областным центром. В первую очередь надо было строить водопровод. Все, кто жил недалеко от Тобола, ходили за водой на реку. В городе было несколько общественных колодцев, во многих дворах были свои колодцы, но часто вода в них была непригодна для питья. Еще в 1927г. газетой «Красный Курган» был поднят вопрос о питьевой воде и горсовет установил 4 места на Тоболе для набора чистой воды: на 150 саженей выше городской бани, на 75 саженей ниже городского моста, против Троицкого спуска у бывшего Бакиновского моста и против Вольно-пожарного переулка, в Тихоновке. На указанных местах воспрещалось всякое купание людей и лошадей, полоскание белья, водопой скота, мытье и замачивание различных предметов домашнего обихода. Летом воду и хозяйки и водовозы брали бесплатно, а зимой горкомхоз делал проруби и продавал талоны на право пользоваться ими, потому что затрачивали какие-то средства на их поддержание.
В 1929г. делались попытки пробурить несколько скважин и, опираясь на них, провести по городу водопровод. Пригласили из Свердловска профессора Клера, он сказал, что скважины должны быть не менее 150 саженей глубиной и вопрос сам собой заглох, потому что не было нужных механизмов. С началом войны потребность в воде усилилась – за счет эвакуированных население почти вдвое увеличилось, детдома, госпитали, заводы требовали воды. Горсовет в 1942г. вышел с инициативой строить водопровод силами жителей города. В октябре 1942г. около тысячи горожан вышли копать траншеи, ставилась задача, чтобы больницы, госпитали и ряд предприятий уже к 25-й годовщине Октября получили воду. Прокопали целый километр и на 15 октября наметили кладку водопроводных труб, но тут ударили морозы, и работы пришлось остановить.
Летом 1943г. опять начались воскресники, на которые в обязательном порядке должны были являться рабочие, назначенные приказом директоров заводов. В октябре начали действовать 9 временных водоразборных точек, из которых можно было брать воду только по талонам. На один талон давали два ведра воды. В декабре водопроводная магистраль достигла 4-х км, вода была подведена к областной и городской больницам, к хлебозаводу, к облисполкому и обкому партии, к электростанции и трем столовым. Это была заслуга общественности города – за 1943г. было проведено 32 воскресника, в которых приняли участие 18358 человек. Воду подавали через старую водокачку, которая была построена в 1902г. для казенного винного склада. Такой водопровод совершенно не удовлетворял нужды города, и начали прокладывать трубы от продольного водопровода Южно-Уральской железной дороги. Но и этого было недостаточно. В 1947г. ежедневно на душу населения приходилось только5,5 литровводы. Руководители области неоднократно обращались к правительству с просьбой выделить деньги на строительство водопровода.
Только в 1965г. вопрос сдвинулся с места. В 1947г. в Кургане было большое наводнение, вода поднялась до уровня10,5 м. Вся восточная часть города была затоплена до улицы Пролетарской.
Наводнение в Кургане в 1947 году. Улица Горького, вид с Пролетарской в сторону ул. Савельева.
Через 10 лет наводнение повторилось, вода дошла до улицы Савельева. Железнодорожное полотно в районе завода Кургансельмаш было размыто, для восстановления насыпи был сброшен даже вагон муки для вязкости. Требовались срочные меры по строительству в Кургане плотины и ограждающей дамбы. Московским институтом «Гипрокоммунстрой» был разработан проект строительства бетонной плотины. За основу был взят русловый метод. Главное при этом методе – отвод воды по новому руслу и сложная работа по перекрытию старого русла. Осенью 1957г. приступили к работе по созданию нового русла Тобола, используя старицу Чигирим, где был смонтирован земснаряд, который проделал новое русло. Чтобы обеспечить устойчивость плотины, забивали металлический шпунт, который врезался в берега Тобола на30 м. На шпунте устраивался короб и заливался специально подготовленной бетонной мастикой.
За 4 года выстроили плотину и ограждающую город дамбу до железнодорожного моста. Было создано водохранилище полезным объемом воды 22 млн. кубов и 22 тыс. кубов бетона прошло через руки строителей. Плотина на Тоболе вступила в строй 3 ноября 1962г., одновременно с промышленным водопроводом. Вода в реке до плотины поднялась на6 м.
В 1965г. приступили к реконструкции существующего продольного водопровода, имевшего мощность подачи воды 16 тыс. кубов в сутки. Довели его мощность до 60 тыс. кубов в сутки. Но и это не спасало город. Начали строить Арбинский водозабор мощностью первой очереди 125 тыс. куб. воды в сутки. Госплан не давал деньги на прокладку труб по городу. Воспользовались приездом в Курган первого зам. министра Нефтегазстроя СССР Юр. Пет. Баталина. Договорились с ним не только о выделении труб, но и прокладке водовода по городу до завода Кургансельмаш и об устройстве двух дюкеров через Тобол. За это разрешили подключить строящуюся этим министерством нефтяную насосную станцию в Юргамыше к Арбинскому водозабору, а потом подключили весь поселок Юргамыш и обеспечили его питьевой водой. Трубы, проложенные от Арбинского водозабора по городу Кургану, газовые, с толщиной стенки16 мм. Они выдерживают при испытании 65 атмосфер.
Еще одной животрепещущей проблемой вновь образованного областного центра были дороги. Не было не только асфальтированных дорог, но даже деревянных тротуаров. Весной и осенью город тонул в грязи. Автомобилей было мало, передвигались в основном на лошадях, но и телеги, особенно с грузом, застревали так крепко, что приходилось сначала снимать груз, а потом вытаскивать телегу.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 февраля 1944г. в черту города отошли от Курганского и Кетовского районов населенные пункты Рябково, Смолино, М-Чаусово, Галкино и Вороновка. Территория города расширилась, разбитых дорог прибавилось. Созданный Трест благоустройства в 1946г. приступил к строительству торцовых мостовых. Летом подготовили шлако-песочные подушки на плошади около 100 кв.м. и расчистили 400 погонных метров полотна. Заготовили чурки и первой стали мостить улицу Куйбышева.
Торцовая мостовая весной. От растаявшего снега всплыли деревянные чурки, которыми была замощена улица.
Осенью того же года в Курган прибывает министр путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович. Он был очень доволен работой курганского отделения железной дороги. Еще до войны несколько наших железнодорожников были награждены значками «Почетный железнодорожник», машинисты имели ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, отделение постоянно побеждало во Всесоюзном социалистическом соревновании. В1940 г. по заданию Кагановича в Курган был отправлен Ансамбль песни и пляски Московского Центрального Дома железнодорожников, который дал три концерта. В августе 1946г. на реконструкцию депо станции Курган был выделен 1 млн. руб., чтобы расширить его почти на 10000 кв.м., застеклить крышу, в цехе подъемного ремонта установить мостовой кран грузоподъемностью в 10 т. 23 сентября 1946г. появился приказ министра путей сообщения «Об организации Курганского отделения железной дороги».
Чтобы ознакомиться на месте, как идет освоение средств, Каганович едет в Курган. Приехал поездом, с ним привезли его личный автомобиль и шофера. Но дороги еще были грунтовые, прошли осенние дожди и автомобиль министра застрял в курганской грязи. Пригнали с Увала танк и добуксировали машину до обкома партии. По распоряжению Кагановича по нечетной стороне улицы К.Мяготина начали строить деревянные двухэтажные дома для железнодорожников и в городе их долго называли «наркомовскими». О состоянии областного города Каганович доложил на правительстве и 24 марта 1947г. Совет Министров СССР вынес Постановление «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства города Кургана». Постановление было подписано Сталиным. Предусматривалось построить с 1947 года по 1950 год в Кургане 34 многоэтажных дома, две школы по 400 мест, 3-этажный универмаг, Дом связи, телефонную станцию на 2 тыс. номеров, баню на 100 помывочных мест, родильный дом на 100 коек, областную больницу на 300 коек, кинотеатр на 500 мест, прачечную, асфальтовый завод, хлебозавод, парк культуры и отдыха.
В развитие Постановления облисполком принял Решение «О строительстве и благоустройстве Кургана на 1947г.». Общая стоимость работ на 1947г. составляла 2,2 млн. руб. Решили в первую очередь строить жилье, баню, гостиницу, школу, родильный дом, благоустроить город, включая строительство булыжных мостовых и деревянных тротуаров, озеленение города, освещение улиц, осушка озер Бошняк и Терпигорье. 11 мая 1947г. был организован первый воскресник по благоустройству города. В нем приняло участие 96 человек, в т.ч. 20 учеников школы ФЗО №1. Подвозили песок, щебень для мостовых на улицы Куйбышева и Рабочую (Комсомольская). Было запланировано строительство булыжных мостовых на улицах Красина и Куйбышева, торцовых – на Советской и щебеночно-дегтярных – на Рабочей.
Разработать проект планировки города поручили ленинградскому институту проектирования городов – Гипрогору. В июне 1949г. бригада Гипрогора в составе архитектора Вертоусова Л.К., инженеров Дилевского С.Д., Злобина И.П., Павловой Л.К.составили эскиз планировки и приехали в Курган для утверждения. Еще до этого проекта вокруг города начинают возникать поселки. За линией железной дороги западнее Северного поселка начал застраиваться Ново-Северный. Получился рабочий район, в котором в основном железнодорожники и рабочие стройтреста №74 строили частные дома, к 1952г. там уже была выстроена школа №75 и кинотеатр им. Матросова. Поселок раскинулся между железной дорогой и озером Черным. На западной окраине города активно строился поселок завода Уралсельмаш. В 1944г. завод решено было расширить, и для новых корпусов была отведена площадка за Ленинским поселком. Было предусмотрено, что на новой площадке завод построит свою литейку и свою электростанцию, для которой в 1946г. были получены две трофейные турбины по 2 тыс. квт.
Для рабочих Уралсельмаша начали возводить поселок прямо у завода (завод и поселок строили пленные немцы). Строили 2-х и 3-х этажные дома, рабочий клуб, школу, медпункт. В 1947г. сдали в эксплуатацию первую очередь завода на новой площадке и открыли автобусное сообщение между старой и новой площадкой.
На заводы рабочие, в основном, ходили пешком. Автобусное движение осуществлялось только в центре города. Первый автобус в Кургане появился в 1929г., когда железнодорожное добровольное пожарное общество оборудовало из старого автомобиля автобус на 8 человек и возило пассажиров со станции до базара за 30 коп. Но автобус быстро сломался, и попытка перевозить пассажиров повторилась только в 1935г.
В то время в городе было 20 грузовых и 6 легковых машин, 4 мотоцикла и около 400 велосипедов. Ни одного специализированного автобуса не было. Опять приспособили грузовик, из кузова сделали салон и пустили этот автобус по маршруту Станция-Машзавод по улицам Куйбышева-Ленина-К.Мяготина-Красина. Рабочим предоставлялось право посадки вне очереди с 5 до 9 часов утра.
В апреле 1938г. в городе появилось такси. Плата за проезд была фиксированной – 50 коп. Летом 1940г. даже было организовано регулярное движение автобуса Курган-Белозерское. Во время войны опять никаких автобусных маршрутов не было. В 1945г. городу дали один автобус, ходивший по маршруту Вокзал-Спиртзавод, а в 1946г. была организованна автоколонна №1855, расположенная по улице Урицкого (ныне р-н к/т «Звездный»), и было получено 4 автобуса. Установили два маршрута: Вокзал-Рынок и Кургансельмаш-Уралсельмаш. 24 ноября 1963г. в городе началось троллейбусное движение, 10 января 1969г. открылся автовокзал.
Распоряжением Совмина СССР от 21 января 1950г. завод Уралсельмаш, расположенный на двух площадках в разных концах города, был разделен на 2 самостоятельных завода: на старой площадке – Кургансельмаш, на новой – Уралсельмаш. Кроме этих заводов в Кургане было предусмотрено строительство нескольких крупных заводов – машиностроительного, автобусного, арматурного, химического машиностроения, медицинских препаратов, ЖБИ и ряда других. Заводы, подобно Уралсельмашу, могли иметь свои электростанции, но это было нерентабельно. Встал вопрос энергоснабжения, как города, так и промышленности. В Кургане было две электростанции – одна, построенная в 1914г., была слишком маломощной, и ей в помощь была выстроена на машзаводе (Кургансельмаш) в 1929г. вспомогательная электростанция для нужд завода.
В июне 1937г. в Курган прибыла комиссия московского проектного отдела треста «Коммунэнергострой» для рассмотрения вопроса энергоснабжения города и выбора площадки для строительства городской ТЭЦ. В это время Наркомат путей сообщения начал строить в Северном поселке свою ТЭЦ, для получения энергии для железной дороги и продольного водопровода. Наркомат сразу же предупредил город, что своей энергии он не даст, все пойдет для собственных нужд. Первая очередь железнодорожной ТЭЦ вступила в строй в 1939г., а для городской ТЭЦ только выбирали площадку. Грянувшая война заставила все поступавшее оборудование отправлять на расширение железнодорожной ТЭЦ, в 1942г. вступила в строй ее 2-я очередь и в условиях военного времени ее энергией пользовались город и железная дорога. Работала станция на дешевом челябинском угле. В 1943г. железнодорожная ТЭЦ питала электричеством 30 предприятий города, железнодорожный узел, продольный водопровод, а также культурно-бытовые учреждения города.
Приходилось ограничивать потребление электричества, особенно в вечернее время. В диспетчерской висел график – сколько энергии должно потреблять каждое предприятие и если был перерасход, диспетчер звонил и предупреждал. Если это не помогало, электричество заводу просто отключали. Это часто прерывало технологический процесс, и получался брак целой партии продукции. Чтобы хотя бы частично решить проблему нехватки электроэнергии в начале 1950-х гг. в Курган с Дальнего Востока пригнали энергопоезд американского производства (электростанция на колесах). Поезд нельзя было оставлять под открытым небом, и для него в железнодорожном тупике был выстроен «туннель» из шлакоблоков. В течение нескольких лет энергопоезд наряду с железнодорожной ТЭЦ снабжал город электричеством. Обходился он невероятно дорого – почти как сама железнодорожная ТЭЦ. Когда на Уралсельмаше была запущена своя электростанция на базе трофейного немецкого оборудования, энергопоезд был остановлен. С пуском в 1956г. курганской ТЭЦ поезд, по слухам, был отправлен на Колыму.
25 апреля 1951г. выходит приказ №175 Министра электростанций СССР Д.Г.Жимерина «Об организации курганской ТЭЦ». Площадку для строительства выбрали на западной окраине города и летом 1951г. работа закипела. Одновременно с производственными корпусами строились гидротехнические сооружения, которые должны были обеспечить ТЭЦ водой. Было создано искусственное озеро Орлово, для чего были построены 3 гидротехнические дамбы с глиняным ядром и каменной наброской, а также бетонная водосливная плотина и насосная станция на берегу Тобола. В ноябре 1956г. первая очередь ТЭЦ была введена в число действующих. Расширение и усовершенствование ТЭЦ продолжается по сей день. Сначала ТЭЦ работала только на угле, которого расходовала 450 тонн в час. Потом стали пользоваться мазутом, а в настоящее время и газом. Но сегодня городу и области не хватает мощности ТЭЦ и в 2007г. произошла закладка новой мощной Северной ТЭЦ, в районе Рябково. Начало строительства ТЭЦ в 1951г. положило начало строительству жилого массива, который сейчас называется поселком Энергетиков.
В это же время в городе начинают строить новые линии освещения. Ни о какой технике не было и речи. Вручную копали ямы под столбы глубиной в1,5 метра, вручную эти столбы устанавливали. Даже бревна для столбов заготавливали сами: ездили на лесную деляну, валили с корня деревья, на месте срубали сучья и сплавляли бревна по Тоболу до лесопристани (перед Кировским мостом), где их вылавливали, сушили, шкурили и устанавливали. Между столбами натягивали провода, все линии были воздушными. Для обслуживания уличного освещения была выделена специальная бригада электромонтеров: менять лампочки, следить за состоянием линий, включать и выключать освещение. По вечерам, включив свет на улицах, монтеры обходили линии освещения и если находили перегоревшую лампочку, ставили на столбе крестик, чтобы днем найти эту лампочку и заменить. Сначала линии обходили пешком, потом бригаде выделили велосипеды. Диспетчеры тоже должны были ходить включать и выключать уличное освещение с разных подстанций. Лишь около 1960г. горэлектросеть получила пульт управления для централизованного включения освещения. Мало кто знает, что у станции Твердыш Каргапольского района начиналось строительство курганской ТЭЦ №2. Строители уже приступили к подготовительным работам, но проект был приостановлен. Этот вопрос решался на Политбюро КПСС. Председатель Совмина Косыгин А.Н. настаивал на продолжении строительства в Курганской области, а генеральный секретарь Брежнев Л.И. хотел, чтобы эта ТЭЦ была построена в Казахстане. Сейчас ТЭЦ под именем Курганской ТЭЦ № 2 работает в Экибастузе (центр казахстанской угледобычи).
В 1943г. были образованы не только областные управленческие структуры, но и культурно-просветительные учреждения. Было решено организовать областной драматический театр и областной ансамбль музыкальной комедии, или как в городе его называли – театр оперетты. Драматический театр создавался на базе шадринского городского театра и за отсутствием помещения в Кургане работал год в Шадринске, затем его перевели в Курган, в здание старого городского театра, переоборудованного в 1920-е гг. из кинотеатра «Весь мир» на улице Ленина. Только 29 июня 1944г. театр показал свой первый спектакль в областном центре. Это была пьеса Бориса Лавренева «Песнь о черноморцах», посвященная обороне Севастополя. Тем временем готовилось новое помещение для театра – бывший актовый зал женской гимназии, откуда был эвакуирован госпиталь №1728. К зданию была пристроена сцена со всеми закулисными службами. Сценическая коробка была 17м в глубину, 18м в высоту и ширину. Украшением зала был зеленый плюшевый занавес.
17 февраля 1945г. театр на новой сценической площадке дал первый спектакль - «Горе от ума» А.Грибоедова. В репертуаре были «Вишневый сад» А.Чехова, «Гроза» А.Островского, «Давным-давно» А.Гладкова. В марте 1945г. театр поставил пьесу К.Симонова «Так будет». Согласно постановлению бюро обкома партии от 24 апреля 1950г. для театра стали восстанавливать бывший Народный дом им. Ленина, который горел в 1937г., а в годы войны там размещался завод Дормаш. В апреле 1953г. театр перешел в это здание, о котором «Красный Курган» писал: «Театр – одно из красивейших зданий города с классическим восьмиколонным портиком по фасаду. Внутри здания подковообразный зрительный зал с амфитеатром, балконом и ложами, на 750 зрителей. Лепные украшения, хрусталь люстр и стенных бра, обитые бархатом кресла, паркет, натертый до сияющего блеска, плюшевые и шелковые гардины-все вызывало восхищение послевоенного зрителя». В труппе театра недоставало профессиональных актеров и первый секретарь курганского обкома партии Геннадий Федорович Сизов в 1955г. обратился к министру культуры с просьбой направить в Курган выпускников театральных вузов, что привело к расширению труппы.
Ансамбль музыкальной комедии разместился в 1943г. в бывшем общественном собрании (дом Розена) по улице Советской. Здание было подвергнуто реконструкции – расширен зрительный зал, вход перенесен в центр фасада, сделано фойе. Наряду с профессиональными актерами, находящимися в эвакуации в Кургане, в ансамбль пришли и самодеятельные артисты, молодые и с хорошими голосами. Ставили «Сильву», «Марицу», «Баядеру», «Роз-Мари», «Холопку», «Коломбину», «Ярмарку невест» - классику. Из советских оперетт – «Свадьбу в Малиновке», «Раскинулось море широко» и др. За 1944г. спектакли оперетты посетили 151 тыс. зрителей. Театр музыкальной комедии давал шефские концерты для рабочих непосредственно на производстве. В декабре 1946г. ансамбль был расформирован. В апреле 1943г. образовался областной кукольный театр. Первыми были показаны пьесы «Как немецкий генерал с поросенком воевал» и «Черт и Гитлер». Кукольный театр постоянно разъезжал по области, потому что не имел собственного помещения. Во время войны проводились сборные концерты и даже поэтические вечера. 28 мая 1943г. состоялась встреча курганцев с писателями: орденоносцем В.Финком, В.Важдаевым, поэтом-фронтовиком Я.Сашиным, поэтессой О.Высотской. 4 июля 1943г. в летнем театре горсада состоялся вечер поэта – фронтовика, уроженца Кургана, Сергея Васильева. Члены литературного кружка при газете «Красный Курган» проводили чтение стихов и прозы в госпиталях.
В 1945г. в Кургане был создан хор русской народной песни, который возглавил Павел Иванович Гороховцев, заведующим музыкальной частью и бессменным баянистом хора стал Леонид Иванович Лапочкин. Занятия хора начали с обучения музыкальной грамоте, почти никто не знал нот. В репертуаре были песни, исполнявшиеся хором им. Пятницкого – Летят утки, Ой туманы мои, растуманы, Расставанье и др. Солистами хора были Серафима Никитина, Виолетта Лапочкина, Мария Джеус, Нина Макарова и Тамара Белова. Хор объехал все районы области. В 1949г. его сократили наполовину и превратили в Зауральский ансамбль песни и пляски.
В апреле 1944г. в Кургане началась реконструкция двух рядом стоящих зданий по улице Пичугина: бывшей гостиницы Богданова, в советское время превращенную в офицерскую столовую и ресторан, и жилого дома, стоящего посреди квартала. Их приспособили под кинотеатр и 5 ноября 1944г. на углу улиц Советской и Пичугина открылся кинотеатр им. Ленинского комсомола, показом фильма «Зоя», рассказывавшем о жизни и подвиге Зои Космодемьянской. В июне 1945г. все кинотеатры города показывали киножурналы «Знамя Победы над Берлином водружено» и «Победа над Берлином». В июле смотрели уже фильм «Крымская конференция трех держав».
Кинотеатр им. Ленинского комсомола, 1950-е годы.
После войны изменился режим работы предприятий. В 1946г. был издан Указ о переходе на 8-часовой рабочий день и о введении очередных отпусков, отмененных в годы войны. 14 декабря 1947г. вышло Постановление Совмина СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Был произведен обмен денег 10:1, т.е. 10 старых рублей обменивались на 1 новый рубль. Большинство горожан в эти годы жили бедно, плохо питались, нуждались в самом необходимом. В магазинах часто не было соли, спичек, керосина. Мужчины донашивали старую военную форму. Женщины нарядные платья шили из парашютного шелка. Самыми лучшими наградами за ударный труд считались отрезы мануфактуры, галоши, валенки, продукты. Вернувшиеся с фронта искали работу, которой в Кургане не хватало.
В 1949г. Сталин подписал постановление Совмина о строительстве в Кургане двух заводов: арматурного и химического машиностроения.
В 1950г. вступил в число действующих новый машиностроительный завод. Он был заложен в 1940г. как завод тяжелых мостовых кранов. Но в 1941г. строительство было прекращено и возобновилось только в 1947г. Одновременно с заводом стали возводить жилье. Первые заводские двух и трехэтажные дома были построены в 1948-1949гг. и стоят до сих пор в квартале между улицами Пролетарской – 1-й Заводской – К.Мяготина – Пушкина. Потом 4-этажные дома завод строил на улицах Ленина, Пролетарской, К. Мяготина. Первую продукцию крановый завод выпустил в июле 1950г. и эту дату считают днем рождения КМЗ. В 1954г. завод был передан в Министерство транспортного машиностроения, хотя продукция кранового назначения продолжала выпускаться еще какое-то время. С 1955г. завод начал выпускать артиллерийские тягачи, которые во время военных парадов на Красной площади буксировали зенитные пушки. С 1967г. завод перешел на изготовление БМП – боевой машины пехоты. В 1971г. за организацию производства БМП завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Испытание артиллерийского тягача на полигоне машиностроительного завода.
В 1954г. была введена в эксплуатацию первая очередь арматурного завода. Был проведен 28 декабря митинг, посвященный выпуску первой задвижки. Завод специализировался на выпуске задвижек из серого чугуна, применяемых на трубопроводах для воды, пара, топливного и коксового газа; клапанов обратных, применяемых на трубопроводах холодильных установок для жидкого и газообразного аммиака, на паросиловых установках, на трубопроводах жидкой и газообразной углекислоты; вентилей сильфонных из кислостойкой и углеродистой стали. Арматуный завод поставлял свою продукцию в 25 стран мира. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.1976г. за успехи в работе по повышению качества, внедрение прогрессивной технологии и досрочное выполнение заданий 9-й пятилетки завод был награжден орденом Знак Почета. После объединения с заводом Химмаш Верховный Совет сохранил орден за объединением Армхиммаш. В 1980-е гг. объединение выпускало трубопроводную арматуру, спецарматуру для атомных, электро и гидростанций, а также гуммированное химическое оборудование.
17 мая 1956г вступил в строй завод химического машиностроения. Начал с выпуска центрифуг, в 1957г получил задание от министерства обороны на изготовление техники для дегазации, дезактивации и дезинфекции военной техники. В 1960г. завод приступил к изготовлению химоборудования, работающего под давлением; в 1962г. получен заказ на изготовление установок осушки воздуха; в 1963г. завод осваивает изготовление озонаторных установок. В 1977г. объединяются, в 1989г. разъединяются Арматурный и завод Химмаш.
В 1953г. принято правительственное решение о строительстве автобусного завода. Весной 1954г. заключенные мужской исправительной колонии, находящейся вблизи, начали возводить производственные корпуса, летом 1957г. начали набирать будущих рабочих и отправили их в город Павлово-на-Оке для обучения специальностям. В январе 1958г. без всякой механизации, вручную был собран первый автобус КАВЗ-651. За первый год работы завод выпустил 508 автобусов, за 1959г. – 1511, за 1960г. – 3484. В 1960г. с конвейера сошел 5-тысячный автобус. Машины поставлялись во все регионы Советского Союза. В 1964г. отправлен в путь 25-тысячный автобус.
Автобус КАВЗ-651.
В 1956г. началось строительство завода медицинских препаратов. Через год на завод прибыла первая группа молодых специалистов, 15 сентября 1958г. выпустили первую партию продукции – субстанции антибиотиков биомицина, трихотецина и др. В 1961г. заводу было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». С 1974г. завод получил название – комбинат «Синтез». Выпускал антибиотики, типографско-картонные изделия, занимался производством пластмасс. Продукция поставлялась в 14 зарубежных стран.
Каждый завод был обязан строить не только жилье для своих рабочих, но Дома культуры, детские сады и ясли, пионерские лагери, санитарные части и профилактории. Кроме того, они строили и общегородские объекты. Строительство 1-й городской больницы финансировал автобусный завод, 2-й городской больницы – КМЗ, железная дорога строила свою больницу и поликлинику.
В октябре 1950г. был создан строительный трест № 74, который и вынес на своих плечах основной груз дальнейшего строительства. По мобилизации партийных, комсомольских и профсоюзных организаций в этот трест было направлено более тысячи рабочих. В 1950г. началась застройка улиц Ленина и К. Мяготина многоэтажными домами.
Ул. Ленина, 1957 год.
В 1951г. расширили городской сад и он вышел на улицу Ленина. Здесь выстроили каменный вход в сад и капитальную деревянную решетчатую ограду. В 1952г. сад расширили до улицы К.Маркса, Володарского и Гоголя за счет сноса ряда ветхих строений и прирезки прилегающих к саду озелененных массивов, до того не входящих в его территорию.
Каменный вход в городской сад с улицы Ленина, видна решетчатая ограда, 1950-е годы.
Вскоре в горсаду поставили несколько парковых скульптур, характерных для 1950-х гг. Появились аттракционы, была выстроена эстрада, летний кинотеатр. В 1953г. в саду открылась первая выставка цветоводства. В 1953г. принялись за озеленение улиц. Вдоль тротуаров было посажено 6 тыс. молодых деревьев и кустарников. На улицах появились поливочные машины. В 1958г. трудящиеся города приняли обязательство отработать по 40 часов на благоустройстве города. Каждому высадить и сохранить 4-5 деревьев, высаживать кустарники и цветы около своих домов, в скверах и газонах города.
В 1950-1960-е гг. был создан тот облик центральной части города, который сохраняется доныне. Быстро развивающийся город в 1955г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР был разделен на Центральный и Промышленный районы, которые через год были упразднены. В июле 1962г. все же произошло разделение на Советский и Октябрьский районы, 22 октября 1980г. образован Первомайский район.
На площади им. Ленина, 1954 год.