kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » В помощь генеалогу » Особенность генеалогического знания и проблемы его преподавания

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Особенность генеалогического знания и проблемы его преподавания

Генеалогия как наука занимает уникальное место в системе человеческого знания. С одной стороны, она является  частью источниковедения, входящего в свою очередь в комплекс дисциплин, составляющих историческую науку. С другой - является междисциплинарной наукой,   которая выходит за пределы собственно историко-научных дисциплин. Генеалогия может существовать вне сферы исторической науки, а именно в тех науках неисторического цикла, где либо предметом или одним из  предметов изучения является человек в его родственном окружении  (юриспруденция, генетика, медицина, антропология и др.), либо используются генеалогические методы исследования (демография, социология, фольклористика, лингвистика, биология и т.д.). С третьей – генеалогия может существовать вообще вне сферы науки как факт  общественного и индивидуального самосознания, что делает её частью повседневного  практического  опыта  и тем самым выводит из сферы научного знания. Подобный статус генеалогии актуализирует проблему  трансляции родоведческого знания, особенно в современном обществе, в котором роль и значение родственных связей значительно ниже, чем в обществе традиционном, однако последние сохраняют свой базисный характер. 

Интерес к преподаванию генеалогии  возник в России в эпоху расцвета отечественной исторической науки – во второй половине ХIХ века, однако первый опыт введения в программы ВУЗов отдельного курса генеалогии оказался неудачным. В начале1879 г.  известный популяризатор генеалогии Н.П.Петров прочитал в стенах Санкт-Петербургского Археологического Института две пробные лекции по генеалогии, после чего, несмотря на то, что в Петербурге работали видные генеалоги и источниковеды, такие как Н.П.Лихачев, А.П.Барсуков, Д.Ф.Кобеко, подобные попытки в столице больше не возобновлялись (1). Значительно более успешно развивалось преподавание генеалогии в Московском Археологическом Институте и его филиале в Нижнем Новгороде. Здесь курс лекций по генеалогии с 1908 по 1913 гг. читал крупнейших русский генеалог Л.М.Савёлов, оставивший нам первый учебник по этой дисциплине: «Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском Археологическом Институте» (2). Учебник содержал две основные части: методическую и источниковедческую, причем предпочтение явно отдавалось второй. Курс лекций имел четко выраженную практическую направленность и ставил своей целью научить самостоятельно заниматься генеалогическими исследованиями  (3). Под руководством М.Л.Савёлова также были защищены шесть магистерских диссертаций по генеалогии, его лекции слушали многие будущие генеалоги.

После ухода Л.М.Савёлова из Московского Археологического Института,  лекции по генеалогии в нём продолжал читать в 1914 – 1919 гг. Ю.В.Арсеньев. Его курс лекций до сих пор не опубликован. Он строился на иных методических основаниях, нежели курс Л.М.Савёлова. Ю.В.Арсеньев не замыкался на обеспечении чисто практических потребностей генеалогического исследования; используя западноевропейский методический опыт, он не делал из своего курса прикладное пособие по генеалогическому источниковедению, а включал российскую генеалогию в более широкий европейский контекст. Как справедливо заметил О.Н.Наумов,  курс лекций Л.М.Савёлова систематизировал и подводил итоги развития русской генеалогии к началу ХХ в., а курс Ю.В.Арсеньева – открывал её перспективы (4). Генеалогия преподавалась в Московском Археологическом Институте разными лицами до1922 г., вплоть до включения его Московский университет.

После революции начавшийся было расцвет генеалогии и её преподавания в России был надолго прерван; точнее, траектория её развития была чрезвычайно искривлена внешними обстоятельствами. Скомпроментировав себя обслуживанием практических интересов уничтоженного сословия дворянства,  лишившись таким образом социального заказа и системы организации собственного знания, генеалогия как наука довольно быстро деградировала.  Кроме этого фактора, на деградации системы преподавания генеалогии сказалось также  изменение интересов исторической науки: от политической истории, связанной так или иначе с уникальными историческими факторами, историческим микроуровнем (в рамках такой парадигмы генеалогические методы были наиболее востребованы)  к живописанию масштабных исторических полотен, где субъектами выступали крупные социальные группы – классы, этносы, государства. Таким образом, отдельный человек и его ближайшее социальное окружение,  являющиеся главным объектом генеалогического исследования, перестали интересовать историков. Кроме того, крупные социальные катаклизмы 20-х - 40-х гг. разорвали родственные связи, разметали представителей отдельных родов и семей по стране и миру, нанесли огромный удар по всей демографической системе России. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в 20-е - 30-е гг. преподавание генеалогии в ВУЗах велось эпизодически, нерегулярно, главным образом в Московском университете, Историко-архивном  институте, на архивных курсах   В.С.Арсеньевым, Н.П.Чулковым, С.Б.Веселовским и немногими другими (5). Уже в самом начале 20-х гг. в первом советском учебнике вспомогательных исторических дисциплин А.М.Большаков, отмечая большую роль генеалогии, между тем указывал, что курс этой дисциплины не читается ни в одном ВУЗе страны (6).

Самосохраниться генеалогии в это нелегкое для неё время позволил отмеченные выше её особый статус: она либо ушла в неисторические научные области – генетику, медицину, биологию, евгенику, литературоведение, музееведение, либо – на периферию исторической науки. За исключением Историко-архивного института, генеалогия если и преподавалась, то не в качестве отдельного курса, а в составе вспомогательных исторических дисциплин.

Между тем, общее повышение в послевоенный период интерса к отчественной истории, и в частности – к политической и экономической истории русского средневековья, с неизбежностью требовал использования генеалогических методов для наиболее эффективного решения поставленных задач. Крупнейшие отечественные историки-медиевисты, прославившиеся как создатели классических в советской историографии историко-генеалогических трудов такие, как С.Б.Веселовский, А.А.Зимин, В.Б.Кобрин, А.Л.Станиславский, В.Л.Янин, в условиях отсутствия системы преподавания генеалогии как научной дисицплины приобрели систематические генеалогические знания по сути дела путем самообразования и на основе огромного личного исследовательского опыта (7).

Начиная с 70-х гг. в связи со стабилизацией общества постепенно возрождается общественный интерес к вопросам генеалогии (8), что создает потребность в создании эффективной системы трансляции генеалогического знания, системы подготовки специалистов и смене парадигм исторической науки.  Между тем даже в 80-е гг. исследователи отмечали отсутствие системы преподавания генеалогии,  в частности – для архивных работников (9). Эта потребность смогла реализоваться только на рубеже 80-х –90-х гг. на пике Перестройки и получила широкое развитие в последующий период. Нестабильность настоящего состояния общества, крайняя неуверенность в будущем заставляют его членов искать опору и духовные ориентиры в прошлом. Гласность, появление независимой печати и общественных организаций, ослабление цензуры стали теми дополнительными факторами, которые способствовали канализации общественной активности в русло генеалогических изысканий. Начала структурироваться система хранения и передачи генеалогического знания. Пожалуй, «первой ласточкой» в этом поступательном процессе можно назвать образование в декабре1987 г.при Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде общественного семинара «Генеалогия и история семьи». В 1990-1991 гг. на основе уже существовавших родоведческих кружков воссоздаются образованные ещё до революции Русское генеалогическое общество в С.-Петербурге и Историко-родословное общество в Москве, которые начинают вести широкую генеалого-просветительскую работу. Широкая потребность в родоведческой информации нашла своё выражение и в том, что центры преподавания генеалогии появились в провинции, практически не имевшей подобных традиций.

Первопроходцем здесь стала Пермь, где в1991 г. была образована Ассоциация генеалогов-любителей, под эгидой которой была создана школа генеалогов-любителей (10). Кроме того, Президент АГЛ А.Н.Онучин начал преподавать спецкурс «Историческая генеалогия» на историческом факультете Пермского госуниверситета (11). Практически одновременно, в1991 г. генеалогия начинает преподаваться в виде отдельных спецкурсов, либо вводится в курс вспомогательных исторических дисциплин в ряде других ВУЗов, например – в Казанском госуниверситете, в Курганском госпединституте, Московском  госпедуниверситете и др. (12). Появляются методические материалы в виде программ и методических рекомендаций (13), справочников (14), учебных пособий. Пожалуй, первым после Л.М.Савёлова ВУЗовским учебником по генеалогии стало пособие С.В.Белецкого «Введение в генеалогию» для студентов Санкт-Петербургской академии культуры. Довольно несовершенное, между тем оно даёт столь необходимые базовые методические рекомендации  и соориентировано прежде всего на изучение собственного родословия (15). Более разработанным представляется вышедшее в Кемерово учебное пособие для студентов «Отечественная генеалогия» И.Ю.Ускова (16), включающее как теоретический, так и методический и источниковедческий разделы. Появление этих работ можно только приветствовать, однако это не снимает с повестки дня создание полноценного, детально проработанного прежде всего в методической части учебника по генеалогии для высшей школы.

При его разработке необходимо учесть два противоположных подхода, выявившихся в преподавании генеалогии: с одной стороны, это – теоретизация курса, что в крайних формах разрывает связь с историческим и источниковым материалом и затрудняет впоследствии применение полученных знаний на практике. С другой стороны – излишняя «практицизация» преподавания дисциплины, что чревато сужением поля зрения будущего исследователя. При огромном разнообразии источниковой базы генеалогического исследования и бесчисленном количестве конкретных проблемных ситуаций, подобного рода «натаскивание» может заранее обеднить исследовательский кругозор генеалога и лишить его труд перспективы.  Серьезная задача которая, судя по всему, до сих пор не разрешена и требует разрешения – это поиск некоей «золотой середины» между преподаванием теории и практикой. Думается, этого можно достичь только на путях акселерированного преподавания генеалогии, когда во-первых, ее элементы актуализируются в рамках различных учебных дисциплин, во-вторых -  связаны с самой научной практикой по подготовке курсовых и дипломных работ, в-третьих, сориентированы на подготовку новых исторических источников (родословные, устные источники и т.д.) (17).

Новым явлением в сфере трансляции генеалогического знания стала организация кабинетов генеалогии в музеях и библиотеках (пример тому – деятельность О.В.Рыковой, И.В.Сахарова) (18) и, главным образом, преподавание родоведения в общеобразовательных школах. Общая тенденция к гуманизации образования и потребность в повышении эффективности  учебного процесса сделали генеалогию актуальной и востребованной педагогическим сообществом. Оптимизация учебного процесса видится сейчас не столько на путях усвоения и последующей репродукции всё возрастающего объема вторичных знаний (что само по себе важно, но стратегически бесперспективно в зарождающемся информационном обществе), сколько в умении научить учиться, научить самостоятельно искать и находить информацию, а впоследствии – оперировать ею. С этой последней точки зрения трудно найти дисциплину, более отвечающей данной перспективе, чем генеалогия. Работа по трансляции генеалогического знания проводится в общеобразовательной школе в разных формах: в виде кружков родоведения, факультативов, спецкурсов по генеалогии, истории семьи, краеведению, вспомогательным историческим дисциплинам (20), организации конкурсов соответствующей тематики и т.д.

Первоначально школьная генеалогия, зародившаяся как заметное явление в самом начале 90-х гг. (21) выросла из краеведческих конкурсов. Конкурсы среди школьников начали регулярно проводиться с1990 г. в С.Петербурге,  затем – в рамках международной программы «Древо жизни» (с1991 г.) и Всероссийской программы «Моя родословная» (с1992 г.) (22) распространились на столицу и на провинцию. Так, в Кабардино-Балкарской республике в конце 2002 -  начале2003 г. под эгидой большого количества государственных и общественных организаций был успешно проведен республиканский конкурс «Моя родословная» итогом чего, в частности, стали не только общественный резонанс и повышение интереса к собственному родословию, но и публикация работ лучших учеников (23). Жанр конкурса не ограничивает школьников в выборе темы исследования. Чаще всего объектами становятся в первую очередь род или семья самого автора, во-вторую – род какого-либо известного деятеля.

Постепенно, благодаря успешной работе крупнейших и наиболее акторитетных генеалогических обществ – РГО в С.-Петербурге и ИРО в Москве, появлению генеалогических обществ, клубов, кружков во многих других городах страны, развитию краеведческого движения, инициативе школьных учителей периодические конкурсы, сохраняясь как важная сфера родоведческой работы, отходят на второй план, уступая место постоянным факультативам и спецкурсам для учеников как старших и средних (5-11 кл.), так и младших классов (24).  Постоянное акселерированное проведение занятий по генеалогии позволяет решить широкий круг педагогических задач как образовательного так и воспитательного уровней: удовлетворение интеллектуальных и художественных творческих потребностей, организация культурного досуга, накопление опыта самостоятельного поиска информации и самообразования, тренировка личностных качеств, вырабатываемых родословными исследованиями: терпеливость, аккуратность, целеустремленность и т.д. Наконец, подобного рода исследования позволяют восстановить связь поколений т.к. без активного участия родственного окружения школьнику создать родословие своей семьи в принципе не возможно (25).

В этой связи чрезвычайно важным направлением развитие школьной генеалогии стало бы появление учебника, прежде всего ориентированного на учителей, не имеющих порой кроме энтузиазма и горячего интереса к родоведческим исследованиям необходимой методической подготовки, а также на школьников.  Довольно удачным примером такого пособия является недавно вышедшая книга учителя В.С.Мартышина «Твоя родословная» (26), где сочетается доступное изложение, широкий тематический охват и детально разработанный методический аппарат.

В школьной практике можно использовать также те пособия, которые соориентированы на широкие слои любителей генеалогов. Подобного рода пособия начинают выходить с1991 г. и особенно много их появилось в последнее время. Это – пособия А.Н.Онучина, Э.А.Каллистратовой, М.Б. Петриченко и других авторов (27), не говоря уже о многочисленных кратких памятках, помещенных как в журналах, так и в интернете (28).

Таким образом, главная проблема  заключается в потребности свести в единую систему процесс трансляции столь востребованного современным российским обществом генеалогического знания на всех уровнях – профессиональном, любительском и самом широком популярном.

 

Авторы статьи:

Свищев Павел Александрович (1968 – 2003), кандидат исторических наук, основатель и первый председатель Зауральского генеалогического общества.

Свищева Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы КМИ, член Зауральского генеалогического общества с 2000 года.

 

Примечания

1. Пашков А.М. Генеалогия в отечественном архивном образовании в конце Х1Х – начале ХХ вв. М., 1984. ( рукопись деп. в ИНИОН РАН), С.4-5;

2. Савёлов Л.М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском Археологическом Институте. Первое и второе полугодие. М., 1908-1909, (репринт 1994);

3. Пашков А.М. Указ. соч.  С.15-16;

4. Наумов О.Н. Московская генеалогическая школа конца Х1Х – первой половины ХХ вв. Автореф. … канд. ист. наук. М., 1995. С. 15;  Он же. Ю.В.Арсеньев и развитие вспомогательных исторических дисциплин в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. // Историческая генеалогия. Екатеринбург – N.Y., 1995. № 6, С.19;

5. Наумов О.Н. Московская генеалогическая школа… С.18;

6. Большаков А.М. Вспомогательные исторические дисциплины. Изд. 4-е, М., 1924, С.181;

7. Липаков Е.В. Из опыта преподавания генеалогии в Казанском университете // Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, Общественные организации. Тез. докл. и сообщ. науч. конф. М., 1994, С.93;

8. См.: Рыхляков В.Н. Опыт библиографии отечественной генеалогии. Ч.3, Спб, 2000;

9. Медушевская О.М.  О пролемах генеалогии // Советские архивы. 1989, № 6, С.33; Петрова О.В. О развитии генеалогической методики // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сб.ст. М., 1988, С. 206;

 10. Программа школы генеалогов-любителей. Пермь, 1991;

11. Онучин А.Н. Спецкурс «Историческая генеалогия» на историческом факультете Пермского госуниверситета // Вспомогательные исторические дисциплины: высшая школа, исследовательская деятельность, Общественные организации… С.115-116; [Онучин А.Н.] Программа спецкурса “Отечественная генеалогия” (рукопись, личный архив автора);

 12. Липаков Е.В. Указ. соч. С. 94; Свищёв П.А. Из опыта преподавания генеалогии в Курганском пединституте // Известия Русского генеалогического общества (С.-Петербург), 1998, Вып 9, С.88-89; Наумов О.Н. Из опыта преподавания генеалогии в Московском педагогическом университете // Генеалогические вести  (С.-Петербург), 2001, Вып. 3, С.24-27;

 13. Например: Менщиков В.В. и др. Программы учебных дисциплин по кафедре истории России. Курган, 1996, С.36-42; Вспомогательные исторические дисциплины. Методические рекомендации…/ Сост. А.И.Королёв. Самара, 2000, С.18; Вспомогательные исторические дисциплины. Программа курса / Сост. О.Н.Наумов. М.,1999, С. 19-20, 36-38; Рабочая программа по спецкурсу «Отечественная генеалогия» / Сост. И.Ю.Усков. Кемерово, 2001;

 14. Свищёв П.А. Методические рекомендации и материалы по использованию генеалогии в курсе истории России (досоветский период) для студентов-историков. Курган, 1993; Научная редакция В.В.Пундани. Генеалогические таблицы западноевропейского средневековья / Сост. Т.А.Хворостьянова. Магнитогорск, 1996;

 15. Белецкий С.В. Введение в генеалогию. Учебное пособие. Спб, 1997;

16. Усков И.Ю. Отечественная генеалогия. Учебное пособие. Кемерово, 2002;

 17. Свищёв П.А. Из опыта преподавания генеалогии… С.89;

 18. Шаховской Д.М. Некоторые итоги и новые перспективы русской генеалогии // Россия и зарубежье: генеалогические связи. Тезисы. М., 1999, С. 62; Рыкова О.В. Собрание Ю.Б.Шмарова в научно-справочном генеалогическом центре в Государственном музее им. А.С.Пушкина // Летопись Историко-родословного общества (Москва). М., 1995, Вып. 3 (47), С. 101-102;

 19. Богоявленский Б., Митрофанов К. Конкурс «Прошлое России в истории моей семьи». Рекомендации для участников // http://www.vgd.ru;

 20. Колмаков А.И. История становится ближе // Преподавание истории в школе. 1994, № 3, С. 45; Куделко С.М., Посохов С.И. Программы факультативных курсов // Преподавание истории в школе. 1991, № 4, С. 121; Петрова Н.Г. Курс “Введение в историю” // Преподавание истории в школе. 1993, № 1, С. 44; Борисенко М.В. Основы отечественного родословия и геральдики. Программа специального курса… Спб, 1996;

 21. Благово Н.В. Десятилетие генеалогических исследований школьников // Родословные петербургских семей. Исследования по генеалогии учащихся Санкт-Петербурга. Спб, 1999, С. 4;

 22. Александрова Н.А. Генеалогические исследования российских школьников // Летопись Историко-родословного общества. М., 2002, Вып. 6-7 (50-51), С. 132; Благово Н.В. Указ. соч. С. 4;

 23. Документы Первого Республиканского конкурса  «Моя родословная» // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2002, № 1, С. 8;

24. Чернова М. Рефераты старшеклассников // История (Приложение к газете «Первое сентября»), 1995, № 8, С.5;

25. Скляров И. История и культура родного края // История Приложение к газете «Первое сентября»), 1994, № 41, С.5;

26. Михайлов А.А. Генеалогия в псковских щколах // Известия Русского генеалогического общества Спб, 1995, Вып. 4, С. 26;

27. Борисенко М.В. Первые уроки генеалогии в школе // Там же, С. 23; Рыхляков В.Н. Метров посрамив… (о книге В.С.Мартышина “Твоя родословная”) // Генеалогические вести. Спб, 2001, Вып. 4, С. 57; Моя родословная. Пособие для начальной школы / Автор-составитель В.С. Василевская. М., 1999;



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites