В год 7187[1] (1678-1679) в окрестности Алгинского яра для строительства слободы прибыл отряд казаков. Что это были за люди, которые фактически и стали первыми посельщиками слободы Царево Городище?
Как следует из источников, строилась слобода отрядом беломестных казаков под руководством слободчика Тимофея Онисимова (Невежина) "на мысу, меж озером и Тоболом рекой".
Впоследствии наш земляк, историк Н.А. Абрамов сообщал, что около версты к юго-западу от первоначальной слободы Царево Городище находятся земляные насыпи, известные как Царев курган. В тот год вместе со слободчиком сюда прибыли кузнец-бронник Ивашко Половников и семеро беломестных казаков: Онтонко Федоров сын, Андрюшка Баскаков, Мишка Хромой, Ганка Кайгородов, Микишка Седов, Гришка Борболин и Васька Черепанов.
В те годы в Сибири сказывалась явная нехватка служивых людей. В беломестные казаки стали верстать "из крестьян и посадских людей" с учетом того, что свое бывшее тягло те обязаны были сдать. Как правило, сдавали они его своим ближайшим родственникам. Служба давала им особые права и обязанности. С момента поверстания они освобождались от податей и "служили без денежного и хлебного жалования с пашни". То есть вместо платы за службу им давали в пользование земельные участки и сенокосы. По своему социальному положению беломестные казаки отличались от крестьян тем, что в их обязанности входила защита русских поселений и ясашных волостей от вражеских набегов и выполнение множества поручений административного характера. В казаках они, обыкновенно, и оставались вместе со всем своим потомством. Согласно правилам верстания вновь прибываемых в беломестные казаки была предусмотрена определенная процедура. Данные о них записывали в специальные книги, "чтоб не воры были, сами были молоды и из пищалей горазды стрелять". Служивые одного десятка поручались друг за друга своим имуществом, причем каждый отвечал за каждого.
Новые слободы строились, возникали и населялись сначала воинскими, а затем всякими тяглыми и пашенными людьми.
Что же известно о царевогородищенских первопоселенцах? Кто они? Откуда пришли и где осели?
Седовы
Свой род ведут от некоего Леонтия, который в середине 17-го века служил "в Казани, на посаде в стрельцах". Там в это время у него родился сын, названный при крещении Никифором, или, как записано в писцовых книгах, Микишкою. Ему-то и уготовила судьба стать одним из первых жителей Царева Городища. Свою жизнь он провел на воинской службе, а в начале 18-го века числился в отставных драгунах и жил в слободе с женою Дарьею. В 1681 году у него здесь родился сын Ивашко, а в 1682-м – Бориско. К 1720 году все Седовы еще были в полном здравии. Борис дослужился до сержанта, имел в слободе свой дом, но в семье у него рождались только дочери, и поэтому род Седовых продолжился через его брата Ивана Никифоровича, дети и внуки которого в семидесятых годах 18-го века перебрались на жительство в деревню Коробейникову (ныне село Колесниково Кетовского р-на). Их потомки и поныне живут на курганской земле.
Род Онтонки (Федорова сына)
Сам происходил он из тюменских казаков, где в свое время служил отец его Федор. В Царевом Городище у него родилось четверо сыновей. В 1710 году все они проживали в деревне Черемуховской, и трое старших числились на драгунской службе. Самое интересное, что старший из братьев в переписи записан как Григорий Кропивин.
К 1720 году казачий брат Яков Антонович перебрался на жительство в слободу. В деревне Чеусовой при речке Черной жил его племянник Иван Григорьевич. Но судьба этого рода продолжилась через Софрона Кропивина. К тому времени он числился в отставных драгунах и проживал в деревне Сизиковой. Потомки же его во второй половине 18-го века жили в селе Шкодинском, деревнях Белоярской и Костоусовской. Известен и другой род Кропивиных, появившийся в начале 18 века в Иковской слободе, чьи потомки в шестидесятых годах расселились по территории современного Варгашинского района.
Кайгородовы
Родоначальником является Гаврила (Ганка) Микитин сын Кайгородов.
"Родился он в Кайгородке", на посаде, где жил в посадском тягле, а в Сибирь пришел в 187 (1678-1679) году, и с тех пор живет в слободе Царево Городище. У него дети Ивашко и Микулка. Фамилия говорит сама за себя: в те годы в Вятском уезде был Кайгород, откуда Гаврила Никитич и появился в наших краях. Судьба этого рода хорошо исследована. В 1710 году Иван Гаврилович служил в драгунах и проживал в слободе вместе с младшим братом. К 1720 году все мужское население Царева Городища и относящихся к нему села Введенского и 24 деревень из-за частых набегов "воровских людей" было переведено на воинскую службу. К этому времени в самой слободе и появляется род Кайгородовых. Еще два однокоренных рода появляются в Иковской и Усть-Суерской слободах. Все четыре рода к середине 18-го века твердо приживаются на курганской земле, и о каждом из них можно написать целую историю. Вкратце скажу, что потомки первопоселенца по линии Петра Ивановича чуть позднее середины 18-го века перебрались на жительство в деревню Грачеву (ныне село Кетовского р-на), а к 19-му веку род их сильно разросся, и некоторые из него проживали в деревне Копайской (территория современного Варгашинского р-на).
Борболины (в 18-м и 19-м веках Байбарины)
Родоначальник их, Григорий Васильевич, происходил из государственных крестьян, родился он в середине 17-го века в Устюжском уезде в Кичменской волости, в деревне Редевской. Фамилию же носил довольно редкую, так что писцы порой путались: то запишут как Бакбарин, то Борболин, но все же ко второй половине 18-го века она закрепилась как Байбарин.
Интересно отметить, что в конце 17-го века бывали случаи, когда к поселенцам спустя несколько лет после поселения их на новом месте за многие сотни верст приезжали родственники. Так, через два года после основания Царева Городища здесь появляется родной брат Григория Байбарина, Гаврила Васильевич, из той же деревни Редевской с Устюжского уезда. Род же их продолжился через Киприяна и Дмитрия (Григорьевичей), которые служили "во драгунах", а к 1720 году проживали в слободе каждый своим двором.
К середине 18-го века Байбарины проживали в деревне Челноковой. Во второй половине этого же века их потомки поселились в деревнях Увальной, Дубровной, Медвежьей и Кривой (в тогдашней Кабанской волости).
Интересно, сохранились ли их потомки до нашего времени?
Баскаковы
Род происходил от Андрея Терентьевича, родившегося в Важском уезде, в Озерной слободе, где до воинской службы и сам там жил в захребетниках. Известны два его сына, проживающие с ним в Царевом Городище в 1683 году. Но дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, что они просто сменили фамилию.
Половниковы дети (Шкодских)
Кузнец Ивашко Леонтьев Половников-сын, родился на Соли Камской, на посаде, где отец его был в посадском тягле, а затем пришел в Сибирь и поселился на жительство в Далматовском Успенском монастыре и жил там за вклад. Отметим, что назван он Половников-сын, то есть сын половника. "Половниками" назывались монастырские работники, работавшие на монастырь за половину урожая.
"А после велено ему, Ивашке, по Тобольской памяти, быть в брониках, починивать служивым людям ружье". В 1683 году в слободе вместе с ним жили еще трое его сыновей, Митка 8 лет, Мишка 4 лет и двухгодовалый Алешка, и братья Иевко (Иевль) да Петрушко 12 лет. К тому времени за братьями числилась кузница.
В 1683 году в Царевом Городище было 23 двора беломестных казаков, включая дворы слободчика, кузнеца и пушкаря, да 17 дворов оброчных крестьян, плативших денежный оброк. Острога в слободе тогда еще не было. Кроме того, к слободе была приписана деревня Курганская, расположенная у реки Тобол, возникшая в 1682 году. Почему я называю эту дату? Потому что в переписных книгах отмечено, кто именно и в каком году здесь поселился. А всего в деревне Курганской было девять дворов крестьянских и один двор захребетника. Все еще только начиналось, и все тот же Ивашка Половников, кроме "кузнечного дела", пашни пахал десятину, да сенных покосов было у него на сто копен.
1710 году сыновья Иевля числились на драгунской службе, и проживали со своею матерью, вдовою Агрофеною, в деревне Черемховской. Семен был в пушкарях, а Иван (Иевлевичи) вскоре был произведен в сержанты. Остальные Половниковы в начале 18-го века также были на драгунской службе, но носили уже иную фамилию, которая впоследствии закрепилась за всем родом. Звались они Шкоцкие. Деревня Шкоцкая, а позднее село Шкодинское, возникшая между 1710-1720 годами на речке Средний Утяк, своим названием обязана именно этой фамилии. В ней в четырех дворах жили драгуны Шкоцкие, двое из них имели сержантское звание. Во второй половине 18-го века Шкоцкие широко расселились по округе, и кроме села проживали в деревнях: Колташевой, Пушкаревой, Кривиной, Грачевой и Саламатной.
Фамилия эта распространена и сегодня, и, как видим, все они в какой-то степени родственники.
Белые пятна
О Мишке Хромом не осталось никаких упоминаний, кроме того, что родился он в Тобольском уезде, в Киргинской слободе. Отцом его был некий крестьянин по имени Родион, и, перед тем как Мишку поверстали в беломестные казаки, пашню свою сдал он дядьке своему Ивашке Шовыре. Не прослеживается генеалогия рода и Васьки Варламова сына Черепанова, родившегося на Верхотурье, в Арамашевской слободе, где служил он в беломестных казаках. Известно лишь, что в Царевом Городище вместе с ним жили два его сына. Фамилия же Черепановых довольно широко распространена на зауральской земле.
Исследования показывают, что к середине 18-го века только на территории центральной части современной Курганской области проживало семь родов Черепановых, но, несмотря на то, что корни многих из них уходят к середине 17-го века, установить между ними родство не удалось. Что же касается, этимологии самой фамилии, то кроме общеизвестной "черепанами" называли "гончаров, горшечников", существует и другая версия. Так называли выходцев из Череповца, с Вологды. Фамилии, образованные "по месту выхода", закрепившиеся из прозвищ, были очень распространены на Урале и в Сибири.
Опубликовано:
Курган и курганцы. – 2003. – 20 декабря.
Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».
[1] До 1700 года летоисчисление в России велось «от сотворения мира». Новый год начинался с 1 марта, а позднее 1 сентября. Разница с современным летоисчислением 5508 лет (если событие произошло до 31 августа) и 5509 (если после 31 августа) – прим. ред.