kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Верхний Яр село » Известные люди села Верхний Яр Далматовского района Курганской области

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Известные люди села Верхний Яр Далматовского района Курганской области

Будрин Иван Григорьевич

Священник села Верхний Яр Шадринского уезда Иван Будрин не побоялся обличить большевиков. Перед тем как убить, его жестоко мучили: выдергивали волосы из бороды и головы.

Из исследования Андрея Владимировича Печерина.

Иоанн Георгиевич Будрин, священномученник, родился – 1864 г., с. Черемховское Камышловского уезда Пермской Епархии – ум. 21.06. (4.07.) 1918 с. Верхнее-Ярское, Шадринского уезда, Екатеринбургской Епархии, Священник Покровской церкви села Верхне -Ярское.

Иоанн Будрин родился в семье священника Вознесенской церкви Черемховского села Георгия Васильевича Будрина. Окончил по второму разряду курс Далматовского Духовного училища (1880). Обучался на одном курсе со священномученником Иоанном Шишовым (ум. 13 (26). 08. 1918) и Иоанном Плотниковым (ум. 30. 07. (12.08.) 1918). Через один год после окончания училища поступил в Пермскую духовную семинарию, окончил ее 27 июля 1887 года по второму разряду. С 31 августа 1887 по 25 июня  1889 г. состоял надзирателем за учениками Далматовского, а затем Камышловского духовных училищ. В 1889 году женился и поступил на должность псаломщика в Свято-Троицкой церкви Ертарского завода, Камышловского уезда. 27 августа 1889 г. преосвященным Поликарпом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским рукоположен во диакона. 29 августа 1889 г. рукоположен во священника Свято-Троицкой церкви села Ертарского Камышловского уезда. По собственному прошению 3 мая 1894 г. указом Екатеринбургской Духовной Консистории за № 4085 перемещен в Покровскую церковь села Верхне-Ярского и определен законоучителем и заведующим в местной церковно-приходской школе. Состоял членом благочиннического совета 3-его округа Шадринского уезда, трехлетие – с 1896 по 1899 гг. 24 февраля 1899 г. за достойное прохождение пастырского служения награжден Преосвященнейшим Христофором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским набедренником.  Постановлением Епархиального начальства от 23 декабря 1898 года: с 18 января 1899 по 13 марта 1906 года состоял на должности духовного следователя по 3-ему округу Шадринского уезда.

Супруга о. Иоанна – Мария Васильевна, 24 февраля (по другим данным 1 апреля) 1870 г. р. Дети: Надежда, 1890 г. р. (23 августа), состояла впоследствии учительницей при Ковригинской земской школе, Милица, 1892 г. р. (30 июня), мл. Михаил 1893 г. р. (май) – умер в 1894 г., не прожив и года, Анна, 1895 г. р. (22 августа), Зинаида, 1896 г. р. (8 октября), Валентина, 1900 г. р. (8 февраля) (Крестные: Брусянского с. дьякон Сергий Иоаннович Максимов и с. Катайского села, священническая дочь девица Александра Васильевна Некрасова, крещение совершал священник Далматовской Николаевской церкви Григорий Черемухин), Иаков, 1902 г. р. (27 ноября) (Крестные: Григорий Макарович Черемухин и вдовая священническая жена с. Катайского Евдокия Иоанновна Успенская – мать священномученника Николая Успенского (канонизирован РПЦЗ в 1989 году) крещение совершал священник Далматовской Николаевской церкви Григорий Черемухин).

27 Ноября, в возрасте 32 лет, при родах умерла супруга отца Иоанна, Мария Васильевна, хоронили её 30 Ноября на приходском кладбище Иеромонах Далматовского Успенского монастыря Досифей и священник Григорий Черемухин, перед смертью иеромонах Досифей исповедовал и Причастил ее. Через месяц, 29 декабря 1902 года умер младенец Иаков. Потом священномученик Иоанн потерял еще двух дочерей: Милицу и Зинаиду.

26 ноября 1903 г. преосвященным Никанором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским награжден скуфьей. От 29 марта 1908 г. указом Священного Синода №2268 за благочестное житие, отлично–усердную службу и весьма полезное служение церкви награжден камилавкою. С 10 по 17 августа 1910 года Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан, совершил архипастырскую поездку по обозрению церквей епархии, в числе других населенных пунктов было посещено и село Верхнее-Ярское. Вот как описывается посещение архипастырем прихода отца Иоанна: «Верхнее-Ярский храм каменный, построен в 1857 – 1860 г. г., освящен во имя Покрова Божией Матери. Храм этот не отличается благолепием. Пол из бутового камня. В притворе – чугунные плиты, которыми устлан пол в самом храме и в алтаре, простая небогатая утварь. Дешевые облачения на престоле и священнослужителях – все это говорит о скудости средств церковных. Приход Верхнее-Ярский состоит из 1700 душ обоего пола, население живет исключительно хлебопашеством и особой зажиточностью не отличается. По прибытии в храм, Владыка, прослушав обычное молебствие, сказал назидательное поучение, в котором объяснил слушателям содержание кондака праздника Успения Божией Матери, рассказал историю праздника и призвал слушателей к праведной жизни. Около пяти часов пополудни владыка выехал в село Далматовское» (ЕЕВ. – 1910. – № 40. – С. 886–889).

Храм в Верхнем Яру был действующим вплоть до 1935 года. Несмотря на бедственное, по описанию 1910 года, положение церкви, местные жители до сих пор вспоминают её красоту и необычайный колокольный звон: «У нас только в Верхнем Яру был звон то такой, вокруг церкви была ограда, шибко хорошая была церковь, такая красота была иконы шибко хорошие были» - из воспоминаний Выборовой Марии Ивановны.

О священнике, служившем в Верхнем Яру также сохранились некоторые предания: «Поп тот сильно заякивался» (Выборова Мария Ивановна), говорили также что он отличался строгостью, и за это его некоторые жители села недолюбливали, Выборова Мария Ивановна, 1919 года рождения рассказывает: «Когда праздник был, поп с крестом ходил, служил по домам, бабушка белую скатерку постелит, на стол соберет, но не садились за стол, только служили им. Родится робенок, он им имена давал, на кого осердится – одного например Агафоном назвал, родители мало вынесли, он обиделся. Я от дедушки слышала, что они не шибко ценили этого попа, видно очень суровый был». О кончине же его Мария Ивановна вспоминает: «Только слыхала про этого священника, что над ним шибко галилися (издевались)».

По данным исследований, проведенных историком Белого движения на Урале Кручининым Александром Михайловичем, гибель отца Иоанна, так же как и гибель священномученика Алексия Архангельского, ум. 13.06. (26. 06.) 1918 г., связана с вооруженной борьбой местных советов за укрепление своей власти: В июне месяце 1918 г. после выступления чехословаков, некоторые волости Шадринского уезда начали выносить постановления о недоверии к советской власти и о ее свержении. 22 июня на заседании исполкома Шадринского уездного совета председатель исполкома Яхонин упомянул в своей речи, что таких волостей насчитывается уже десять. Далее Яхонин сказал, что борьба с таким явлением может проходить только при помощи силы и если наказать одну или две волости из пятидесяти пяти, то остальные не будут выступать против советов. Он предложил всякого, кто пытается сорвать советскую власть, объявлять врагом народа, на каждый случай свержения совета, посылать карательный отряд, который произведет расправу на месте. В южной и юго-восточной части уезда революционный порядок в окрестных волостях неоднократно наводил Верх-Теченский красный отряд под командованием Т.Г. Анчугова. Отряд (боевая дружина) был создан еще в апреле 1918 г. и состоял из членов Верх-Теченской партячейки и беднейших крестьян окрестных сел и деревень. В июне 1918 г. отряд насчитывал 282 штыка и 25 сабель. Отряд отличался особой жестокостью. 13 июня 1918 году отрядом на берегу реки Течи был расстрелян священномученник Алексей Архангельский, как вспоминали очевидцы, жители села Верх-Теченского: «после залпа тотчас, же раздался сатанинский хохот палачей…  Вскоре после этого убийства Советская власть и местный отряд в количестве 25 человек красных бежали из нашего села и все вздохнули свободно. Вдруг 6 июля на Верх-Течу был сделан налет и красноармейцы, арестовав 12 человек, убили из них 9, предварительно измучив их до того, что родным пришлось узнавать своих только по одеждам, так как лица несчастных были превращены в куски мяса, руки вывихнуты и бороды вырваны, одного мученика, попросившего пить красные, по словам бежавших, тыкали лицом в его кровь и приговаривая: «пей свою кровь»…».

Харлова Наталья Алексеевна, директор СДК, с. В. Яр рассказывает: «По рассказам местного краеведа Антропова Федора Васильевича, 1926 года рождения, местного священника (он называл и имя его, только уже забыли) увели далеко за село в какие-то канавы, заросли ивняка, чтобы никто не видел, где над ним всячески издевались, били его, ругали, оскорбляли как священника, и лишь потом местные жители, видевшие как его увезли, пошли его искать и нашли лишь потом, забитого насмерть. Похоронили его в селе близ оградки храма. На коллективных встречах, празднованиях, когда собирались сельчане, он часто укорял сельчан за то, что на том месте, где находится могила священника, поставлен туалет. Место это известно».

С 20 по 30 августа 1918 года по просьбе Шадринского духовенства Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский), желая лично посетить места страданий и смерти убиенных, и на местах лично выяснить обстоятельства этих печальных событий, посетил Камышловский и Шадринский уезды: «После Катайского было посещено село Боровское… Отсюда Владыка направился в село Верхний Яр, в котором зверски убит священник о. Иоанн Будрин, пастырь мужественный и безбоязненный, смело обличавший большевиков. Пред тем как его убить, его жестоко мучили: выдергивали волосы из бороды и головы. На его могиле была отслужена панихида» (ИЕЦ. – 1918. – № 16. – С. 306–307). После окончания поездки Влаждыка вернулся в город Шадринск, где в Спасо–Преображенском соборе по убиенным священнослужителям была отслужена заупокойная всенощная, а в Никольском храме – литургия, затем Преосвященный посетил «Вечер скорби», в память об убиенных священнослужителях, устраиваемый повсеместно в епархии в местах их  мученической кончины, сборы от которого шли на помощь семьям убиенных священнослужителей. В Известиях Екатеринбургской епархии писали: «Сбор на этот вечер дал 6 тысяч. Из них 5 тысяч было распределено между 10 семьями мучеников священнослужителей Шадринского и других уездов» (ИЕЦ. – 1918. – № 16. – С. 308).

По данным, опубликованным в поминальном списке 1918 года, священник Села Верхнее-Ярское, Иоанн Будрин, был убит на ст. Синарское. «Помяни Господи души усопших рабов Божиих убиенных: УГААОСО, ф.1, оп. 2, д.43722 Л.50». Но здесь возможна ошибка, таких в данном источнике множество, например: неправильно написано имя священномученника Алексея Архангельского – Александр, или фамилии: вместо Иевлев – Иовлев, или даты мученической кончины: священномученника Алексея Введенского вместо 30 июня (ст. ст.) 1918 г. – 23 июня 1918 г.

А. В. Печерин.

Архивные документы:

Государственный архив в г. Шадринске (ГАШ): Клировая Ведомость Покровской церкви Верхне-Ярского села за 1894, 1896, 1901, 1902, 1903, 1911, 1916 год: ГАШ Ф. И-285. Оп.1. Д.21 Л. 38 об – 39; 44 об – 45; 72 об. – 73; 76 об. – 77; 80 об. – 81; 106 об. – 107; 144 об. – 145; Исповедные ведомости Покровской церкви села Верхне-Ярского за 1910 год: ГАШ Ф.285 Оп.2 Д.33. Л.1; Метрическая книга села Верхне-Ярского за 1900 г. ГАШ Ф. И-285. Оп.1. Д. ? Л.233 об. – 234; Метрическая книга села Верхне-Ярского за 1902 г. ГАШ Ф. И-285. Оп.1. Д. ? Л.114 об – 115, 142 об – 143;

Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО): Материалы о закрытии церкви в селе Верхний Яр, Далматовского района. ОГАЧО Ф. Р–274. Оп. 3. Д. 4269. 32 л.

Личный архив историка Кручинина Александра Михайловича, г. Екатеринбург: материалы и источники по теме гражданской войны на Урале.

Уральский государственный архив административных органов Свердловской области: «Помяни Господи души усопших рабов Божиих убиенных». Поминальный список убиенных священнослужителей Екатеринбургсккой Епархии, 1919 г: УГААОСО. Ф.1. Оп. 2. Д. 43722. Л. 50.

Воспоминания.

Выборова Мария Ивановна, 1919 года рождения, коренная жительница села Верхне-Ярского.

Харлова Наталья Алексеевна, директор Сельского дома культуры СДК, села Верхний Яр.

Литература:

Адрес-календарь Екатеринбургской епархии на 1890 год. – Екатеринбург: тип. П. Я. Сапожникова, 1890. – С. 161.

Адрес-календарь Екатеринбургской епархии на 1900 год. Сост. прот. Николай Кибардин. – Екатеринбург: тип. Ф.К. Хомутова, 1900. – С. 76–77; 162–163; 276–277.

Календарь – Справочник на 1917 год с приложением табель – календаря. Издание Шадринского земства. Год третий. – Пермь: электро–тип. Губернского земства, 1916. – С. 70 – 71.

Отчет о церковно – приходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии за 1893-94 отчетный  год // Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 24. – С. 608.

Пашков А.А. Борьба за власть в Шадринском уезде Пермской губернии 1917-1920 гг. Шадринск, 2007. С. 140 – 141. Там же. – С.126 – 127.

Поездка его Преосвященства // Известия Екатеринбургской церкви. – 1918. – № 16. – С. 306–308; – С. 313.

Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии. Екатеринбург. – изд. братства прав. Симеона Верхотурского, 1902. – С. 536 – 537.

Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии. Пермь. – типография Н-ков Каменского. – 1900. – С. 87;

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1902. – Екатеринбург: тип. С. А. Словцева, 1902. – С. 110.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1903. – Екатеринбург: тип. С. А. Словцева, 1902. – С. 175.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904. – Екатеринбург: тип. Е. В. Сониной, 1904. – С. 221.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905. – Екатеринбург: тип. Е. В. Сониной, 1905. – С. 12; – С. 263.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909. – Екатеринбург: тип. А. М. Жукова, 1909. – С. 190.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915. – Екатеринбург: тип. Е. Н. Ершова, 1915. – С. 124 .

 

Зырянов Александр Никифорович

Зырянов

Родился в деревне Верхний Яр Далматовской волости Шадринского уезда в семье крестьянина. На восьмом году жизни остался без отца. Грамоте учился несколько месяцев в Далматовском духовном училище. С 11 лет Саше пришлось служить помощником писаря. Дальнейшее образование А. Н. Зырянов получил самостоятельно. Рано началась трудовая деятельность А. II. Зырянова. Вначале он служил рассыльным мальчиком в Далматовском волостном правлении, затем писцом. С 16 лет Зырянов работал волостным писарем в Уксянке, затем в селах Батурине, Каргаполье, Мехонском, Барневском и Иванищевском.

В 1861 г. он переехал в Далматово, занявшись ходатайством по крестьянским делам. Кочуя из одного села в другое в должности волостного писаря, Зырянов имел возможность общаться с крестьянами. Их творчество он аккуратно собирал. Сказки, записанные А. Н. Зыряновым, составляют большую часть «Народных русских сказок», изданных в Москве в 1859 году под редакцией А. И. Афанасьева.

А. Н. Зырянов — крестьянский самоучка, имел широкий круг интересов. У него есть ряд интересных работ, написанных им и а основе изучения материалов местных архивов. Например, «Пугачевский бунт в Шадринском уезде» («Пермский сборник», 1859 г.), «Крестьянское движение в Шадринском уезде в 1843 г.» (журнал «Древняя и Новая Россия», № 21, 1879 г.) и другие работы.

Занимался Зырянов и археологией края. В 1860 г. Русское географическое общество присудило ему серебряную медаль за интересные сведения о раскопках курганов в нашем крае.

Экономикой края А. Н. Зырянов стал заниматься одновременно с изучением археологии и истории. За свой труд «Промыслы в Шадринском уезде» Зырянов был награжден Вольным Экономическим обществом большой серебряной медалью.

Около 30 лет Зырянов вел метеорологические наблюдения. Русское географическое общество снабдило его некоторыми инструментами и приборами. Результаты его наблюдений были опубликованы в «Записках УОЛЕ» за 1876 и 1878 гг. Экземпляры этих журналов с трудами А. Н. Зырянова хранятся в народном краеведческом музее Дома пионеров.

Живя среди неграмотного населения, А. Н. Зырянов не мог замкнуться в круг своих научных интересов. В 1859 г. он открывает в селе Иванищевском бесплатную библиотеку-читальню, первую в Зауралье.

По его инициативе в этом селе, а в 1861 г. и Далматово, были открыты бесплатные школы для крестьянских детей.

А. Н. Зырянов имел богатую по тем временам библиотеку. Он пытался открыть ее в Далматово, но волостное правление ему не разрешило это сделать.

В 1874 г. Зырянов передал свою библиотеку Шадринскому земству. Таким образом, А. И. Зырянов является основателем Шадринской городской библиотеки.

Писатель, краевед, археолог, метеоролог, член общества Русского Географического, Русского Вольного Экономического и Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) — вот далеко неполный перечень трудовой и общественной деятельности А. Н. Зырянова.

Решением Далматовского райисполкома от 19 января 1973 г. именем А. Н. Зырянова назван народный краеведческий музей Дома пионеров.

 

Оконечников Иван Степанович

Род. 1883, д. Верхний Яр Далматовского р-на, русский, б/п. Священнослужитель в Преображенском храме г. Шадринска. Арестован 27.02.1933 по обвинению в антисоветской агитации, ст. 58-10. Коллегией ОГПУ 28.05.1933 срок предварительного заключения зачтен в наказание, из-под стражи освобожден. Реабилитирован Курганской облпрокуратурой 26.05.1989.

 

Устинов Александр Сергеевич

 Устинов

Родился в селе Верхний Яр Далматовского района в крестьянской семье в 1896 году. Мальчик жадно тянулся к знаниям. Окончив Далматовское городское училище, Саша пешком отправился в Челябинск поступать в учительскую семинарию. Несмотря на материальные лишения, он успешно закончил ее. Саша мечтал стать учителем, обучать таких же крестьянских ребятишек, каким был сам. Однако вскоре его призвали в царскую армию. В родные края А.С.Устинов вернулся после Великой Октябрьской социалистической революции.

Прапорщик Устинов принимал активное участие в формировании 4-го Уральского полка, служил Начком Красной Армии в городе Шадринске, а с переорганизацией выполнял обязанности Заведующего организацией агитационной секции. Во время Далматовского боя командовал бронепоездом, расчётами на оборудованных блиндированных площадках восьми пулемётах и одном орудии. Был ранен, но не вышел из строя. Вскоре он был назначен командиром батальона 4-го Уральского полка.

Об одном из его подвигов рассказывает в своих воспоминаниях бывший командир 4-го Уральского полка Вырышев И. П.: "Устинов  Александр Сергеевич  командовал батальоном на левом фланге боевого участка. Выдержав несколько яростных атак противника, батальон перешел в контратаку и сбил противника, привел его в замешательство". Вот что вспоминал его однополчанин, генерал-майор Терюхов Д. А. "Саша, совершивший героические подвиги в боях 1918 г., под пулеметным огнем белых поднял первым свой батальон в атаку, в результате которой гнали белых 60-70 км. Саша был командиром батальона, мог бы держаться позади батальона, но он был храбр и под пулеметным огнем белых пошел в атаку впереди батальона, показывая всем пример мужества, храбрости и отваги".

В бою под станцией Егоршино, Александр Сергеевич  был тяжело ранен. Санитары унесли его с поля боя, затем отправили в госпиталь в Пермь, позднее - в Москву. Врачи приложили все усилия, но спасти жизнь отважного командира не удалось. Славное имя Александра Сергеевича Устинова носила дружина сельской школы и пионерские отряды школ города Далматово.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites