kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Об основании города Кургана, его основателе и первопоселенцах » И велено Тимошке строить слободу

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




И велено Тимошке строить слободу

Откуда есть пошла земля курганская

По указу Государя Феодора Алексеевича, Великих князей и по наказу из Сибирского приказа было назначено писцу Льву Мироновичу Поскочину провести в Сибири, в Тобольском уезде, перепись населения. Выполняя функции тогдашней налоговой инспекции, в 1683 году им был составлен один из самых первых исторических документов, позволяющий нам, жителям 21-го века, заглянуть в глубины истории, когда центральная часть современной Курганской области (по реке Тобол) еще только заселялась. Недавно об этом говорили в своей статье исследователи из Екатеринбурга С. Трофимов и Ю. Коновалов, но для многих эта публикация так и осталась неизвестной. В своем небольшом исследовании постараюсь не вдаваться в особые рассуждения, но и не отходить от самого текста, ныне хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (фонд 214, опись 5, дело 261 (1681-1683 гг.)).

«Слобода Царево Городище, вверх реки Тобола, на мысу, меж озером и Тоболом-рекою. Построена в 7187 году[1]». До 1 января 1700 года год начинался с 1 сентября, поэтому необходимо от года, отмеченного в переписи, отнять 5508 (если дата приходится с января по август) или отнять 5509 (если дата приходится с сентября по декабрь). Но так как мы пока не знаем, в какое время года все произошло, то назовем дату основания – 1678-1679 гг.!

"А в той слободе беломестные казаки и оброчные крестьяне. А кто из которых городов в Сибирь пришел и в слободу с коих городов поселились, то писано в сей писцовой книге".

Начнем со слободчика. "Тимошка Онисимов сказал, родился он Верхотурского уезда, в Невьянской слободе и жил за вклад в Далматовском монастыре. И в 7187 году велено ему на Царевом Городище строить слободу. У него дети: Оска четырех лет и Овдокимко году. Пашни и сенных покосов у него нет". Следует отметить, что в переписи были указаны только лица мужского пола, т.к. в те далекие годы женщины оброком не облагались.

Царевогородищенские жители по своему составу были разделены на несколько категорий.

Беломестные казаки – служивая часть населения, оберегавшая от набегов "воровских людей", освобожденная от податей, но занимавшаяся сельским хозяйством.

Оброчные крестьяне – те, кто кормился крестьянским трудом и платил оброк.

Захребетники – безтягольные, бобыли, наймиты, работники, пришедшие на страдное время.

В других слободах можно обнаружить еще и писчих дьяков, занимавшихся писцовыми делами в ссудных избах.

Перепись Л. Поскочина содержит огромную информацию: кто, в каком году и откуда переселился, из каких слоев вышел и чем до переселения занимался, но кроме этого в ней много разнообразных сведений о быте того времени. Само название "слобода" происходит от слова "свободный", в ней жили вольные люди. Слободчик – неприписанный к земле человек, сборщик податей или попросту выполняющий административную роль старосты.

К 1683 г. по реке Тобол на территории современной Курганской области было построено четыре слободы: Усть-Суерская и Белоярская Икицкая (Иковская), где жители поселились в 7189 году, Белозерская, где Стенке Федорову сыну Нестерову "было велено селить с 7186 году", и слобода Царево Городище, к которой относилась деревня Курганская.

С этих населенных пунктов и начинается освоение центральной части нашей области. Отсутствие в них церковных строений, как и отсутствие самих церковнослужителей, указывает на то, что в недавно построенных слободах церкви отсутствовали. В то же время в более ранее заселенных местах, например, в слободах по р. Исети, в переписи упоминаются названия церквей и часовен, остроги и дворы, где жил церковный причт. Но познакомимся и с самими царевогородищенскими жителями, их фамилиями, родом занятий. Начнем с беломестных казаков, служивших без денежного и хлебного жалования, с пашни.

Микишка Потапов сын Соловьев: родился на Кунгуре, на посаде, был в стрельцах. В Сибирь пришел и живет в Царевом Городище, в слободе.

Тимошка Родионов сын Собанин: родился в Верхотурском уезде, в Салдацкой слободе, крестьянский сын.

Ганка Микитин сын Кайгородов: родился в Кайгородке, на посаде, жил в посадском тягле.

Микишка Леонтьев сын Седов: родился он в Казани, на посаде, стрелецкий сын.

Тимошка Михайлов сын Самара, Антипка Семенов сын Семилетов и другие.

Пушкарь Левка Яковлев сын Сапожников, родом из Казанского уезда.

Был и кузнец: Ивашка Леонтьев сын Половников, родом с Соли Камской, "отец его был в посадском тягле. В Сибирь пришел и жил в Успенском Далматове монастыре за вклад, велено ему по Тобольской памяти в бронниках быть, починивать служилым людям ружье".

Перечислю некоторые фамилии оброчных крестьян: Воронов, Молевин, Кетов, Комарской, Чортов, Лебеткин, Могильников...

Чуть позже именно от крестьянских фамилий возникнут названия деревень: Кетова, Комарская, Чортова, Лебеткина, Могильникова.

Павел Варлаков.

Опубликовано:

Курган и курганцы. – 2002. – 13 августа.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».


[1] До 1700 года летоисчисление в России велось «от сотворения мира». Новый год начинался с 1 марта, а позднее 1 сентября. Разница с современным летоисчислением 5508 лет (если событие произошло до 31 августа) и 5509 (если после 31 августа) – прим. ред.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites