kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Об основании города Кургана, его основателе и первопоселенцах » Тимофей Невежин: мифы и реальность

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Тимофей Невежин: мифы и реальность

В последнее время на страницах газет и журналов, на региональных конференциях вновь активизировано внимание к вопросу о дате основания города Кургана, а точнее, слободы Царево Городище. Историческая наука не стоит на месте, и уже новое поколение исследователей поднимает старые проблемы, не решенные в прошлом веке.

Для научного доказательства какого-либо исторического факта важна ссылка на первоисточники. В данном случае ими являются документы Сибирского приказа XVII века, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов.

К большому сожалению, грамота об основании слободы Царево Городище была утрачена еще в первой половине XVIII века.

Первые серьезные исследования документов, относящихся ко времени становления слободы Царево Городище, были предприняты в 1960-е годы. Курганские историки Н.А. Лапин и А.А. Кондрашенков утвердили на несколько десятилетий дату основания слободы – 1662 год. К такому заключению они пришли после анализа архивных документов. В 1962 году город пышно отметил свой 300-летний юбилей. Спустя сорок лет, в 2002г., местные средства массовой информации и наглядная пропаганда на улицах афишировали другой возраст Кургана – 220 лет. За дату рождения города было взято событие важное, но все-таки несколько иного свойства, а именно: присвоение Царекурганской слободе в 1782 г. статуса города с наименованием Курган.

Сенсацией в исторических и краеведческих кругах явилось сообщение в 2001 году исследователей из Екатеринбурга С.Трофимова и Ю.Коновалова, обнародовавших ранее не изученный документ – перепись Л. Поскочина 1683-1684 гг. В нем конкретно указана дата основания слободы Царево Городище – 1678-1679 гг. Таким образом, основание Кургана отодвигается более чем на десять лет. Ранее к подобному выводу на основании косвенных доказательств пришел кандидат исторических наук преподаватель КГУ В.В. Меньшиков. Он указал, что Царево Городище было основано между 1673 и 1680 годами.

Появление слободы Царево Городище непосредственно связано с именем Тимофея Невежина. Интерес к основателю этого поселения русских на Тоболе начинается в XVIII веке, когда российские ученые Г.Ф. Миллер и И.П. Фальк сделали первые попытки изучения истории Сибири. Однако спустя более чем два столетия остается много невыясненного в биографии Т. Невежина. Павел Варлаков, член Курганского генеалогического общества, предлагает свое видение этой проблемы. Летом 2002 г. он работал в Российском государственном архиве древних актов в Москве с документами Сибирского приказа. Проведенный им анализ переписи Л. Поскочина и документов Далматовского Успенского монастыря XVII века выявляет новые факты из жизни первого курганского слободчика.

Екатерина ТЕРШУКОВА, научный сотрудник Курганского областного краеведческого музея.


Имя легендарного слободчика Тимофея Невежина лишь мимолетно упоминается на страницах ветхих исторических документов. Но все же, что нам о нем известно?

Первое упоминание содержится в наказной памяти, данной в 1680-1681 Кондрашке Кондратьеву сыну Замятину, слободчику Белоярской-Иковской слободы. Говорится в ней, что строить слободу следует "...промеж слободы Белозерские слободчика Стенки Нестерова, да промеж слободы Царева Городища слободчика Тимошки Невежина...".

В другой раз о нем идет речь в отписке тобольского воеводы князя Алексея Андреевича Голицына тюменскому воеводе Тимофею Григорьевичу Ртищеву о появившихся в Утяцкой слободе Тобольского уезда раскольниках, где сообщается "...той слободы Царево Городища слободчик Тимошка Невежин" (1681-1682 гг.).

Теперь мы имеем возможность добавить еще одно доказательство существования этого человека. В переписи Льва Поскочина находим следующую запись: "Слобода Царево Городище вверх к реки Тобола на мысу меж озером и Тоболом рекою. Построена в 187 (1678-1679) году... Слободчик Тимошка Онисимов (сказал, что) родился он в Верхотурском уезде в Невьянской слободе и жил в Далматовском монастыре за вклад. И в 187 (1678-1679) году велено ему на Царевом Городище построить слободу. У него дети: Оска четырех лет и Овдокимко году...". Итак, смеем предположить, что полное имя курганского слободчика – Тимофей Онисимов сын Невежин. Долгое время считалось, что Т.Невежин – выходец из тюменских крестьян. Перепись Л. Поскочина это положение опровергает.

Вчитаемся еще раз в скупые строки Поскочинской переписи: "...и жил в Далматовском монастыре за вклад..." А не здесь ли следует искать следы таинственного Невежина? Воспользуемся Вкладными книгами Далматовского Успенского монастыря второй половины XVII века. На листе 14 Вкладной книги за 1671 г. находим запись: "Со 157 (1648-1649) году марта первого числа вложился в сию обитель трудами своими послужимец Тимофей Анисимов сын и с женою Настасьею Родионовою дочерью, тружались у пресвятые Богородицы во обители по нынешний 179 (1670-1671) год июля по двадцатое число. Он, Тимофей, двадцать полтретя годы без полутора месяцев, а жена работала дворцовую и всякую работу, как за него Тимофея вышла, полдвенадцата года безденежно, и за те за труды их прежние по указу преосвященнейшего Корнилия, митрополита Сибирского и Тобольского, дана им  вкладная, что им быть и впредь во обители. И поить, и кормить, и одевать, и обувать монастырским казенным платьем, а захотят и постришись, и их, Тимофея и с женою его постриши безденежно, за те их прежние труды".

Эта запись требует пояснения. Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря были предназначены для того, чтобы фиксировать тех, кто хотел принять постриг или перейти на  полное обеспечение монастыря, т.е. стать вкладчиком. Интересующий нас Тимофей Анисимов с 1642 года работал на монастырь, и получал за работу только пищу, одежду и обувь. В 1671 г. в специальной книге была сделана запись, которая подтверждала обязанности монастыря перед Т. Анисимовьм.

В 1764 г. в Далматовский монастырь был назначен новый игумен Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 г., были объявлены подложными и их вкладчики были изгнаны из монастыря. Тимофей Анисимов с другими обиженными вкладчиками был отправлен в Тобольск в поисках правды. Было проведено расследование, в ходе которого была подтверждена подлинность вкладных 1671 г.

Попробуем разобраться с самой фамилией курганского слободчика, которая могла образоваться от нецерковного имени Невежа. К примеру, в книге А.Г. Мосина "Уральский ономастикой" упоминается Невежка Сергеев, десятник Тюменских конных стрельцов в 1641 г. В 1707 г. другой Невежин – Герасим написал челобитную об отводе ему выморочного двора в Садовиках, вместо взятого на Варварке под постройку городовой крепости. В 1719 г. в деревне Боровлянской Красноярской слободы жил крестьянин Василий Клементьев сын Невежин. Однако никакой родственной связи с интересующим нас Невежиным не прослеживается. Неизвестна судьба и сыновей Тимошки Онисимова Осипа и Евдокима.

Возможно и такое объяснение происхождения фамилии или, как раньше называли, прозвища Невежин. В архивных документах есть указание на то, что Тимофей Анисимов был привезен матерью с Вятки и ребенком отдан в монастырь. В переписи Далматовского Успенского монастыря 1662 г. он упоминается как монастырский детеныш. С детских лет Тимошка не знал родителей. И когда дети боярские стали у него дознаваться: "Как, мол, отца-то звали? Онисимом ли? А может, Герасимом?". Он как человек набожный не умел лгать, честно ответил: "Не ведаю я". С тех пор и стали называть его Невежиным.

Мы столкнулись со слишком большой вероятностью того, что послужимец Далматовского Успенского монастыря Тимофей Анисимов и слободчик Тимошка Онисимов являются одним и тем же лицом, более известным как Тимофей Невежин. Надеюсь, эта тема не останется без внимания будущих исследователей.

Павел Варлаков.

Опубликовано:

Курган и курганцы. – 2003. – 4 февраля.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites