kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Рычковское село » Сквозь сито времени

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Сквозь сито времени

Очерки курганского краеведа Ивана Афанасьевича Ленского (Зыкова) из истории быта крестьян села Рычковское (в прошлом деревни Притыкино) Белозерского района Курганской области.

Человеческая память – эхо, гулкое и

трепетное. Проходят годы,  десятилетия,

века, зимы и весны, а эхо вечно молодо.

(И.А. Ленский).

Из тени веков (историческая справка)

Триста лет назад через Урал двигался людской поток. Озираясь по сторонам, шли одиночки с котомкой за плечами да топором за поясом, шли и целые семьи, перегоняя за собой скот и перевозя немудреный скарб. Долгий путь лежал за спиной путников. Гнет помещиков и насилие царских воевод, нужда и голод согнали крестьян с родных мест, превратили оседлых пахарей в «гулящих людей».

«Гулящими людьми» называли в документах 17-ого столетия беглых крестьян. Однако не гулять по белому свету, а искать в далеких от помещиков краях удобные для пашен земли шли русские крестьяне. Зауралье было тогда именно таким местом.

Его озера и реки давали в изобилии рыбу, его леса – бревна для построек, дрова и пушнину. Но самым привлекательным для пахаря было то, что не жил здесь помещик, а вокруг лежали бескрайние  не тронутые сохой поля.

Повседневный тяжелый труд и напряженная, полная опасностей жизнь была уделом крестьян-переселенцев. Много усилий положили они, преобразуя дикий край в житницу Урала и Сибири. Памятниками трудовому подвигу первых жителей Зауралья остались освоенные ими села и города.

Присоединение Западной Сибири к русскому государству было начато в конце 16-го века походом Ермака и его соратников. В 1586 году была основана Тюмень, в 1587 году – Тобольск. К середине 17-го века русские вышли на берега Исети. В 1664 году было основано Далматово, в 1650 году – Исетск, в 1655 году – Катайск, в 1662 году – Шадринск, в 1659 году построен Ялуторовск. Отважные землепроходцы  начали продвигаться по реке Тобол на юг.

Продвижение русских в южном направлении встречало сопротивление кочевников: татар, киргизов, казахов и др. Сибирское государство татарских ханов было уничтожено Ермаком еще в конце 16-го столетия. Ермак разбил наголову войска хана Кучума, но потомки Кучума, «Кучумовы царевичи», как их называли сибирские летописцы, продолжали тревожить русские селения. Река Тобол являлась границей между русскими и кочевниками.

В 1662 году (по современным сведениям – в 1679 году – прим. ред.) слободчик Тимофей Невежин основал на берегу Тобола селение – острог. Место, выбранное Невежиным, было очень удобно: холм на берегу, насыпанный над древней могилой знатного монголо-татарского хана. За большие размеры и величавый вид холм называли Царевым Курганом. Древнее название холма перешло к селению, основанному Невежиным, его назвали Царево Городище. В Курганском областном краеведческом музее есть картина, написанная художником Валерьяном Илюшиным, названная «Царево Городище».

Подробное описание Царева Городища сделано  в 1962 году курганским историком-краеведом Н.А Лапшиным в книге «300 лет Кургану».

Основание Царева Городища имело огромное значение для заселения Притоболья.

В 1680 году слободчик Замятин и казак Кондратьев с разрешения Тобольского воеводы Шеина построили острог-слободу в устье речки Ик при впадении ее в реку Тобол. Так возникла Иковская слобода.

В 1665 году слободчик Нестеров основал на реке Тобол Белозерскую слободу. В 1680 году слободчик Иноземцев на юг от Царева Городища построил на реке Тобол Утятский острог.

В 1752 году заложены крепости Звериноголовская, а потом Пресногорьковская.

Кочевники были навсегда оттеснены на юг, в степи Казахстана.

Царево городище было переименовано в Курганскую слободу. 17 марта 1785 года слобода Указом царицы Екатерины II была переименована в город Курган с гербом «в зеленом поле два серебряных кургана».

В 1686 году по Указу Петра I была произведена перепись всех зауральских слобод и приписанных к ним населенных пунктов. Это требовалось для обложения всех поселенцев подушной податью и другими налогами.

Иковская слобода

По второй переписи (1710 года) Иковская слобода состояла из 96 дворов, людей в них от 16 до 50 лет было 205 человек. При слободе имелось 17 деревень. В составе деревни Притыкино (в будущем Рычково) входило 40 дворов и 51 человек.

Население по социальному положению составляло:

Крестьяне и бобыли – 82,5 %

Дворовые люди – 0,8%

Военнослужащие – 14%

Приказная администрация и духовенство - 2,7%.

В районы Среднего Притоболья приходили крестьяне из разных уездов Центральной России, а также из слобод Урала, Вятского, Казанского, Кунгурского уездов, с Поволжья и Северного Поморья.

Деревня Притыкино на 1 января 1970 года имеет возраст 260 лет.

В переписях (ревизские сказки) середины 19 века она уже значится под названием Рычково.

В деревне первым жителем-основателем селения был некий человек по фамилии Рычков, из служивых людей Иковской слободы. По преданию, Рычков поселился не у самого берега речки Ик, а подальше, в облюбованной им березовой роще. Следующие за ним переселенцы селились от хутора Рычково, продвигаясь в сторону речки Ик, то есть «притыкаясь». Так, очевидно,  деревня и получила свое первоначальное название Притыкино и звалась так до новой переписи в 19 веке.

Деревня Рычково называлась официально по документам, а крестьяне звали ее по-прежнему наименованию. Мужики называли себя притыкинцами до 1917 года.

По переписи 1897 года в Рычково числилось 90 дворов и 300 душ населения, больше всех дворов с фамилией Демидовы, 4 двора Зыковых.

Фамилия Демидовы происходит от уральских заводчиков Демидовых, у которых работали крестьяне как приписные, так и ушедшие в 18 веке ушли с Урала на привольные земли Зауралья.

Фамилия Зыкова произошла от пращура Леонтия Зыкова, активного повстанца Емельяна Пугачева. Он числился отходником из Притыкино, работал вольнонаемным в монастырях бывшей исетской провинции. Леонтий Зыков упоминается в исторических документах 18-го века  (время царствования Екатерины II) и в книге «Крестьянские войны в Зауралье в 18 веке», автор Курганский историк Кондрашенков, 1966 год.

Леонтий Зыков за разгром монастырей был схвачен карателями и доставлен в Челябинскую тюрьму, откуда бежал к башкирам,  дальнейшая его участь не известна.

Из других преданий – Зыковы появились в Зауралье в конце 16 века из беглых крепостных поволжских помещиков.

Фамилия Зыков бытовала среди волжской вольницы времен крестьянской войны под руководством Степана Разина,  очевидно, происходит от клички «зык», то есть «зычный голос», «клич». Поволжская вольница свои фамилии образовала от прозвищ–кличек.

О происхождении других фамилий ничего не известно. Вообще же в старину фамилии складывались по именам отцов. По введении переписей правительственные органы устанавливали переселенцам единую и наследственную фамилию для удобства учета населения, сбора подушной подати, налогов и выполнения разных повинностей. Поэтому и появлялись новые постоянные фамилии, выбираемые по желанию поселенцем, или же назначались по прихоти начальства.

Начало народного образования в Курганском крае относится к 1856 году. Это была потребность иметь грамотных людей для должностей сельских и волостных писарей, выборных должностных лиц, торговых людей и духовенства.

Село Рычковское в прошлом (со 2-й половины 17 века)

Время затуманило образ тех, кто впервые поселился в Зауральских местностях. Составить хотя бы приблизительное представление об этих мужественных, трудолюбивых людях  помогают нам редкие документальные записи, сохраненные до наших дней архивными работниками: В.П. Ефимовым, А.И. Князевым, Н. Абрамовым, Мозиным и другими историками Сибири и Зауралья 19 века (Словцов, Головников, Игнатьев, Осипов и др.), а также  исторические труды доцента Курганского пединститута Н.А. Лапина, оставившего Курганскому краеведению очерки, статьи, разные документы.

Большую изыскательскую работу по Курганской старине ведет краевед и неутомимый следопыт – историк тов. Селетков, проживающий  в поселке Просвет Курганской области.

Огромную работу  по собиранию фольклора Урала и Зауралья проводит писатель-краевед Владимир Павлович Бирюков, старейшина Курганских краеведов.

Как ты выглядел, первопереселенец Зауральский? Просто ли тебе зачинать было в наших местах жизнь хлебопашца–труженика, и есть ли в нынешних пахарях твердость твоего характера, теплота взгляда твоего, осматривающего здешние березовые просторы?

Ныне я попытаюсь проиллюстрировать некоторые фрагменты из истории и быта зауральских крестьян из архивных источников.

1. Основные занятия зауральцев (из топографического описания Курганского округа Тобольского наместничества за 1789 год)

«По большей части жители упражняются в хлебопашестве, ремесла имеют: делают телеги, колеса, посуду деревянную, бочонки, глиняные горшки и прочее, а женщины по большей части прядут и ткут холсты льняные и конопляные, а также шерстяные сукна, а промыслы имеют овчинные, кожевенные и мыльные. Ловят зверьков: горностаев, зайцев и разную птицу - и все это вещи продают в Курганской округе по ярмаркам и отвозят в соседние округа.

Землю ничем не удобряют.  Пашут сохами и железными сошниками на лошадях под озимовый хлеб (рожь). Перепахивают дважды, первый раз с первых чисел июня, в другой в первых числах июля. Сеют озимовый хлеб первого августа. Боронят по четыре и по пять раз заложенную (залежную) твердую землю. Паханую землю оставляют под яровой хлеб для посева будущего лета.

В вешнее время начинают пахать с конца апреля и в первых числах мая и тогда сеют яровой хлеб:  пшеницу, ячмень, овес, полбу, гречиху и горох. А льняное семена сеют в последних числах мая, а конопляное и репу (вероятно, сурепку) в половине июня.

Хлеб жнут серпами, связывая сперва в суслоны и по выветривании вывозят на гумна в клади для молочения. Сушат в овонах, обмолачивают в тех же гумнах деревянными на вертлюгах молотилами и отделяют половы на ветре».

2. Хлеб-соль

(Из воспоминаний жителя гор. Кургана Абрамова, напечатанных в газете «Тобольские губернские ведомости» в конце 19 века)

«Хлебосольство курганцев прежде славилось и теперь славится в высшей степени. В церковные престольные праздники крестьяне съезжались из других сел и деревень и после обедни ходили по приятелям из дома в дом поесть хлеба-соли. Там много приготовлялось разных кушаньев. В скоромные дни: пироги с рыбой, разные похлебки из мяса, холодное жаркое, пирожки сковородные из клубники, сухой черемухи, брусники и других ягод, пирожки с яйцами, блины, караваи, сырницы, яичницы и прочее, перемен блюд более двадцати. Чем зажиточнее хозяин, тем стол праздничный обширнее и разнообразнее. Пиво разных родов, хмельное, постное с душицей, вишневым и смородиновым листом. Богатые наваривали по нескольку бочонков. Пиво подавалось на подносах в мерных вылуженных стаканах и стопах. Бывало и покупное вино. О чае тогда не имели понятия. В постные же праздничные дни кушанья были из рыб, ягод, огородных овощей, из семян маку и другое».

3. Одежда и обувь. (Тоже из воспоминаний учителя Абрамова, относящихся к 19 веку)

«В будни деревенские крестьяне носили рубашки из холста или самодельной пестряди. Нижнее белье из холста или кежовое. Верхнее платье из черного овечьего самодельного сукна. Зимою шубы из овечьих овчин, сверх их в дорогу надевали яги козлиные.

В праздничное время крестьяне носили рубашки из тонкого холста, кумачу, александрийки и кафтаны синего самодельного и самокрашеного сукна.

Летом парни носили косоворотки из александрийки и кумачу с воротниками, расшитыми золотым галуном, халаты из китайки шанхая и зендеги (китайские бумажные ткани).

На голове носили поярковые шляпы, украшенные огородными или полевыми цветками. На ногах в будни – бродни, в праздники сапоги – бутылы».

4. Белокурые красавцы и красавицы (продолжение воспоминания учителя Абрамова)

«Жители как самой слободы Царево городище, так и окрестных сел, слобод и деревень (описываемое Абрамовым время-17 и 18 века) имели волосы самою большою частью  белокурые или светло-русые, а в юности совершенно белые, доходившие почти до цвета жемчуга. Лицо белое, глаза голубые. Молодые женщины и девицы самою большею частью румяны и красивы, как обыкновенно говорят, кровь с молоком. Как мужчины, так и женщины довольно крепкого сложения и здоровья, дородны и некоторые толстоваты. Росту среднего, от 2-х аршин 4-х вершков (166 см) до 2-х аршин 7-ми вершков (173 см), но в прежние годы были мужчины от 2-х аршин 8 вершков (177 см) до 2-х аршин 10 вершков (186 см). Рост их со временем приметно уменьшается».

Учитель Абрамов, описывая прошлое, заглядывал в 17 и 18 века, но в 19-м веке мало что изменилось.

Изменения в облике и быте крестьян динамично происходили с 90-х годов 19 века и в следующие десятилетия 20 века, особенно после проведения Великого Сибирского железнодорожного пути.

5. Крестьянский праздник (Из воспоминаний Белозерского священника Василия Андронова, церковные летописи 80-х годов 19 века)

«Тяжелый крестьянский труд время от времени сменялся короткими праздниками. Обычно праздники приурочивались ко времени местных торжков и ярмарок. Начинались они богослужением.

Нельзя не похвалить такого благочестия, но должен признаться, что у деревенских жителей всегда есть при этом цель чисто материальная – угостить хлебом-солью своих родных и добрых знакомых и повеселиться с ними.

По окончании службы в село съезжались гости из окрестных деревень и города Кургана. Одиночки, двойки и тройки, запряженные в тележки, дроги и повозки, с бряцанием ширкунцов (бубенцов) мчатся во весь опор, везя на праздники разряженных сельских красавиц и удалую молодежь; все это несется по базарной улице и наконец, разъезжаются по знакомым домам.

Приехавших гостей хозяева приглашают в дом. Между ними завязывается следующий разговор:

Гости: Мир в дому господском!

Хозяева: Милости просим! Милости просим! Беседуйте-ко на лавочку!

Гости: Благодарим покорнушшо!

В доме начинается суета. Хозяйка накрывает стол ковром домашнего изделия. Сверху расстилается гарденая скатерть. Между кушаниями на столе признаком хорошего тона считается поставить тарелки с пряниками и орехами. Хозяин же рысью бежит в подвал (голбец) и возвращается с бутылками красного и белого вина…

Иван Афанасьевич Ленский (Зыков), Курган, 1970 год.

Статью для размещения на сайте прислала праправнучка Ивана Афанасьевича Ленского (Зыкова) Мария Викторовна Стенникова.




Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites